Урок биологии в 6-м классе по теме: "Мир культурных растений" (урок-путешествие)

Разделы: Биология


Цели урока:

  • расширение и углубление знаний учащихся по биологии;
  • развивать способность выступать перед аудиторией, умение слушать других;
  • развивать способность ребят работать в группах.

Оборудование:

  • “Карта полушарий”,
  • рисунки,
  • фотографии культурных растений,
  • колосья злаков, початки кукурузы,
  • муляжи овощей, фруктов,
  • настоящие овощи и фрукты,
  • различные пряности.

За неделю до урока весь класс делится на 4 группы, которые должны представлять путешественников из разных стран. Ребята готовят сообщения о культурных растениях, которые были завезены в Европу этими путешественниками. Каждая группа может подготовить соответствующую одежду и реквизит.

Вступительное слово учителя:

Мы не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба, в нашем дневном рационе есть крупы, макароны, картофель, овощи и фрукты. Все эти разнообразные продукты мы получаем от культурных растений. Между тем, в истории человечества, было время, когда не существовало ни культурных растений, ни домашних животных. Нашим далеким предкам приходилось довольствоваться лишь тем, что они находили в окружающей природе: собирали плоды, ягоды, клубни, луковицы, семена. Не брезговали мелкими животными – ящерицами, мышами, улитками.

Люди замечали, что случайно оброненные в рыхлую землю семена давали всходы. А на выросших растениях появлялось много семян или плодов. Со временем человек догадался, что может сам творить это чудо. До того, как люди открывали новые земли, и страны они окультуривали и выращивали только те растения, которые росли в их местности. Из своих далеких люди везли новые ранее не известные в Европе растения.

На этой карте вы можете увидеть, где родились растения, ставшие обычными на нашем столе. Сегодня мы совершим, мысленно конечно, необычное путешествие на родину предков культурных растений. В этом нам помогут путешественники, которые привезли эти растения когда-то в Европу в Эпоху Великих географических открытий.

Первые наши путешественники прибыли с западного побережья Южной Америки – это испанские завоеватели – конкистадоры Что же за растения они нам привезли? О чем поведают?

Белые кисти –
Напрасный наряд,
Зеленые кисти –
Опасный яд,
Но под ногой –
Клад дорогой.

Входит группа учащихся одетых как путешественники. В руках у них блюдо с картошкой, рисунки с изображением растения – картофеля.

Первый путешественник:

Было с ним чудес немало,
Наконец и к нам попал он.
Путь был долог и далек –
С запада и на восток.
Силой гор волшебных, дивных,
Покажу вам путь тот длинный!

Из какого еще растения можно приготовить столько полезных и вкусных блюд, как из картофеля! Картофель всегда занимает одно из первых мест на нашем столе – вареный и жаренный, с маслом и сметаной. Картошка – прекрасный гарнир к мясу и рыбе. Без него и суп не тот. Из картофеля вырабатывают спирт, а из спирта синтетический каучук и многое другое.

Но таким универсальным продуктом картофель стал не так уж и давно.

Впервые европейцы узнали вкус картофеля всего около четырехсот лет назад. Родина картофеля – Южная Америка (Чили, Перу), где он и сейчас произрастает в диком виде в горных районах. В Андах, на высоте от 500 до 4500 м, можно встретить почти все известные виды этого растения.

Второй путешественник:

Испанские завоеватели в конце XV в. обнаружили на западном побережье Южной Америки совершенно не знакомый им продукт питания, который у местных жителей назывался “чуньо”. Это были высушенные клубни некоторых видов картофеля. Хранить сырой картофель еще не умели, поэтому индейцы рассыпали вымытые клубни на солнце, а затем оставляли их на ночь на морозе (надо сказать, что в горных районах Анд ночи обычно морозные). Промораживание способствовало удалению влаги, уменьшало горечь клубней. После высушивания получался белый крахмалистый продукт, который отлично хранился и спасал жителей Анд от голода зимой и в неурожайные годы.

Третий путешественник:

Первое печатное сообщение о картофеле было сделано испанским путешественником Педро Сьеза де Леоном в 1553 г, а ботаническое название этому растению дал швейцарский ботаник Каспар Бохен, он назвал его Solanum tuberosum – картофель обыкновенный.

Это название сохраняется и по сей день. Долгое время картофель высаживали в ботанических садах и на аптекарских огородах. Только через 200 лет он появился на крестьянских огородах и полях.

Сначала картофель в пищу не употребляли: придворные дамы украшали прически его цветами. В Германии перед дворцами королей разбивали картофельные клумбы. И только значительно позднее картофель стал продуктом питания.

Четвертый путешественник:

“Земляные яблоки” (так в то время называли картофель во Франции) были встречены весьма недружелюбно. Даже в знаменитой “Большой энциклопедии”, которую издали в 1765 г виднейшие ученые Франции, было написано: “Картофель – это грубая пища, годная только для нетребовательных желудков”. Подозрительное отношение к картофелю поддерживалось церковниками, которые называли его “чертовым яблоком”. Они утверждали, что это растение разносит проказу и вызывает одурь. Надо сказать, что известные в ту пору сорта картофеля содержали много соланина – вещества, которое придает клубням горький привкус и в больших дозах вызывает отравление.

Со временем утвердилась репутация картофеля, как ценного продукта, хотя и выращивали его в очень не больших количествах. Картофель был большой редкостью и считался деликатесом. Его подавали к столу лишь в богатых домах.

Пятый путешественник:

В конце XVI I в. это растение было завезено в Россию. Петр I, находясь в это время в Голландии, послал фельдмаршалу Б.Шереметеву мешок картофеля

В 1736 г. картофель уже значился в каталоге растений Петербургского аптекарского сада.

Распространение картофеля у нас вначале происходило очень медленно. Плохое отношение к новой культуре было вызвано тем, что у картофеля была мощная ботва и мелкие горьковатые клубни.

Население не знало еще, как нужно выращивать эту культуру, сеяли густо, растения затеняли друг друга и давали еще более мелкие и менее вкусные клубни.

Труден был путь картофеля по странам Европы, но, в конце концов, эта сельскохозяйственная культура завоевала всеобщее признание и сейчас стала “вторым хлебом”.

Учитель:

Был зелен плод – не просился в рот.
Положили в лежку – он сменил одежку,
Красную надел – для еды поспел.
- Что это за растение? (Томат)

Далее посетим родину томата – Мексику и послушаем путешественников, которые привезли этот удивительный овощ в Европу.

Выходит группа учащихся, которые готовили рассказ о томатах. У них в руках блюдо с муляжами или с настоящими томатами.

Первый путешественник:

Большинство исследователей считают, что родина этого растения горные районы Перу и Эквадора. Отсюда дикий предшественник томата, как сорняк, проник в другие тропические районы Ю. Америки. В Мексике томат стали впервые возделывать, как культурное растение. Диких родственников томата и по сей день находят в тропических лесах Ю. Америки.

Появление томата в Европе произошло в эпоху Великих географических открытий. На кораблях завоевателей, тяжело груженных золотом, награбленном у индейцев, в Старый свет плыли и семена диковинных растений. В летописях говорится, что томаты были завезены на наш континент Эрнаном Кортесом в 1523г., вскоре после завоевания Мексики.

Второй путешественник:

Далее томаты завезли в Азию (на Филиппины). Потом в Китай, Японию и Индию.

Появление томата в Великобритании зафиксировано в 1579г. В этой стране их называли “яблоко любви”.

В России помидоры появились во второй половине XVIII в. Томат сначала разводили в окрестностях Бахчисарая. Из Крыма растение начало распространяться по югу нашей страны. Более известное в нашем быту название томата – помидор – происходит от итальянского “помо доро”, “золотое яблоко” и объясняется тем, что первые томаты были желтоплодными.

Третий путешественник:

Плоды нового растения в европейских странах, за исключением Италии, стали употреблять в пищу не сразу. Считали, что плоды томата ядовиты, так как его близкими родственниками по семейству пасленовые являются белладонна и мандрагора – растения ядовитые. Рассказывают, что враги Джоржа Вашингтона даже пытались отравить его плодами томата. Повар-шпион Джеймс Бейли приготовил блюдо с ломтиками помидоров. Джорж Вашингтон - же вопреки ожиданиям заговорщиков стал нахваливать новое кушанье.

Четвертый путешественник:

В X VII в. в Европе томат был обитателем лишь ботанических садов и аптекарских огородов. Особым спросом пользовались цветки томата у европейских модниц. Появиться на светском рауте с соцветием томата, прикрепленным к корсажу, считалось высшим шиком.

В настоящее время томат распространен по всему миру.

Учитель – Спасибо, вам, господа путешественники. Занимайте свои места и продолжим наше путешествие.

Выходят ребята с подсолнухами и початками кукурузы в руках.

Хоть чином я не хан,
На голове – султан,
И с золотом кубышки
Запрятаны под мышки! ( Кукуруза)

Висит дом кверху дном:
Семьсот каморок – и все без запорок.
А в каждом жилец – черный жилет. (Подсолнух)

О каких растениях идет речь в этих загадках? Послушаем же третью команду путешественников во главе с Христофором Колумбом.

Христофор Колумб:

Кукуруза (маис) очень важная зерновая культура. Родина – Мексика. Более 5 тысяч лет возделывается кукуруза в Америке. Индейцы считали маис чудесным даром богов; они обожествляли его, верили, что от него зависит благополучие. Кукурузу возделывали разные индейские племена. Сколько мифов и легенд можно услышать о кукурузе!

Моряк из команды:

В одной из них рассказывается, что бог Маис был сыном бога Солнце и богини Луны. Но нашлись божества, которые позавидовали красоте и силе юноши и убили его, разрубив тело на части. Индейцы верят, что куски тела Маиса превратились в зерна. Сколько праздников посвящено ему! Не перечесть!

У северного племени майя был культ бога кукурузы Чинтеотля.

А в столице инков Куско в храме Солнца проводились ритуалы, связанные с кукурузой.

Второй моряк из команды:

На другие континенты кукуруза попала в XV в. – после открытия Америки.В 1492 г. Колумб привозит кукурузу в Европу.

Если раньше на родине кукурузу выращивали в основном для получения продуктов питания, то сейчас ее используют гораздо разнообразнее. Крахмал, спирт, глюкоза, сахар, масло, витамины и многое другое получают из зерна. А сухие листья, стебли, стержни и обертки початков перерабатывают в бумагу, вискозу, линолеум, пластмассу, активированный уголь и т.д.

Христофор Колумб:

Подсолнечник тоже, когда-то считался священным растением. Разве это не чудо! Солнце на востоке – и соцветия смотрят туда же, солнце на западе и соцветия на запад. Золотое изображение “солнечного цветка” носили на торжественных церемониях.

Когда завоеватели высадились на берегах юга Северной Америки, то на полях увидели необыкновенные желтые цветы. Колумб в своих дневниках записал: “Я видел злак, называемый маисом.” А один из его спутников описал маис подробнее: “На полях росли растения высотой больше метра. Казалось, что они из чистого золота, а их листья из серебра”. Испанцы стали разгребать землю: они думали, что растения растут на золотых россыпях.

Моряк из команды:

Родина подсолнечника – Мексика. Первые семянки были привезены в Европу испанцами в 1510 г. и высеяны в Мадридском ботаническом саду.

В Россию подсолнечник попал при Петре I из Голландии и долгое время оставался огородным и декоративным растением. В 1829 г. Бокарев – крепостной крестьянин графа Шереметева открыл новое свойство “солнечного цветка”.

При помощи примитивного ручного пресса он извлек из семян подсолнечника золотистое вкусное масло. В России подсолнечник превратился из декоративного растения в масличную культуру. Поэтому Россию по праву считают второй родиной подсолнечника. Отсюда он начал новое путешествие по миру.

Учитель:

Спасибо команде Христофора Колумба. Было очень приятно узнать много нового о таком известном овоще – помидоре.

Входит группа учеников, одетых в восточные одежды. В руках пакетики, коробочки на которых написаны названия различных пряностей: корица, гвоздика, ваниль, перец и т.д. Звучит восточная музыка.

Учитель:

К нам пожаловали купцы восточные, заморские. С чем прибыли господа? О чем вы нам поведаете?

Первый купец:

Привезли мы вам пряности разные, душистые. О них и расскажем сейчас.

Пряности – разнообразные части растений, обладающие устойчивым специфическим ароматом и разной степенью жгучести. Это были первые вещества, которые человек стал добавлять к пище, возможно даже раньше соли. На Востоке пряности употребляли уже 5 тыс. лет назад.

Второй купец:

В годы раннего средневековья, центр торговли пряностями был в Константинополе, а еще позже в X I V в. монополистом стала морская держава – Венеция. Цены на пряности в это время выросли неимоверно и поэтому использовались только очень богатыми людьми.

В средние века пряности часто заменяли в платежах золото и даже служили мерой веса.

Так 1000 зерен хорошего черного перца должны были весить ровно 460 г.

Третий купец:

Из-за баснословной прибыли от торговли пряностями были попытки их подделки. Это потребовало серьезных мер по их пресечению.

Так, во Франции за первую попытку фальсификации молотого перца – гигантский штраф, за вторую – арест с полной конфискацией имущества и запрет на торговлю.

В Германии за подделку самой дорогой пряности – шафрана – виновника сжигали или закапывали живьем в землю

Четвертый купец:

Великие географические открытия конца XV – начала XVI вв, открыли морской путь в Индию вокруг Африки, Америки…

Еще Васко да Гама привез из своего плавания перец, корицу, гвоздику и имбирь.

Испанцы завезли из Америки не известные на Востоке ваниль и стручковый перец.

Центр мировой торговли пряностями переместился в Португалию и Испанию и поэтому, пряности стали широко вводиться в культуру и стали более доступными по цене.

Учитель:

На этом наше путешествие заканчивается. Большое спасибо всем мореплавателям, купцам за то, что они выбрали время и рассказали нам о тех местах, которые посетили и тех растениях, что с собой привезли.

Сегодня мы с вами узнали много интересного о растениях, которые стали привычными на нашем столе и без которых мы не представляем наш рацион. Конечно, это далеко не все растения, родиной которых являются другие страны и континенты. На следующих уроках мы обязательно узнаем, откуда появились ананасы и апельсины, какао и арахис, дыни и арбузы и многие другие растения, а сейчас нам пора прощаться с нашими гостями. Урок-путешествие окончен. До новых встреч!