Цель: познакомить учащихся с историей становления клеточной теории и основными методами изучения клетки.
Задачи:
Образовательные:
- Рассмотреть понятия: клетка, клеточная теория, цитология, микроскопия, световой микроскоп, электронный микроскоп, физико-химические и биохимические методы, метод культуры клеток и тканей;
- Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле;
- Показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории;
- Продолжить формирование знаний о методах в биологии (на примере методов изучения клетки).
Развивающие:
- Продолжить формирование общеучебных умений и навыков, умения пользоваться научной терминологией;
- Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь – словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения; а также выделять главное, формулировать ответ и публично выступать.
Воспитательные:
- Совершенствовать умение работать в группах;
- Сформировать навыки самостоятельной работы;
- Продолжить демонстрировать необходимость биологических знаний.
Оборудование:
- Презентация «Клеточная теория» (Приложение 2);
- Доклад учащегося в виде презентации (вклад А. ван Левенгука);
- Диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия»: Общая биология, 10 класс;
- Фрагмент видеофильма «Клеточная теория» (возможен);
- Цифровой микроскоп и микропрепарат растительных клеток (возможен);
- Раздаточные листы (Приложение 1).
Методы и методические приемы:
- Беседа по предыдущим темам;
- Рассказ с элементами беседы по новой теме с использованием мультимедийного оборудования;
- Работа в группах (по рядам);
- Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Основной учебник:
Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. Биология: Общие закономерности жизни: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2005.
Ход работы
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||
1. Организационный момент. | |||||||||||
Приветствие. Учитель отмечает в журнале отсутствующих. | Готовятся к уроку. | ||||||||||
2. Проверка знаний. | |||||||||||
Проводится в виде опроса по рядам с использованием тестовых заданий в презентации и на диске «Кирилл и Мефодий». | Отвечают на вопросы (слайд 1-4). | ||||||||||
3. Объяснение нового материала: А) Актуализация знаний. | |||||||||||
Долгое время свойства живых организмов изучались на основе их макроскопического строения (видимо невооруженным взглядом). | |||||||||||
Какие живые организмы вы знаете? | ??? животные, растения, бактерии, грибы, лишайники. | ||||||||||
О том, что объединяет все живые организмы, узнали только в 17-18 веках, благодаря изобретению микроскопа. Именно эта единица строения всех живых организмов является объектом нашего изучения. Что же это? | ??? клетка. | ||||||||||
Записываем в тетради тему § 10 на стр. 46. | Δ(записывают). История и методы изучения клетки. Клеточная теория. (слайд 5) | ||||||||||
Что же такое клетка? | ??? Клетка – это структурно-функциональная единица живого, способная к самовоспроизведению, для которой характерны все признаки живого. Ξ записывают в тетрадь определение термина «клетка». (слайд 6) |
||||||||||
Б) История открытия клеточного строения организмов. | |||||||||||
Чтобы лучше понять это, давайте вернёмся мысленно и зрительно в те далёкие времена, когда люди впервые произнесли слово «клетка». | |||||||||||
XVII век – это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. В этом же веке появилось множество естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы. | (слайд 7). | ||||||||||
Как вы думаете, какое основное открытие 17 века позволило впервые увидеть клетку? | ??? Изобретение микроскопа. | ||||||||||
Конечно, это изобретение микроскопа. Какой же ученый одним из первых стал использовать микроскоп и впервые сообщил миру о существовании клетки? | ??? Роберт Гук. (слайд 8) |
||||||||||
Найдите, как описывал свое открытие Роберт Гук. Именно этими словами Роберт Гук впервые сообщил о клетке и ввел в употребление термин «клетка». Давайте запишем в тетради. |
Ψ Читают в учебнике (стр. 46). |
||||||||||
А вот, что еще писал в своей работе Роберт Гук: «Весьма благодарен я этому итальянцу Галилео Галилею, который создал прибор по имени «микроскоп», он помог мне увидеть нечто весьма интересующие весь свет… Я много работал, много препарировал и везде: на сердцевине бузины, на стебле камыша, на пробке любого другого дерева под микроскопом я увидел целулы (ячейки), которые выстроились более или менее плотными рядами в моём поле зрения! О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!». | Ξ 1665 год, Роберт Гук – впервые ввел термин «клетка», обнаружил ячеистое строение живых организмов (на срезе бузины). (слайд 9) | ||||||||||
Много времени прошло с тех пор, отшумел XVII век, на смену пришёл XVIII, потом XIX век. Это время в биологии было наполнено новыми открытиями, фактами и противоречиями. | |||||||||||
Давайте послушаем короткий доклад про ученых, изучавших клетку. Ваша задача – записать в тетради информацию о них. | Доклад учащегося. Δ (записывают). Дополнение по Левенгуку: «О эврика! Люди, что я вижу! В этой маленькой капельке грязной воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который сразу трудно понять и осмыслить, объяснить. Эти маленькие «зверушки» были очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились и были очень счастливы в жизни. Да, и по форме «зверушки» были довольно симпатичные: шарики, спирали, палочки, то по одной крутились, то по 2-3 в понятном только одним им танце». |
||||||||||
В) Создание первой клеточной теории. | |||||||||||
К 30-м годам XIX века накопилось немало информации, фактов, новых знаний о клетке, которые необходимо было систематизировать и обобщить. Кто же сделал это? Т. Шванн писал: «На дворе уже 1839 год, знаменитый год в моей жизни, вот труд, созданный за многие лета моей жизни (читает) «Микроскопические исследования соответствии структуре и росту животных и растений». Многим помогал мне, известный всем ботаник Шлейден, благодарен весьма я ему! Сотрудничая с ним, вот что у нас получилось». |
|||||||||||
Что же получилось у немецких ученых Шванна и Шлейдена? |
??? Первая клеточная теория. | ||||||||||
Действительно, эти два ученых в 1838-39 годах независимо друг от друга пришли к одинаковым выводам: Шлейден на примере растительных клеток, а Шванн – на примере животных. |
Δ (записывают). 1838-39 гг. Шванн и Шлейден – клеточная теория. | ||||||||||
Найдите 3 положения клеточной теории Шванна и Шлейдена. |
Ψ Читают основные положения клеточной теории. (слайд 10-11). | ||||||||||
Какое из этих положений неверно с современной точки зрения? |
??? Третье, т.к. клетка не может возникать из неклеточного вещества. | ||||||||||
Какой немецкий ученый установил это? |
??? В 1858 году Рудольф Вирхов. | ||||||||||
Какое дополнение к клеточной теории он сделал? |
??? «Клетка из клетки». Δ (записывают). 1858г. Р.Вирхов – «клетка из клетки». (слайд 12) |
||||||||||
Все эти открытия привели к появлению особого раздела биологии, который изучает клетку, а именно цитологии. |
Δ (записывают). Цитология – наука о клетке. (слайд 13). | ||||||||||
Г) Методы изучения клетки. | |||||||||||
Изучать строение клетки и протекающие в ней процессы невозможно без специальных методов. Перед вами таблица, которую вы заполните дома, а сейчас у вас есть 3 минуты, чтобы внимательно прочитать стр. 48-49 в вашем учебнике и устно ответить, что же можно изучить, благодаря этим методам. | Ψ Читают в учебнике (стр. 48-49). (слайд 14) Устно заполняют таблицу:
|
||||||||||
Д) Первичное закрепление материала. | |||||||||||
Сегодня мы изучили клеточную теорию и методы изучения клетки. Что же такое клетка? |
??? Основная единица строения, функционирования и размножения. ??? (слайды 15-16) |
||||||||||
Давайте вспомним еще раз основные достижения ученых в области клеточной теории:
|
1 – В 2 – Г 3 – А 4 – Б 5 – А |
||||||||||
4. Домашнее задание. | |||||||||||
Посмотрите на слайд и запищите ваше домашнее задание. | Записывают. | ||||||||||
5. Итоги урока. | |||||||||||
Объявляются оценки за урок каждому ряду.Спасибо за внимание. Урок закончен. |
Раздаточный лист – Приложение 1, презентация – Приложение 2.