ЗАДАЧИ:
- расширить кругозор знаний учащихся о природе, развитие логического и творческого мышления, внимания, памяти;
- прививать интерес к предметам на основе связи с жизнью и практикой;
- отрабатывать умения выполнять действия с десятичными дробями.
ОБОРУДОВАНИЕ: Картины овощей и животных, карточки задания, графические схемы, коды, уравнения.
ХОД УРОКА
I. Музыка П.И. Чайковского “Вальс цветов”.
Кто узнал музыку?”
Оказывается, в древнерусском календаре месяц апрель назывался "цветень”. Как думаете, почему?
Действительно, апрель — второй весенний месяц. В это время земля начинает пробуждаться от зимней спячки. Недаром и в нашем современном календаре в апреле отмечаются такие дни, как день птиц (1 апреля), 22 апреля — Международный день Земли, а в нашей школе именно на этот месяц приходится неделя биологии. Вот мы сегодня и совершим биологическое путешествие в город Десятичных дробей. Мы побываем в: Замке запятой, Волшебном саду, в гостях у Мага, познакомимся с удивительными животными, посетим Дворец смекалки. А в дороге нам помогут строки стихотворения, которые написаны у вас в маршрутном листе.
Давайте их прочитаем хором.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Никогда не давались легко
Достижения людям.
Физ. Минутка.
Прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны подготовиться. А для этого активизируем наши органы, которые нам будут необходимы. Первое, что нам будет необходимо — это зрение, вы будете читать и писать. Зарядка для глаз (работаем вместе с язычком). Готовим уши — оттопырить ушки, прижать (3 р). Растирание снизу вверх (2 р). Готовим пальчики (упр. кольца). Сосредоточились — выбрасываем пальцы — у кого совпало количество выброшенных пальцев с моим? Тридцать секунд смотрим на синий кружок (активизирует математическое мышление) или зеленый (активизирует гуманитарное мышление).
II. Жила-была маленькая Запятая. Была она очень несчастная: ученики забывали ее ставить в предложениях, учителя снижали им за это оценки, ученики ворчали, ругали запятую, все от нее отмахивались. И решила она уйти из страны “Грамматика” в страну “Математика”. Но не скоро дело делается. Она, так же, как и нуль, долго путешествовала по городу Натуральных чисел и городу Обыкновенных дробей, но никто не обращал на нее там внимания. Устав от путешествия, она попала в город Десятичных дробей. Здесь запятой все были очень рады, она была здесь важной жительницей, а жили запятые на главной площади города в огромном Замке. Поначалу нашей путешественнице было трудно, она не знала всех правил и часто из-за этого попадала в неловкое положение. “Самое главное”, — говорили ей жители этого города — десятичные дроби,— “ты должна быть очень внимательной”. Иногда думают, что от положения маленькой запятой ничего не зависит и расставляют их наугад, а в Математике, как и в Грамматике запятая играет важную роль.”
1) 0,134 х 1000 = 1,34
2) 16,12 : 4 = 4,3
3) 1,06 + 0,4 = 1,1
4) 5,72 – 0,2 = 5,7
5) 16,5 : 0,1 = 1,65
6) 27,18 0,01 = 2,718
7) 5 : 100 = 0,5
Вот мы и справились с заданием. Я думаю, что запятая осталась нами довольна.
III. Мы отправляемся дальше, в Волшебный сад. Здесь растут как удивительные растения, так и те, которые есть и в нашем огороде. Узнать, какие растения здесь растут, помогут дроби, а так же подсказки-помощники. Работа в тетрадях.
7 примеров — решает I группа уч-ся (слабоусп.) II группа учащихся (хорошо успев.) III группа уч-ся (успешно справ.)
К доске выходят по одному решившему пример из группы — (верный ответ — жетон).
На доске 1ответ буква
1.
2.
3. и.т.д.
№ примера | А | Е | З | К | Л | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Ь |
1 | 5 | 0,3 | 45 | 50 | 0,05 | 3 | 4,5 | 500 | 30 | 0,5 | 10 | 0,1 | 0,3 |
2 | 0,6 | 81 | 7,2 | 5,64 | 0,81 | 6 | 810 | 18 | 60 | 1,8 | 8,1 | 0,18 | 0,06 |
3 | 0,604 | 7,12 | 657 | 6,57 | 7,2 | 0,72 | 60,4 | 0,0657 | 6,12 | 604 | 6,04 | 65,7 | 64 |
4 | 0,64 | 54 | 142 | 13,2 | 1,42 | 1,39 | 50,4 | 64 | 1,32 | 6,4 | 14,2 | 13,9 | 5,4 |
5 | 75 | 42,8 | 32 | 8,5 | 0,75 | 4,28 | 2,3 | 7,5 | 0,32 | 2,12 | 2,1 | 3,2 | 0,21 |
6 | 0,48 | 0,42 | 235 | 3,18 | 48 | 4,2 | 0,235 | 42 | 480 | 2,35 | 4,8 | 0,042 | 5,4 |
7 | 0,2 | 15,7 | 0,1 | 1,57 | 157 | 1 | 2 | 8,2 | 10 | 0,02 | 82 | 0,01 | 20 |
8 | 430 | 0,3 | 0,18 | 3 | 18 | 30 | 0,43 | 180 | 4,3 | 1,8 | 0,03 | 0,0018 | 43 |
9 | 0,205 | 230 | 4,53 | 0,23 | 205 | 23 | 2,5 | 0,453 | 25 | 2,3 | 20,5 | 45,3 | 0,0205 |
А теперь послушаем наших помощников.
Первый Помощник. Загадывает первую загадку. Голова.
В Древней Греции этот овощ обрел широкое признание и необыкновенную популярность. Считается, что это растение — первый овощ, который встретился человеку.
Выдающийся полководец древности Александр Македонский, по преданию, всегда перед боем считал необходимым накормить своих воинов именно этим овощем: видимо, он был уверен, что в этом секрет его побед.
Интересно, что великий математик и философ Пифагор не только прославлял этот овощ, но, говорят, еще и занимался его разведением: недаром один из лучших сортов в древности называли именем Пифагора.
Этот овощ усиленно советовали принимать при различных заболеваниях.
Ученые не без основания считают, что древние славяне получили эту культуру от греко-римских колонистов Крыма и других районов Причерноморья. Латинское название этого растения в переводе означает “голова”.
Что это за растение? (Капуста.)
Второй помощник. Загадка № 2. Впечатление
В 1492 году, спустя несколько дней после открытия островов в Карибском море, Христофор Колумб сделал запись о неведомом европейцам зерновом растении, а также о способе его использования населением Кубы. Однако первые образцы были доставлены в Испанию только по возвращении из второго путешествия.
Сильное впечатление произвели на испанских путешественников обширные посевы этой культуры в Латинской Америке. Считая новооткрытый континент краем несметных богатств, они готовы были встретить там даже растение из благородного металла. Неудивительно, что один испанец писал об этом растении так:
“На полях росли какие-то странные растения высотой больше метра. Казалось, что они из чистого золота, а их листья из серебра”.
Какое растение произвело такое сильное впечатление на испанцев? (Кукуруза.)
Третий помощник. Загадка № 3. “Заморский” гость.
Растению этому поклонялись и его же ненавидели, его цветами украшали королевские дворцы, и это же растение скармливали домашним животным.
В немецком городе Оффенбурге стоит памятник известному английскому мореплавателю и пирату Фрэнсису Дрейку. Надпись на памятнике гласит, что именно Дрейк доставил это растение в Европу. Но на самом деле европейцы, по крайней мере испанцы, познакомились с ним раньше.
Как в Европе, так и в России “заморского” гостя встретили в штыки. Дурная молва о растении как источнике проказы, туберкулеза, рахита настолько цепко держалась в народе, что сажать его наотрез отказывались.
Первые годы плоды этого растения были редким блюдом даже на царском столе. Из описи, составленной для одного дворцового обеда в 1741 году, мы узнаем, что этот “деликатес” был подан там в количестве 0,5 кг, — и это для всего царского двора!
Потребовалось более ста лет, чтобы этот гость занял одно из первых мест на нашем столе.
Назовите это растение. (Картофель.)
А теперь мы побываем в удивительном зоопарке города Десятичных дробей. Здесь живут загадочные животные. Нам нужно разгадать их названия, решив уравнения. В первом уравнении спрятано название самого маленького пингвина.
3,5 : х – 0,25 = 1,5 (2 — Адели; 0,2 — Императорский)
Решив второе уравнение, вы узнаете кого называют “кораблем пустыни”.
41,2 – 28,7у = 1 (0,08 — верблюд; 1,25 — варан)
Один решает на доске, остальные — в тетрадях.
Четвертый помощник.
Верблюд — одно из удивительных животных, сознанных природой для жизни в пустынях и сухих степях, к которой приспособились прежде всего благодаря специальной “обуви”: стопы верблюдов защищены мозолистыми подушечками, которые предохраняют от ожогов горячим песком и камнями. Верблюды неприхотливы в еде, обходятся малым ее количеством.
Жировые отложения верблюда — это настоящие “водные склады”. Из 100 г жира можно получить 100 г воды.
Верблюд может нести груз, составляющий половину своего веса. Под седлом он проходит до 80 км в сутки при жаре. Двугорбого верблюда открыл русский путешественник Н.М. Пржевальский в пустынях Монголии.
Корень третьего уравнения подскажет нам, какое морское животное самое жалящее.
11,88 : (х – 2,9) = 2,7 (7,3 — медуза; 46,9 — рыба-меч)
IV. А теперь мы отправимся на встречу с Магом. У Мага есть удивительные квадраты.
Работаем прямо на маршрутном листе.
1) Установим зависимость и заполним пустую клетку - 0,5 (2,6) ; 3,1 – 0,5 = 2,6
4,1 | 3,6 |
3,1 |
Ответ: по стрелке отнимаем 0,5
Ответ 2,6 — жетоны получают правильно ответившие
2) По стрелке умножь на 10 (7,54 : 10 = (0,754)
7,54 | |
75,4 | 754 |
По стрелке умножаем на 10 ответ: 0,754
3)
0,25 | 0,5 |
1 |
По стрелке умножаем на 2 ответ: 2
4)
72,43 | |
72,1 | 72,4 |
По стрелке прибавляем 0,3; 0,03; 0,003 ответ: 72,433
Задание: выпишите полученные ответы.
А) 2,6; 0,754; 2; 72,433
В порядке возрастания; (0,754, 2, 2,6; 72; 433) в тетради.
Б) Умножьте самое маленькое число на 100 (75,4)
В) Прибавьте его к сумме последующих двух чисел (2= 2,6 = 4,6; 75,4 + 4,6 = 80)
Г) От полученного числа отнимите наибольшее
- 80,000
72,433
7, 567
Кто получил число 7,567 — получает жетон.
V. Теперь наш путь лежит в Дворец Смекалки. Здесь мы встретим числовые ребусы (примеры на доске).
Верно решившим — жетон
VI. Путешествие подошло к концу, нам осталось лодки направить к причалу. (Необходимо соединить лодку с соответствующей дробью стрелочкой)
0,6 — 3/5; 2,5 — 5/2; 0,8 – 4/5; 0,5 – 1/2; 0,4 – 2/5; 0,25 – 1/4; 0,75 – 3/4; 1,5 - 3/2.
Рефлексия. Наше путешествие по городу закончилось, подведем итоги : мы попросим вас дать оценку работы на уроке. Перед вами на столах лежат цветочки трех цветов. Если вам на уроке было интересно, легко работалось, вы все решали правильно и со знанием дела, то поднимите красный цветочек. Если вам на уроке было тоже интересно, вы справлялись с заданиями, но испытывали затруднения, поднимите желтый цветочек. И если вы считаете, что вам надо еще подучить, повторить пройденный материал, то поднимите, пожалуйста, синий цветочек.
Вот какая разноцветная полянка получилась.
Домашнее задание по математике, природоведению "Методы изучения природы” опыт.
Мы прощаемся: до следующих встреч с десятичными дробями.
Спасибо за урок!
Во время урока работа детей оценивается следующим образом. За правильный ответ или решение каждый ребенок получает цветной жетон. В конце урока подсчитывается, сколько жетонов набрал каждый ребенок: 5–6 жетонов — оценка “отлично” , 4 жетона — оценка “хорошо”, тройки не ставятся.