Цели: сформировать у учащихся представления о листе, как боковом органе побега.
Задачи:
- Познакомить школьников с особенностями строения и жилкования листа, со строением простых и сложных листьев, разнообразием форм листьев.
- Продолжить знакомство с морфологией цветкового растения.
- Научить распознавать простые и сложные листья типы жилкования листьев.
Оборудование: компьютер, лазерный проектор, экран, гербарии, натуральные объекты /комнатные растения/,
Этапы урока:
- Организационный момент.
- Опрос.
- Изучение нового материала с поэтапным закреплением.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
Орг. Момент Учитель проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу.
Проверка домашнего задания
Учитель диктует вопросы биологического диктанта. С последующей взаимопроверкой.
Вопросы:
- Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и почками.
- Участки стебля между двумя ближайшими узлами называются междоузлиями.
- Расположение почек и листьев на побегах березы, малины и подсолнечника называют мутовчатым.
- У сирени и крапивы листорасположение супротивное.
- Почки, которые развиваются в пазухе листа, называются верхушечными.
- На верхушке побега обычно имеется верхушечная почка.
- Почка это зачаточный побег.
- Из вегетативных почек обычно развивается побег с цветком.
- Самую верхнюю часть зачаточного побега называют конус нарастания.
- Пневая поросль дуба, березы, липы развивается из спящих почек.
3. Изучение нового материала.
1) Строение листа.
Как вы считаете, из каких частей состоит лист?
Учитель рисует лист на доске, учащиеся в тетради.
Учитель задает вопрос о функциях листа
А зачем лист нужен растению?
Функции: фотосинтез, дыхание, газообмен.
Учитель отмечает функции на рисунке.
Учитель обращает внимание на важность листа, как органа растения (воспитательный момент), а так же отмечает когда можно собирать листья растений (сбор лекарственных растений).
Учащиеся делают вывод о важности листа
2) Виды листьев и формы края листа.
Виды листьев.
Учитель обращает внимание учащихся на рис. 78 стр. 105 в учебнике и задает вопрос:
В чем отличие между листьями, изображенными на рисунке?
Учитель делает вывод и записывает на доске. Учащиеся должны подойти к выводу, что листья есть с черешком и без черешка.
Листья с черешком - черешковые (примеры)
Листья без черешка - сидячие(примеры)
Учащиеся записывают в тетради.
Формы края листа.
Учитель показывает слайд с формой края листа и подводит учащихся к выводу о ещё одном различии между листьями. Учащиеся сравнивают представленные листья. Учитель дает название форме края листа.
3) Жилкование листьев.
Учитель дает понятие о жилке листа (проводящий пучок, упругость и проведение питательных веществ).
Учитель задает вопрос:
На какие группы делят растения по строению семени?
Запись на доске.
Однодольные Двудольные
Учитель показывает на экране листья с различным типом жилкования, учащиеся находят различия.
Учитель дает названия типов жилкования листьев.
Учитель просит привести примеры однодольных и двудольных растений. Учащиеся приводят примеры растений с разным типом жилкования, работая с гербарием и учебником.
Делает запись на доске, учащиеся в тетради.
Однодольные | Двудольные | ||
параллельное | сетчатое | ||
дуговое | |||
исключения |
|||
Вороний глаз | Подорожник | ||
однодольное | двудольное | ||
сетчатое | дуговое |
Закрепление с помощью натуральных объектов.
На примерах комнатных растений отрабатываются понятия о типах жилкования листьев.
4) Простые и сложные листья.
Проблемный вопрос:
Сколько листьев изображено на рисунке?
Показ слайдов с простыми и сложными листьями
Подводим к выводу о типах листьев. Делают вывод, что листья состоят из нескольких листовых пластинок или одной. Учитель записывает на доске, а ученики в тетради схему.
Листья
Простые Сложные
Примеры по учебнику рис. 80, 81
5) Мини проект
Проектная деятельность по опережающему заданию
"Строение листьев комнатных растений".
/ Презентация 5 мин/
Цель: рассмотреть листья комнатных растений
Задачи: рассмотреть комнатные растения, познакомится с разнообразием листьев комнатных растений с помощью дополнительной литературы.
6) Закрепление
1. Рассказ с ошибками. Учащиеся находят ошибки и объясняют их.
Незнайка писал письмо Звездочке.
"Я люблю собирать листья. Красивые листья у клена, они имеют много листовых пластинок. Такое же строение и у листьев земляники, липы, каштана. Называются эти листья сложными. Интересно и расположение жилок на листьях - известно до 10 видов жилкования. Например, у березы оно дуговое, у ландыша параллельное, у листьев яблони - сетчатое".
2. Выбрать лишнее.
Из показанных на рисунке листьев выбрать лист, который является лишним и объясняют свое решение.
4. Итог урока.
Учитель подводит итог урока и выставляет оценки.
5. Домашнее задание.
23, характеристика листа комнатного растения, составление кроссворда "Побег. Лист"*
Литература:
- Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. Для общеобразоват. учебных заведений. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.
- Я иду на урок биологии - Ботаника: 6 класс: Книга для учителя /под ред. Ивановой Н.Г., Феоктистовой Н.Ю./ Серия: Библиотека Первого сентября: Я иду на урок. 2002.
- Энциклопедия для детей. Биология. /под ред. М Аксенова, Г. Вильчек, И. Кудрявцева/, "Аванта +", 2004
- Энциклопедия комнатных растений, Карин Свартстрем, "Омега", 2002
- Интернет ресурсы