Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
Учебный элемент (УЭ)-0 | |
Интегрирующая цель: при работе с данным модулем вы убедитесь в том, что живые организмы подчиняются тем же физическим и химическим законам, что и неживая природа; закрепите пройденный материал, расширите знания и продолжите работу по совершенствованию учебных навыков | Внимательно прочитайте цель |
Запишите тему и дату урока в тетрадь. | |
УЭ-1 | |
Цель УЭ: при изучении данного модуля вы закрепите пройденный материал; выясните, из чего состоит живая природа. | Прочитать цель |
I. Вступление. | Учитель биологии |
Чем химия живых существ отличается от химии неживых существ? Существует две особенности: 1) живые существа состоят главным образом из воды; 2) молекулы химических веществ, свойственных только живому, имеют углеродные «скелеты». |
|
II. Элементы и атомы. | Самостоятельно |
Пользуясь, периодической системой Д. И. Менделеева выполните задание. 1) Известно, что 18 элементов таблицы Менделеева составляют 99,8% массы земной коры. Как вы думаете, какие? 2) На 8 элементов данного перечня приходится 98,% массы земной коры. Как вы думаете какие? (О, Si, Al, Fe, Са, Na, К, Mg, H) 3) В составе клетки обнаружено около 70 химических элементов. Учеными пока не выявлены какие-либо специальные химические элементы, характерные только для живых организмов. 4) Сколько и какие химические элементы входят в состав клетки? Почему их называют органогенами? (6 элементов - C, H, O, N, P, S) 5)Какой химический элемент составляет 75% любой клетки? (кислород) |
Проверка в паре Сообщение учащегося Приложение 1 По желанию |
Вывод: живая и неживая природа состоит из одних и те же химических элементов. | В тетрадь |
III. Связи между атомами. | Учитель химии |
Из курса химии вам известно, химическая связь это электростатическое взаимодействие двух атомов, осуществляемое путем обмена электронами. Ответьте на вопросы: 1) К чему стремиться каждый атом в химических реакциях? Что происходит с атомами, которые имеют незаполненные внешние электронные оболочки? 2) В чем суть реакций? 3) В зависимости от того, как происходит перегруппировка электронами, какие виды химической связи выделяют? 4) Какая связь встречается в живых организмах? |
По желанию |
5) Выполнить задание: заполнить таблицу 2. | Приложение 1 |
Вывод: ковалентные соединения встречаются в биологических системах гораздо чаще, чем ионные. | В тетрадь |
IV. Соединения и молекулы. | |
1. Ответьте на вопрос: 1) Для чего необходимо изучать химические связи? 2) Из курса химии вспомните, сколько химических связей образует: углерод, азот, кислород и водород? (4, 3, 2, 1). |
По желанию |
2.Выполните задание: закончите фразы: 1) Вещество, состоящее, из нескольких химически связанных элементов в определенном соотношении называется … 2) Мельчайшая частица какого-нибудь соединения, сохраняющая все свойства этого соединения, называется … 3) Мельчайшая частица элемента, способная принимать участие в химических реакциях называется … |
Самостоятельно |
Вывод: вещества живой и неживой природы состоят из атомов, между которыми возникают химические связи. | В тетрадь |
V. Химические реакции. | |
Ответьте на вопрос: В каком состоянии находятся молекулы? Что произойдет с молекулами, если произошло сильное соударение с другой молекулой? Что возникнет? |
По желанию |
Пример. Горение болотного газа | Приложение 1 |
Вывод: Молекулы постоянно находятся в движении. В результате движений они отскакивают, отталкиваются, а при сильном столкновении образуют новые соединения. | В тетрадь |
VI. Вода. | Учитель биологии |
Любая живая клетка и весь организм зависят от соединения, которое называется вода. Вода в клетке имеет огромное значение, она является: 1) растворителем, в котором происходят процессы обмена веществ; 2) средством транспорта для растворенных веществ; 3) необходимым компонентом в реакциях в ходе биохимических процессов; 4 )средством для регуляции температуры |
|
Свойства воды 1. Молекулы вода способны слипаться сами с собой и с другими веществами. 2. Вода является растворителем. 3. Вода обладает высокой теплопроводностью. 4. Вода имеет высокую температуру кипения. 5. Вода, испаряясь, способствует охлаждению тела. 6. Вода имеет высокую температуру замерзания, а ее плотность максимальна при 4°С |
Приложение 1 Сообщение учащегося Приведите примеры |
Задание. Используя выше перечисленные сведения о воде, дайте химическое объяснение, уникальным свойствам воды, выполнив задание. Частично … атом кислорода одной молекулы воды притягивается частично … атомами водорода других молекул; поэтому молекулы воды связаны друг с другом … связями. В жидкой воде эти … связи быстро … и столь быстро … при беспорядочных соударениях молекул. При повышении температуры кипения, жидкая вода переходит … в котором каждая молекула, уже не связана ни с какой другой, происходит разрыв … |
Самостоятельно Правильный ответ 1 балл Сверить с учителем |
Вывод: благодаря особой структуре молекуле воды и их особенности связываться друг с другом при помощи водородных связей, вода обладает уникальными свойствами. | В тетрадь |
VII. Диссоциация. | Учитель химии |
1. Вспомните, что происходит с веществами, когда они растворяются в воде? Выполнить задание. По названию вещества и его характеристике заполните графу «пример» таблицы 4. 2. Вспомните, какие названные вещества поступают в наш организм? Приведите пример. Слюна, это первая жидкость, которая встречает всё поступающее в пищеварительный канал. Какова ее функция? 3. Работа по таблице 5. |
Приложение 1 Сообщение учащегося |
Вывод: электролитами могут быть только вещества с ионной и ковалентной полярной связями. Такими веществами являются соли, основания кислоты. | В тетрадь |
VIII. Углерод. | Учитель химии |
Внимательно рассмотрите «углеродные скелеты» органических молекул и ответьте на вопросы: 1) Что собой представляет «углеродные скелеты» с точки зрения химии жизнь? 2) Заполните таблицу, используя следующие данные: схему 1, названия веществ, формулы веществ. 3) В чем заключается уникальность углерода 4) Все ли соединения с содержанием углерода относятся к органическим соединениям? (нет, СО2, СО, Н2СО3; неорганическое) |
Приложение 1 По желанию Приложение 1 По желанию |
Вывод: колоссальное разнообразие органических молекул проявляется в размерах молекул определяемых их углеродным скелетом, в их химических свойствах, которые зависят от присоединенных к скелету элементов и химических групп, а также от степени насыщенности скелета, и, наконец, в различной форме молекул, определяемой геометрией, т.е углами связей. | В тетрадь |
IX. Образование биологических молекул. | Учитель биологии |
Все химические элементы образуют молекулы, которые можно разделить на две условные группы.Живые организмы образуют всевозможные малые органические молекулы, которые называются мономерами. Мономеры – это строительные блоки или субъединицы, более крупных биологических молекул. Мономеры, соединяясь, образуют полимеры или макромолекулы («макро» – большой) | Приложение 1 |
Задание. Ответить на вопросы и заполнить таблицу 8 1. Какая химия имитирует природу? (органическая химия) 2. Какие органические полимеры использует человек более тысячу лет? 3. С начала XX века химики стали изготавливать искусственные органические полимеры. Назовите их. |
Приложение 1 |
Выполните задание. Заполните пробелы в тексте. Организм строит свои макромолекулы, соединяя друг с другом…. .Этот процесс обратим: полимеры могут быть разрушены до … из которых они состоят. Этот процесс происходит в … - …тракте макромолекулы пищи разрушаются здесь до малых молекул, которые затем всасываются в … и используются организмом для образования новых … принадлежащих уже самому организму. Такое разрушение, только в гораздо меньшем масштабе, происходит во всех во всех живых клетках: в них так же старые молекулы подвергаются … а из обломков строятся, … т.е. идет процесс реутилизации. Известно, организм строит свои макромолекулы, соединяя, мономеры друг с другом. Какие органические соединения содержатся в живых организмах? |
Самостоятельно Правильный ответ 1 балл Сверить с учителем |
Вывод: все живые организмы состоят из простых органических соединений, играющие роль «строительных блоков», из которых строятся более крупные молекулы. | В тетрадь |
X. Углеводы. | Учитель биологии |
Ответить на вопросы: 1. Какие основные химические элементы входят в состав углеводов? 2. Где больше всего содержится углеводов? 3. Из курса биологии вспомните, какова дальнейшая судьба углеводов в пищеварительной системе человека? 4. Что произойдет с хлебом, если его подвергнуть химической, термической и механической обработке? Заполните таблицу «Обзор важных углеводов в организме». |
По желанию |
Задание: используя перечень углеводов и характеристику, которая дана в графе 3 вставьте в графу 2 таблицы 9 нужные углеводы: хитин, глюкоза, мальтоза, рибоза, целлюлоза, лактоза, дезоксирибоза, гликоген, сахароза, крахмал, пентоза. | Приложение 2 Помощь учителя химии |
Вывод: углеводы и их производные образуют один из важнейших классов природных органических соединений, которые широко распространены в растениях и животных. | В тетрадь |
XI. Липиды. | Учитель биологии |
Ответить на вопросы. 1. Из каких химических элементов состоят жиры? 2. Как можно еще характеризовать масла? 3. Чем жиры растительного происхождения отличаются от жиров животного происхождения? 4. В каком отделе пищеварительного тракта происходит расщепление жиров? 5. Какие ферменты принимают участие в расщеплении жиров? 6. На что при участии желчи расщепляются жиры? |
Приложение 1 Таблица 10 |
Биологические задачи (ТРИЗ) 1. Почему у рыб арктических морей в организме присутствует ненасыщенных жирных кислот? Какое это имеет значение ? 2. Жир, которым заполнен горб верблюда, служит в первую очередь не источником энергии, а источником воды. Какой метаболический процесс обеспечивает получение воды из жира? |
По желаниюПомощь учителя биологии |
Вывод: жиры широко распространены в природе. Наряду с углеводами и белками они входят в состав всех растительных и животных организмов и выполняют ряд функций: защитную, являются составной частью нашей пищи, источником энергии. | В тетрадь |
XII. Белки. Ферменты. | Учитель биологии |
Биологические задачи Почему после принятия пищи, состоящей в основном из белков, дольше не испытываешь голода, чем после еды, состоящей из углеводов? |
Приложение 1 |
Задача. Почему белковое голодание считается самым опасным? Ответьте на вопросы: 1) О каких веществах была дана информация на упаковке? 2) Почему на первом месте в списке стоит белок? 3) Как вы думаете, во всех ли продуктах имеется белок? 4) Какой можно сделать вывод из этого. 5) Анализ таблицы 11. |
По желанию |
6) Выполните задание. Найдите соответствие и составьте 3-х значное число: 1. Цепочка закручена в спираль. 2. Первичная. 3. Цепочка аминокислот. 4. Дальнейшее «сворачивание» молекулы, образование глобулы, специфичной для каждого белка. 5. Комплекс из нескольких белковых макромолекул. 6. Пептидные связи (ковалентные, прочные). 7. Вторичная. 8. Водородные связи (непрочные). 9. Третичная. 10. Четвертичная. 11. Водородные (непрочные) и ковалентные между удаленными друг от друга радикалами, у некоторых белков -S-S-связи (бисульфидные связи). |
Приложение 1 Помощь учителя химии Самостоятельно |
7)Выполните задание: используя формулы наиболее распространенных аминокислот, учебники и справочники заполните 2 графу. | Приложение 2 Помощь учителя химии |
8) Выполнить задание. Напишите структурную формулу трипептида, состоящего из аланина, глицина и серина, соединенных в указанном порядке. Ответить на вопросы: 1. Что такое амфотерность? 2. Что такое денатурация? |
По желанию |
Вывод: белки – это сложные органические соединения, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. | В тетрадь |
Заключение | Учитель химии Приложение 1 |
УЭ-2 | |
Рефлексия. 1. Что вы нового узнали на уроке? 2. Все ли, что вы узнали на уроке, пригодится вам в жизни? |
|
УЭ-3 | |
1. Подведение итогов. 2 .Прочитайте цель урока. 3. Достигли ли вы цели урока? 4. Какие затруднения у вас возникли? Почему? 5. Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо». |
Вместе с классом |
6. Домашнее задание: § повторить темы: Вода. Минеральные и органические вещества клетки. Углеводы. Липиды. Белки. | В дневник |
Презентация – Приложение 1, таблицы 9, 10, 12 – Приложение 2.