Использование ИКТ во внеклассной работе по биологии

Разделы: Биология


В современных условиях общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню знаний выпускников школы. Но на изучение биологии в учебном плане школы число часов сокращается, поэтому внеклассной работа позволяет решить эту проблему.

Цель внеклассной работы по биологии: заключается в комплексной реализации трудового, экономического, нравственного, эстетического и экологического воспитания учащихся, углублении знаний по предмету, расширению общего кругозора.

Задачи внеклассной работы по биологии:

Образовательные:

  1. Расширение и углубление знаний по биологии.
  2. Формирование экспериментальных навыков и умений.
  3. Развитие творчества, способностей и дарований, учащихся в области науки.

Воспитательные:

  1. Формирование у учащихся интереса к биологии.
  2. Развитие познавательной активности учащихся, воспитание инициативы и самостоятельности.
  3. Воспитание любви и уважение к труду, умения трудиться целенаправленно, рационально организовать свое рабочее место, экономно использовать время.

Под средствами ИКТ следует понимать аппаратные и программные средства, которые предназначены для реализации информационных процессов на основе вычислительной технике и сетевых технологий. К электронным средствам образовательного назначения по биологии остаются прикладное программное обеспечение (это приложения Windows Microsoft Offise) и электронные средства (электронные учебники и энциклопедии, тренажеры, электронные цифровые лаборатории), цифровые образовательные ресурсы, размещенные в глобальной сети Интернет, а также системы поддержки процесса управления в школе.

Методы применения средств ИКТ во внеклассной работе по биологии направлены на совершенствование процесса обучения, на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитания их информационной культуры.

Использование средств ИКТ во внеклассной работе вносит определенную специфику в известные общедидактические методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, исследовательские, коррекции знаний учащихся, стимулирования и мотивации обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы обучения при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). При изучении темы “Отряды птиц” на уроках биологии в 7 классе я использую презентацию с видеосюжетами и записью голосов птиц. Учащиеся с интересом определяют в конце урока голоса птиц. На уроках биологии в 8 классе использую анимации, иллюстрирующие процессы жизнедеятельности организма человека.

Репродуктивные методы обучения при использовании компьютерных обучающих систем приобретают свойства личностно-ориентированного обучения. Здесь учащиеся получают возможность проявить свои индивидуальные качества в зависимости от успешности обучения. Эти средства образовательного назначения могут являться средством стимулирования и повышения мотивации обучения, повышение познавательного интереса учащихся.

Приемы использования ИКТ в индивидуальной форме внеклассной работы по биологии

1. Поиск информации на различных электронных носителях (электронных атласах, учебниках, энциклопедиях, в Интернете).

Умелое использование электронных атласов, энциклопедий на электронных носителях, Интернет – ресурсов необходимо для оформления сообщений, докладов, рефератов, подготовки к зачету, экзамену.

В своей работе я использую электронные атласы “Ботаника” и “Зоология”; Энциклопедию Раздел “Животные” Кирилла и Мефодия, диски из серии Дракоша и занимательная биология, Дракоша в мире экзотических птиц, Биология: анатомия, физиология и гигиена человека.

2. Оформление рефератов, докладов, сообщений с использованием электронных средств (программного обеспечения приложения Windows Microsoft Offise)

Уже с 5 класса я знакомлю учащихся с электронными энциклопедиями, атласами по биологии; объясняю учащимся, как правильно оформить сообщение, доклад, реферат; где найти необходимую литературу для сообщения. В начале сообщение может быть записано в тетради, но также сообщение можно распечатать на компьютере. В этом случае обращаю внимание на удаление Интернет – ссылок и на доступность излагаемого материала. Очень часто родители, желая помочь своему ребенку, находят информацию в Интернете. Работа же учащегося заключает лишь в прочтении материала, порой очень сложного. Поэтому обязательное требование к оформлению сообщения – это список литературы.

3. Подготовка к экзамену, зачету с использованием различных электронных тренажеров типа “Домашний репетитор”, виртуальная биологическая лаборатория, биологические тесты.

После изучения каждой темы в курсе биологии в 6 классе учащиеся проходят тестирование на компьютере. Если учащийся плохо справился с тестированием, он может пройти его еще раз и повысить свой результат, при этом у учащихся повышается мотивация к обучению. Если учащийся пропустил, какой – то материал по болезни учитель может дать ему задание на дом на компьютере и затем также пройти тестирование.

Методы применения средств ИКТ в условиях домашнего обучения направлены на индивидуальный подход в процессе обучения. Для использования в домашних условиях разработано множество обучающих систем типа “Домашний репетитор”. Имея дома компьютер, получает возможность более эффективно и качественно выполнить домашнее задания, подготовить реферат, составить презентацию, подготовиться к зачету и экзамену, используя тренировочные тесты.

С помощью Интернета ребенок получает доступ к разнообразной информации, возможность участвовать в сетевых проектах. Для правильного восприятия любой информации у учащихся должно быть развито критическое мышление, на что особое внимание необходимо уделять внимание родителям и учителям. Прежде чем отправить ребенка за материала в глобальную сеть Интернет, обязательно нахожу сайты, где можно найти полезную информацию [1-8].

Приемы использования ИКТ в групповой форме внеклассной работы по биологии

1. Поиск информации на различных электронных носителях (электронных атласах, учебниках, энциклопедиях, в Интернете) для оформления стенгазеты, групповой исследовательской работы.

Учитель может предложить учащимся разделиться на группы по желанию. Учащиеся выбирают старшего группы, который получает консультации от учителя. Учащиеся составляют план работы над рефератом или газетой. Каждый выполняет задание индивидуально, а затем группа собирает материал вместе, анализирует, сравнивает, выбирает самое важное, оформляет результаты работы.

2. Составление электронных учебников для использования их на занятиях кружка, факультативах, элективных курсах.

Для проведения занятий кружка был составлен электронный учебник “Декоративное цветоводство”. Данный электроны учебник составлен в среде Microsoft Front Page. Электронный учебник был установлен на машины в библиотеку. Дети получали задание и выполняли его в свободное время. В конце изучения курса учащиеся прошли тестирование по пройденному материалу и получили сертификаты.

Учебная работа с данным электронным учебником ориентирована на самостоятельную познавательную деятельность учащихся 5-8 классов. Ее высокий учебный потенциал определяется удобным представлением теоретического материала в виде гипертекста, наличием большого количества иллюстраций. Каждая часть учебника подкреплена контрольными вопросами для повторения. В отдельную часть собран дополнительный занимательный материал для формирования и развития практических умений и навыков по оформлению различных цветников, составлению букетов и композиций из цветов. Изучение учебного материала целесообразно проводить в последовательности, соответствующей нумерации частей учебника. К изучению каждой последующей части рекомендуется переходить только после освоения предыдущей части.

При проведении кружковой работы можно использовать и готовые электронные учебники, а также создавать презентации с результатом своих исследований.

На занятиях элективного курса “Здоровье и правильное питание” учащиеся 8 класса знакомились с продуктами питания, их качествами и питательной ценностью, провели тестирование учащихся о режиме питания и о пище в школьной столовой.

Результаты исследования были оформлены в виде презентации “Кушайте на здоровье” (Приложение), которую учащиеся защитили на “Недели науки”.

Цели исследования:

  • Выяснить какая пища приносит пользу, а какая вред для здоровья человека.
  • Рассчитать затраты и потребление энергии растущим организмом.
  • Изучить режим питания для учащихся второй смены.
  • Выяснить какие недомогания испытывают учащиеся второй смены.
  • Определить значение правильного питания на здоровье человека.

Ход исследования:

  • Собрали информацию о составе и свойствах пищи.
  • Выяснили, какая пища приносит пользу, а какая вред для здоровья человека.
  • Подсчитали потребление и затраты энергии организмом учеников 6,7 классов.
  • Изучили режимы питания и меню школьной столовой.
  • Провели анкетирование учащихся 6-7-х классов.
  • Сделали выводы о значении правильного питания для здоровья человека.

3. Оформление результатов исследовательской работы с использованием электронных средств (создание презентации или веб – сайта с результатами исследований)

Исследовательская деятельность учащихся одна из ценных форм внеклассной работы по биологии. Она позволяет развивать познавательную активность учащихся, учит работать с литературой, электронными учебниками, прививает навыки поиска информации в Интернете.

За последние три года были разработаны следующие исследовательские проекты:

  1. “Живые барометры” – исследовательский проект о поведении растений при изменениях в природе.

Целью исследования заключалась в выявлении растений, предсказывающих изменения погоды. В ход исследования учащиеся изучили народные приметы, предсказывающие погоду; собрали сведения об изменениях в жизни растений перед ненастьем; пронаблюдали за растениями в солнечную и ненастную погоду.

В результате исследования был составлен цветочный барометр в виде презентации, по которому можно предсказать прогноз погоды.

  1. Звездный час рептилий.

Цель исследования: познакомиться и изучить древних представителей динозавров.

В ходе исследования: был, провели опрос учащихся о динозаврах; изучили литературу о древних рептилиях; выяснили, когда и где жили динозавры; познакомились с особенностями строения и жизнедеятельности древних рептилий; рассмотрели различные точки зрения о причинах исчезновения динозавров; сделали выводы. Результаты исследования были оформлены в виде презентации. Эта исследовательская работа была признана лучшей на школьной конференции исследовательских проектов.

  1. Тайны зеленого листа.

Цель исследования:

Тайна 1. Почему листья зеленые?

Тайна 2. Какие вещества образуются в листьях?

Тайна 3. Какова роль листьев в испарении воды растением?

Ход исследования:

  • Изучили литературу о строении и функциях листьев.
  • Поставили опыты, доказывающие главную роль листа в процессах фотосинтеза, дыхания, испарения воды растением.
  • Сделали выводы о значении листа в жизни растения.
  1. Создание электронного гербария “Растения Костромского района” членами общества “Любителей природы”.

Когда учитель разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент проводимого мероприятия. Так, используя краеведческий материал, мы составили презентацию о истории создания учебно-опытного участка. В настоящее время ведется интересная работа по созданию электронного гербария растений учебно-опытного пришкольного участка. Учащиеся собирают растения, сканируют их, делают описание в электронном виде. Таким образом, учащиеся расширяют кругозор и пополняются запас знаний о растениях, произрастающих на территории Костромского района.

Компьютер также используется для составления электронной картотеки опытов на учебно-опытном пришкольном участке. В каждой карточке заносится название опыта, сроки его закладки, кто закладывал опыт, а также варианты опытов и результаты.

4. Ведется работа по составлению электронной библиотеки “Лучших творческих работ с использованием природного материала”. На протяжении последних пяти лет в школе проводятся традиционные конкурсы “Осеннего букета”, “Зимнего букета”, “Новогодней елочки”. Фотографии этих работ хранятся в библиотеке цифровых ресурсов.

Приемы использования ИКТ в массовой форме внеклассной работы по биологии

1. Поиск информации на различных электронных носителях (электронных атласах, учебниках, энциклопедиях, в Интернете) для подготовки и проведения биологических вечеров, устных журналов, конференций.

Устный журнал: “Наши пернатые друзья” о птицах нашего района готовили учащиеся самостоятельно. Они подобрали картинки с птицами на электронных носителях, составили презентацию в виде страниц устного журнала. Журнал состоял из пяти страниц. Страница 1. Кто они такие? Рассказывала учащимся о жизни птиц в разные исторические периоды, чем птицы отличаются от других животных, где они живут и чем питаются. Страница 2. Удивительное рядом. Эта страница повествовала о самых удивительных птицах. Страница 3. Легендарные птицы. Страница 4. Птицы и будущее. На этой странице ребята узнали, что может произойти, если птицы погибнут. Как можно защитить пернатых друзей. Последняя страница журнала была игровая, и дети смогли проверить свои знания о птицах, послушать голоса птиц. Эти знания помогли учащимся ответить правильно на вопросы викторины “В мире птиц”

2. Участие в конкурсах, турнирах и викторинах, олимпиадах в режиме on-line в реальном времени.

Учащиеся школы, принимают активное участие в телекоммуникационных проектах по биологии на сайте Ярославского телекоммуникационного центра. В состав команды-участника проекта может войти любой желающий. Работа с вопросами викторины проходит в on-lain режиме. Учащиеся делятся на группы и осуществляют поиск информации в Интернете. В этом учебном году команда “Юные экологи” нашей школы принимает активное участие в этом проекте. Уже пошли два этапа этого проекта с хорошим результатом.

Важной составляющей внеклассной работы по биологии является и организация предпрофильной подготовки учеников с помощью проведения занятий элективного курса “Здоровье человека и окружающая среда”. Проблема здоровья сегодня особенно актуальна, так как количество здоровых детей в школе катастрофически уменьшается.

Элективный курс включает 5 практических работ. Для проведений занятий курса были составлены презентации по темам курса, что помогает наглядно представить изучаемый материал. Оценка результатов исследований требует громоздких расчетов. Эти расчеты можно сделать с помощью компьютера с помощью программы Exсel.

3. Подготовка и проведение конференций, тематических вечеров, устных журналов, недель науки с использованием мультимедийного проектора.

При проведении тематических вечеров используются презентации, составленные в среде Microsoft Power Point по теме вечера и различные игровые формы в виде соревнования команд, тематических викторин. В течении последних трех лет традиционными стали вечера “Праздник урожая”, “День птиц”, “Бал цветов”.

Тематические вечера:

  1. “Бал цветов”. Вечер, который посвящен цветам и являлся итоговым занятием в курсе “Декоративное цветоводство”. Ведущие ученики 7 класса, составили презентацию с самыми известными цветами. При смене слайдов звучала медленная музыка и на этом фоне дети читали стихи о цветах. В ходе бала провели соревнование между двумя командами. Дети готовили костюмы цветов и защищали их, проверяли свои знания по цветочному этикету, вспомнили песни о цветах.
  2. “Год земной крысы”. Вечер проведен в конце года и посвящен символу следующего года – крысе в рамках предметной недели Естествознания. Была составлена презентация, в которой была размещена информация о различных видах грызунов, особенностях их жизнедеятельности, местах обитания и распространения, поверьях у народов связанных с мышами. В конце вечера две команды соревновались в “Мышиных бегах”. Кто быстро и правильно отвечал на вопрос, получал кусочку сыра.
  3. Подготовка и проведение виртуальных биологических экскурсий.

Внеклассная работа по биологии: углубляет знания учащихся; помогает установить связь биологии с жизнью; выявить склонности и дарования учащихся; развивает их творческую самостоятельность, умение работать с литературой; способствует правильной постановке эксперимента, умению обобщать результаты полученных исследований и рассказывать о них, выступая с сообщениями.

Таким образом, применение средств ИКТ делает внеклассную работу по биологии увлекательным и творческим делом для учителя и учащихся.

Интернет-ресурсы по биологии:

  1. Анатомия и гистология (в осн. – человека) – http://www.kumc.edu/instruction/medicine/anatomy/histoweb/
  2. Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова – www.bio.msu.ru
  3. Газета “Мое зверье” – www.zooclub.ru/animals/ .
  4. Газета “Биология” – https://bio.1sept.ru/
  5. “Домашние животные” – www.petslife.narod.ru .
  6. “Кирилл и Мефодий. Животный мир” – www.zooland.ru
  7. “Редкие и исчезающие животные России” – www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm – на сайте представлена информация о животных России, внесенных в Красную книгу.
  8. “Херба” – www.herba.msu.ru – ботанический сервер МГУ им. М.В. Ломоносова; предлагает научную информацию о растениях, рисунки гербарных листов, цветные фотографии, изображения из атласов.