Внеклассное мероприятие по биологии "Биологический брейн-ринг"

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Задачи: формирование интереса к биологии через смежные дисциплины; формирование коммуникативных отношений; умение применить полученные знания на практике.

Оборудование: столы для игры; карточки – задания; проектор; секундомер.

Ход игры

1.Знакомство с командами (может участвовать до 4 команд) и жюри. Объяснение правил игры (версия телевизионной игры). На доске написаны названия наук, каждая команда выбирает свой раздел. Время на обдумывание – 30 секунд. Не ответили - ход передаётся другой команде.

Начало игры

1. История.

1. Что послужило основанием для утверждения, что Христофор Колумб подарил человечеству нечто больше, чем новый материк? (1536, открытие картофеля).

  1. Вам известны случаи, когда животные спасали целые города, хорошо известный – Рим. А какой город спасли кошки? (Санкт – Петербург,1943).
  2. Что это за животное? Чем оно знаменито? (Гуси – спасли Рим; волчица – вскормила Рема и Ромула; конь – троянский; Паук – богиня Афина превратила Арахну в паука, которая бросила ей вызов; Орёл – священная птица Зевса – признак царствования; по приказу Зевса вырывал печень у Прометея; Лев – символ могущества и безопасности государства, герб Индии).
  3. Назовите исторического деятеля, к которому относится прозвище “Всемирный паук”. За что он его получил? (Людовик ХI, как паук плёл паутину интриг, заманивая в свои сети и уничтожая противников).
  4. Какое историческое событие скрыто под названием – война Алой и Белой розы? (Англия. Между династиями Йорков и Ланкастеров шла война, продолжавшаяся 30 лет, окончилась ослаблением обеих династий. В гербе Йорков была алая роза, а в гербе Ланкастеров – белая роза).

  1. Как назывался обычный боевой порядок немецких рыцарей, которые воевали в 1242 г на Неве с русскими войсками под руководством Александра Невского? (Свинья).

2. Физика.

  1. Выходя из воды, животные встряхиваются. Какое физическое явление используется при этом? (Явление инерции: шерсть начинает двигаться, а вода покоится).
  2. Кит хотя и живёт в воде, но дышит лёгкими. Несмотря на наличие лёгких, кит не проживёт и часа, если случайно очутится на суше. Почему? ( Масса кита достигает 90-100 т. В воде эта масса уравновешивается выталкивающей силой. На суше у кита под действием столь огромной массы сжимаются кровеносные сосуды, прекращается дыхание и он погибает. Действует сила Архимеда: раздавливает собственный вес).
  3. Каким физическим явлением пользуется заяц, убегая от лисы и делая резкие прыжки в сторону? (Явление инерции: лиса по инерции пробегает вперёд и только потом поворачивается).
  4. Почему трудно держать в руках живую рыбу? (Трение рыбы о руки мало, поэтому она выскальзывает из рук).
  5. Зачем при выстреле из орудия артиллеристы открывают рот? (Для того чтобы давление на барабанную перепонку изнутри стало равным давлением снаружи).
  6. Каким образом киты, моржи, тюлени, живущие в воде с вечно плавающими льдами, постоянно сохраняют высокую температуру тела – 38 – 40? (Существует подкожный жировой слой, который препятствует быстрой потере тепла; жир, как известно, относится к плохим проводникам тепла).
  7. Почему у полярных лисиц уши значительно меньше, чем у лисиц, живущих в умеренном климате? (Уши у лисиц являются органами, отводящими тепло от тела животного, т.к. на севере необходимо уменьшить теплоотдачу, то уши уменьшились в размере).
  8. Лягушка никогда не нападает на неподвижно сидячих животных, почему? (Лягушка воспринимает лишь движущиеся предметы и, поэтому будет голодать и может даже погибнуть среди съедобных для неё, но неподвижных животных).

3. География и экология.

  1. Этот цветок, растёт только в одном месте на земном шаре – на вершине вулкана, высота которого превышает 3 тыс. м. Появление этого цветка - верный признак того, что близится извержение вулкана. Назовите этот цветок. Где он растёт? (Примула Империалис – цветок смерти, остров Ява).
  2. Где на Земле грибы бывают выше окружающих деревьев? (Тундра)
  3. Названия каких городов нашей страны “созвучны” породам деревьев, преобладающих в лесах, которые растут в их окрестностях. (Березняки – Пермская область; Осинники – Кемеровская область).
  4. Названия каких городов нашей страны созвучны названиям животным? (Орёл, Воронеж)
  5. Какую роль в лесу играют большие рыжие муравьи? (Санитары леса; переносят семена растений; улучшают структуру почвы).
  6. В суровые зимы, когда в озёрах и непроточных водоёмах лёд достигает большой толщины, происходит замор рыбы от недостатка кислорода. Что необходимо сделать, чтобы не допустить этого? (Делать проруби).
  7. На воде лежали огромные округлые листья, диаметром до 2 м, нижняя часть листа покрыта мелкими колючками. Клубни этого растения местные жители употребляют в пищу и считают их деликатесом. Цветёт оно в январе. Его белые крупные цветки, напоминают цветки белой кувшинки, цветут около полутора суток. О каком растении идёт речь? Где оно растёт? (Виктория – регия, р. Амазонка).

  1. С какой водорослью связано существование моря без берегов? Где находится это море, и почему моряки избегают заходить в его воды? (Саргассово море; саргассумы).

4. Химия.

  1. “Чёрная вонючая жидкая масса, образовавшаяся при гниении растительных остатков.… Не топливо. Топить можно и ассигнациями”. Д.И.Менделеев. Что это такое? (Нефть).
  2. Пищевая промышленность не может без него выпустить ни мармелада, ни желе, ни многие сорта конфет. Он предохраняет джемы и варенья от засыхания, увеличивает сроки хранения хлеба, не даёт крошиться мороженому. Оно идёт на изготовление косметических кремов и зубных паст. Совершенно безвредно для человека, т.к. человеческий организм его не усваивает из-за отсутствия соответствующих ферментов. Что это за вещество? Что служит источником его получения? (Агар-агар; красные водоросли).
  3. Название этого элемента самое курьёзное. Сербы и хорваты называют его “мышемором, азербайджанцы и узбеки “маргумушем”, арабское название “араса наки, что означает “глубоко проникающий яд”. Русское название объединяет название животных, используют против грызунов. (Мышьяк).

Дополнительная информация к мышьяку. Официальная версия смерти Наполеона гласила, что он умер от рака желудка. Спустя 140 лет врачи Смит и Форшуфвуд провели анализ волос. Врачи знали, что мышьяк, попав в организм человека, накапливается в волосах. Анализ показал, что мышьяка в волосах Наполеона было в 13 раз больше обычного. Следовательно, он был отравлен этим ядом, который подмешивали ему в пищу. Даже обои были пропитаны мышьяком.

  1. “Он всё утро был зелен, как надежда, а к вечеру облился кровью. В нём зелёное утро и кровавый вечер”. Этот минерал называют - минерал-хамелеон. Что это за минерал? (Александрит).

Дополнительна информация. Этот минерал назвали в честь Александра II – 1842. Он объединял цвета военного флота Российской империи того времени: зелёный и красный. Обладает свойством регулировать кроветворение, очищает кровь и укрепляет кровеносные сосуды. Перстень с этим камнем следует снимать перед сном.

5. Литература.

1. “Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. Достали ноты, баса, альта, две скрипки и сели на лужок под липки – пленять своим искусством свет”. Назовите, к каким отрядам принадлежат названные герои? (Отряд хищные – медведь; приматы – мартышка; парнокопытные – козёл; непарнокопытные – осёл).

2. Назовите произведения школьной программы, в которых речь идёт о животных или герои похожи на животных. (“Каштанка”, “Хамелеон”, “Му-Му”, “Белый пудель”).

6. Математика.

  1. Холерный вибрион при благоприятных условиях делится каждые 20 мин. на две дочерние клетки. Подсчитайте, сколько клеток получится из исходной материнской клетки за 4 часа?
  2. В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты одна из них делится на две. Найдите колонию, рождённую одной бактерией за10 минут. (1023).

7. Зоология.

  1. Этот грызун живёт в Венесуэле и Колумбии. На местном наречии его название означает “господин травы”. Питаясь травой на болотах, этот “господин” набирает 50 – 60 кг веса и 1,5 м длины. Самый крупный грызун (Капибара - водосвинка).

  1. Если не могут что – либо доказать собеседнику, то в отчаянии говорят: “Это и ежу понятно!” Почему? (Животное, не подающееся дрессировке).
  2. Яд, каких животных используется человеком в медицинской практике? (Змеиный, пчелиный и лягушачий яд – антибиотический, против грибковых заболеваний ног).
  3. Какую птицу и за что французы называют глупышом, испанцы – клоуном и идиотом, а англичане – болваном и придурком? (Олуши - от этого поговорка “Олух царя небесного”. Сходны с пеликаном: огромный клюв, короткие лапы. Очень доверчивые, безропотные существа, не улетают даже тогда, когда люди, проходя мимо, выдёргивают у них перья. Плохо сопротивляются другим птицам, когда те отбирают у них пойманную рыбу и разоряют гнёзда).

  1. Кого из моллюсков зовут “ловушкой смерти”? Почему? (Тридакна. В ней была найдена жемчужина весом 7 кг, длиной 23см, шириной 14 см, высотой 15 см. Назвали “Голова мусульманина”).
  2. У инфузории – бродяжка, у губок – амфибластула, у медуз – планула, у ракообразных – науплиус, у рыб – малёк, у тюленей – белёк, а человека - ? (Ребёнок).
  3. Чем знаменита муха цеце? (Переносит возбудителя сонной болезни-трипаносому. Размножается не яйцами, а родит живых личинок).
  4. Почему колорадского жука так назвали? (Уничтожил плантации картофеля на территории штата Колорадо в 1859 г).
  5. Как отличить малярийного комара от комара - пискуна? (Малярийный – брюшко поднято вверх, у пискуна– опущено вниз; по хоботку: у малярийного – вытянут, а у пискуна - загнут).
  6. Почему кошка умывается? (Врождённый рефлекс: хищник не должен пахнуть, а его собственное обоняние должно быть всегда острым).
  7. Страницы летописей доносят до нас рассказы о её чёрных делах. В 125 г до н.э. голодная её армада обрекла на голодную смерть 800000 человек. В 1478 в Венецианской республике от голода погибло более 30000 человек. Причина та же – голод от её нашествия. В 1866 по той же причине лишилось жизни 20000 марокканцев. В 70 г XX столетия в Африке бушевал голод не только от засухи, но и от её набегов. Кто это? (Саранча).
  8. В истории человечества они оставили глубокий след. Они не щадили не только простых людей, но и “сильных мира сего”. Эти паразиты явились причиной смерти сирийского царя Антиоха Епифана, иудейского царя Ирода, римского императора Максимилиана, испанского короля Филиппа II, диктатора Суллы, отравили жизнь датского принца – жениха Ксении Годуновой, сподвижника Петра I. Кто это? Какую болезнь они переносили? (Вши; чума).

8. Ботаника.

  1. Вечнозелёное дерево или кустарник с жесткими ароматными листьями, растёт в Средиземном море. С ним связан античный миф о прекрасной нимфе Дафне, которую отец её, речной бог Пеней, превратил в это дерево, спасая от преследований полюбившего её Аполлона. Его высаживали у храмов, ему посвященных, венком из листьев этого дерева награждали победителей в творческих состязаниях – поэтов, музыкантов, художников. Ветвь этого дерева изображена на гербах многих государств как символ победы народа, его величия и славы. ( Лавр благородный).
  2. Стилизованное изображение соцветия этого растения стало эмблемой Японии. Его можно видеть на гербе, орденах и монетах этой страны. Им украшают дома, улицы, одежду и даже устраивают карнавалы с пейзажами, фигурами людей и животных, сделанных из соцветий этого растения. (Хризантема).

  1. Согласно поэтическому сказанию в этот цветок превратился прекрасный юноша, которому при рождении было предсказано жить до тех пор, пока он не увидит самого себя. Юноша вырос нелюдимым и застенчивым, любил охоту и много времени проводил в лесу. Однажды он увидел своё отражение в лесном озере и влюбился в него. Тщетно юноша молил отражение выйти из воды, не дождавшись, от отчаяния умер. На этом месте, на берегу озера вырос прекрасный белый цветок. (Нарцисс).
  2. Часто это дерево называют проклятым – по преданию: на нём удавился Иуда. Поостренные из него строения рушатся, придавливая хозяев. Колом из этого дерева можно убить вампира. Но дурная слава им не заслужена. Из древесины этого дерева в старину клали срубы колодцев, делали дранку для покрытия куполов храмов и крыш домов. Листья и, кора и сок используются в народной медицине. В наше время делают спички, фанеру. (Осина).
  3. Обезьянье дерево – именно так переводится название этого широко распространённого в Африке растения. Мякоть его плодов используется для приготовления лимонада. Отсюда ещё одно название растения – лимонадное дерево. Так какое же растение скрывается за этими названиями? (Баобаб).
  4. Ткани из этого растения носили ещё египетские фараоны, жрецы и знатные люди. Мумии их, найденные в саркофагах, были обёрнуты в эти ткани. Финикийцы, а затем греки и римляне делали паруса из этого полотна. Что это за ткань? Какое растение шло на её изготовление? (Лён).
  5. Яд этого растения европейцы, впервые попавшие в Америку, называли “беззвучной смертью”. Одна отравленная стрела убивала мгновенно самое крупное животное. Что это растение? (Курарея, абута).
  6. Форма корней этого растения напоминают фигурку человека, отсюда и пошло его название “человек - корень” Что это такое? (Женьшень).
  7. Это дерево европейцы узнали, только когда попали в Южную Америку. Оно спасало их от малярии. Назовите это растение. (Хинное).
  8. “Какие великолепные грибы!” – восхищённо сказал древнеримский император Клавдий своей супруге Агриппине, угощавшей его домашним обедом. “Почему их не подавали ранее? Отныне пусть подают мне только такие грибы!” Распоряжение императора осталось невыполненным: на следующий день он скончался. Какой гриб подала Агриппина своему мужу? (Бледные поганки).

9. Медицина.

  1. Ассирийский царь в начале VII в. до н.э. осадил иудейский город Иерусалим. Победа, казалось, была уже предопределена. Союзником иудеев был фараон Египта. Он вышел ночью с группой воинов – египтян навстречу ассирийцам и выпустил большое количество мышей. Ассирийское войско в панике отступило. Какая сила заставила их это сделать? (Чума).
  2. Как раньше называли грипп? (Испанка).

3. Подведение итогов, (определяется победитель).

Для составления вопросов использовалась следующая литература (можно воспользоваться и другими источниками).

  1. Б.Д.Стёпин, Л.Ю.Аликберова “Книга по химии для домашнего чтения”. М.: Химия,1995г.
  2. “Энциклопедия для детей: биология”. М.: “Аванта +”,1994г.
  3. В.А.Алексеев “300 Вопросов и ответов о животных”. Ярославль, “Академия развития”,1997г.
  4. В.А.Алексеев “300 Вопросов и ответов о животных океана”. Ярославль, “Академия развития”,1997г.
  5. А.Теремов, В.Рохлов “Занимательная зоология”. М. “Аст-Пресс”, 2002г.
  6. Е.А.Черкасова “Хрестоматия по истории древнего мира”. М.: “Просвещение”, 1991г.
  7. Н.Н.Трухина “История Древнего Рима”. М.: “Мирос”,1994г.
  8. А.Безруков, Г.Пивоварова “Занимательная география”. М.: “Аст - Пресс”, 2001г.
  9. В.И.Сиротин, И.В.Сиротин “Школьная география в вопросах и ответах”. М.: “Арсти”,2001г.
  10. Ц. Б.Кац “Биофизика на уроках физики”. М.: “Просвещение”, 1988г.
  11. И.Г.Кириллов “Книга для чтения по физике”. М.: “Просвещение”, 1988г.