Биология
-
Самоанализ профессиональной деятельности 2009
Главное – активно действовать, не упускать мелочей, добиваться ежедневного хоть небольшого, но позитивного результата в своей работе. Для эффективного использования времени детей и педагога на уроке и вне его используются различные педагогические технологии и приемы обучения: технология критического мышления на основе чтения и письма. Вдумчивое, продуктивное чтение, анализ, ранжировка по значимости, запись прочитанного – это эффективное чтение.
-
Гигиена и питание 2009
Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников.
-
Урок биологии в 5-м классе "Свойства воздуха" 2009
Урок проводится на основе уже имеющихся у детей определённых знаний о воздухе. Им заранее было предложено собрать материал о растениях и животных, которые рассматриваются на уроке. На всех его этапах большое внимание уделено практическому применению человеком знаний о свойствах воздуха. В ходе урока использованы такие примеры педагогической техники, как "удивляй", "привлекательная цель", "практичность теории", которые служат для большего восприятия фактического материала и делают урок ярким, запоминающимся, нравственно выдержанным.
-
Интегрированный урок (биология, обществознание) по теме "Глобальные проблемы человечества: экология выбора" (10-й класс) 2009
Цель: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания, истории.
-
Интегрированный урок (химия + биология) для 11-го класса по теме "Белки" 2009
Интегрированный урок обобщения знаний по биологии и изучения нового материала по химии с использованием компьютерных презентаций и опытов из «Виртуальной лаборатории» («Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория. 2004, Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ»). Содержание урока включает не только химический и биологический, но и исторический и эстетический компоненты, которые соотнесены с интересами и возрастными особенностями детей. В ходе урока использованы: беседа, объяснение учителя, самостоятельная работа по тестам, как способ подготовки к ЕГЭ.
-
Интегрированный обобщающий урок-конференция (технология + биология) "Красота как биологическая целесообразность" (8-й класс) 2009
На уроке закрепляются знания, полученные ранее на уроках технологии и биологии. Детям дается возможность самим сделать вывод, что красота, гигиена, здоровье взаимосвязаны, что невозможно быть красивым не соблюдая здорового образа жизни (гигиена здоровья, правила личной гигиены, умение следовать моде и др.). Даются дополнительные знания по уходу за кожей лица, за волосами и ногтями при помощи лекарственных трав.
-
Урок биологии в 7-м классе. КВН "Наши пернатые друзья" 2009
Урок можно провести с учащимися 7-х классов после прохождения темы «Птицы» или в рамках недели биологии. Форма проведения – КВН. Цель урока: обобщить знания учащихся по теме, расширить кругозор школьников, развивать у детей наблюдательность и учить их объяснять природные явления в жизни животных, прививать любовь и бережное отношение к пернатым.
-
Урок биологии по теме "Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях" (8-й класс) 2009
На уроке рассматриваются заболевания сердечно-сосудистой системы и их причины. Ознакомление учащихся с некоторыми сердечно-сосудистыми заболеваниями. Значение тренировки сердца. Виды кровотечений и первая помощь при кровотечениях.
-
Интерактивная технология в учебном процессе. Интеллектуальная игра "Клетка — структурная и функциональная единица живого" (10-й класс) 2009
Одним из лучших способов оптимизации отношений между учителем и учащимися, а также между самими учащимися является игра. В качестве примера интеллектуальной игры предлагается разработка обобщающего урока по биологии в разделе "Цитология".
-
Урок-конференция по химии по теме "Соль Земли" 2009
Цели урока: способствовать развитию у школьников интереса к химической и биологической науке, реализуя межпредметные связи курсов химии, биологии, истории, географии; показать значение химического вещества – хлорида натрия для живых организмов. Воспитать экологическую и эстетическую культуру у подрастающего поколения.
-
Охрана и привлечение птиц 2009
В статье содержится разработка урока, которую можно использовать как при изучении темы "Птицы", так и 1 апреля в международный День птиц.
-
План-конспект урока биологии в 7-м классе с применением элементов ТРИЗ "Особенности организации хордовых" 2009
Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого.
-
Обобщающий урок-путешествие "Отделы растений" 2009
Заключительный урок по теме. Занятие построено в форме путешествия учащихся на летательном аппарате по станциям разных отделов растений. Используется фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы. Основными методами являются: репродуктивный, направленный на повторение основных вопросов изученной темы; частично поисковый для обобщения и систематизации учебного материала. Предлагаются загадки и итоговый тест для проверки знаний по теме.
-
Интерактивная технология. Урок "Многообразие живых организмов". УМК В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология (7-й класс) 2009
Урок можно использовать не только в 7-м классе, но и в качестве внеклассного мероприятия развивающего характера.
-
Многообразие и структура биоценозов 2009
Урок биологии разработан по авторской программе Н.И. Сонина; учебник С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология: общие закономерности. 9 класс». Занятие поможет показать учащимся многообразие биоценозов, рассмотреть их структуру, дать представление о цепях и сетях питания. Поскольку материал урока по программе дается в конце учебного года, в него включены элементы повторения, ранее изученного материала (тема «Клетка»), чтобы подготовить учащихся к предстоящим выпускным экзаменам по выбору.
-
Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные" 2009
Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания учащихся, активирует их работу с дополнительной литературой, развивает творчество учащихся, которое демонстрируется в плакатах о защите земноводных.
-
Информационные технологии на уроках биологии 2009
Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов.
-
Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека 2009
Урок изучения нового материала по теме: "Тип Членистоногие животные". Форма проведения урока - групповая исследовательская деятельность. Учащиеся работают с биологической литературой, составляют характеристику основных отрядов класса "Насекомые". Каждая группа представляет выполненную работу.
-
Факторы преобразования опорно-двигательной системы 2009
В разделе "Человек и его здоровье" содержатся основные сведения об организме человека, предусмотренные стандартами. Итоговая аттестация за курс основной школы в независимой форме накладывает большую ответственность за качество знаний учащихся. Методическая разработка может быть использована в теме "Опора и движение", во внеклассной работе в рамках методической декады "Мой выбор – здоровье".
-
Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна" 2009
Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации.
-
Использование ИКТ на уроках биологии в 8-м классе. План-конспект урока по теме "Тип моллюски" 2009
Урок для общеобразовательной школы VI вида (для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата). У учащихся с ДЦП тяжелой степени выраженности ведущей проблемой является несформированность графомоторных навыков, практических умений, коммуникативных навыков, представлений об окружающем мире. Предлагаемые готовые конспекты урока для учащихся позволяют сократить самостоятельное письмо до минимума, при объяснении нового материала используется презентация. Цели урока: расширение представления об окружающем мире, обогащение словарного запаса, формирование коммуникативных навыков и практических умений учащихся.
-
Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов" 2009
Урок относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний, построен на основе реализации дидактических принципов развивающего обучения. Принцип научности осуществляется на этапе объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, на этапе контроля за качеством ЗУН учащихся. Обучение на высоком уровне трудности и доступности реализуется при подаче фактического материала посредством углубления теоретических знаний.
-
Открытый урок по теме "Луна - спутник Земли" (5-й класс) 2009
ИКТ позволяют не только наполнить урок большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. В природоведении есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания учениками. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Уроки-презентации делают учащегося активным участником учебного процесса. Представлен урок с использованием ИКТ на уроках биологии и природоведения.
-
Удивительный мир клетки 2009
Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация.
-
Урок по теме "Значение воды в жизни растений" 2009
Урок поможет раскрыть роль воды в жизнедеятельности растений и познакомиться с экологическими группами растений по отношению к воде. Проводится с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через поставленные опыты, проблемные задания, выполнение лабораторной работы.
-
Хемосинтез. Окислительно-восстановительные реакции в процессе хемосинтеза 2009
Интегрированный урок по биологии и химии. Рассмотрение процесса хемосинтеза через составление окислительных реакций помогает учащимся лучше понять сущность хемосинтеза и одновременно показывает незаменимость окислительных реакций в природе. На протяжении всего урока используется компьютерная презентация. Для закрепления учебного материала используется кроссворд.
-
Урок по технологии А.З. Рахимова "Строение цветка" 2009
Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий характер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме.
-
Урок биологии по теме "Биосинтез белков в живой клетке" 2009
Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти.
-
Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда" 2009
В статье вы познакомитесь с пауками, их общей характеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, половой и оборонительной деятельностью.
-
Урок биологии в 9-м классе "Биосинтез белка. Пластический обмен" 2009
Урок биологии, на котором рассматриваются процесс метаболизма и вытекающие из него процессы; функции белка и структура белка в ДНК.