Урок по биологии для 6-го класса на тему "Внешнее строение листа"

Разделы: Биология


Цели: сформировать у учащихся представления о листе, как боковом органе побега.

Задачи:

  • Познакомить школьников с особенностями строения и жилкования листа, со строением простых и сложных листьев, разнообразием форм листьев.
  • Продолжить знакомство с морфологией цветкового растения.
  • Научить распознавать простые и сложные листья типы жилкования листьев.

Оборудование: компьютер, лазерный проектор, экран, гербарии, натуральные объекты /комнатные растения/,

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Опрос.
  3. Изучение нового материала с поэтапным закреплением.
  4. Итог урока.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

Орг. Момент Учитель проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу.

Проверка домашнего задания

Учитель диктует вопросы биологического диктанта. С последующей взаимопроверкой.

Вопросы:

  1. Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и почками.
  2. Участки стебля между двумя ближайшими узлами называются междоузлиями.
  3. Расположение почек и листьев на побегах березы, малины и подсолнечника называют мутовчатым.
  4. У сирени и крапивы листорасположение супротивное.
  5. Почки, которые развиваются в пазухе листа, называются верхушечными.
  6. На верхушке побега обычно имеется верхушечная почка.
  7. Почка это зачаточный побег.
  8. Из вегетативных почек обычно развивается побег с цветком.
  9. Самую верхнюю часть зачаточного побега называют конус нарастания.
  10. Пневая поросль дуба, березы, липы развивается из спящих почек.

3. Изучение нового материала.

1) Строение листа.

Как вы считаете, из каких частей состоит лист?

Учитель рисует лист на доске, учащиеся в тетради.

Учитель задает вопрос о функциях листа

А зачем лист нужен растению?

Функции: фотосинтез, дыхание, газообмен.

Учитель отмечает функции на рисунке.

Учитель обращает внимание на важность листа, как органа растения (воспитательный момент), а так же отмечает когда можно собирать листья растений (сбор лекарственных растений).

Учащиеся делают вывод о важности листа

2) Виды листьев и формы края листа.

Виды листьев.

Учитель обращает внимание учащихся на рис. 78 стр. 105 в учебнике и задает вопрос:

В чем отличие между листьями, изображенными на рисунке?

Учитель делает вывод и записывает на доске. Учащиеся должны подойти к выводу, что листья есть с черешком и без черешка.

Листья с черешком - черешковые (примеры)

Листья без черешка - сидячие(примеры)

Учащиеся записывают в тетради.

Формы края листа.

Учитель показывает слайд с формой края листа и подводит учащихся к выводу о ещё одном различии между листьями. Учащиеся сравнивают представленные листья. Учитель дает название форме края листа.

3) Жилкование листьев.

Учитель дает понятие о жилке листа (проводящий пучок, упругость и проведение питательных веществ).

Учитель задает вопрос:

На какие группы делят растения по строению семени?

Запись на доске.

Однодольные Двудольные

Учитель показывает на экране листья с различным типом жилкования, учащиеся находят различия.

Учитель дает названия типов жилкования листьев.

Учитель просит привести примеры однодольных и двудольных растений. Учащиеся приводят примеры растений с разным типом жилкования, работая с гербарием и учебником.

Делает запись на доске, учащиеся в тетради.

Однодольные Двудольные
параллельное сетчатое
дуговое

исключения

Вороний глаз Подорожник
однодольное двудольное
сетчатое дуговое

Закрепление с помощью натуральных объектов.

На примерах комнатных растений отрабатываются понятия о типах жилкования листьев.

4) Простые и сложные листья.

Проблемный вопрос:

Сколько листьев изображено на рисунке?

Показ слайдов с простыми и сложными листьями

Подводим к выводу о типах листьев. Делают вывод, что листья состоят из нескольких листовых пластинок или одной. Учитель записывает на доске, а ученики в тетради схему.

Листья

Простые Сложные

Примеры по учебнику рис. 80, 81

5) Мини проект

Проектная деятельность по опережающему заданию

"Строение листьев комнатных растений".

/ Презентация 5 мин/

Цель: рассмотреть листья комнатных растений

Задачи: рассмотреть комнатные растения, познакомится с разнообразием листьев комнатных растений с помощью дополнительной литературы.

Приложение 1

6) Закрепление

1. Рассказ с ошибками. Учащиеся находят ошибки и объясняют их.

Незнайка писал письмо Звездочке.

"Я люблю собирать листья. Красивые листья у клена, они имеют много листовых пластинок. Такое же строение и у листьев земляники, липы, каштана. Называются эти листья сложными. Интересно и расположение жилок на листьях - известно до 10 видов жилкования. Например, у березы оно дуговое, у ландыша параллельное, у листьев яблони - сетчатое".

2. Выбрать лишнее.

Из показанных на рисунке листьев выбрать лист, который является лишним и объясняют свое решение.

4. Итог урока.

Учитель подводит итог урока и выставляет оценки.

5. Домашнее задание.

 23, характеристика листа комнатного растения, составление кроссворда "Побег. Лист"*

Литература:

  1. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. Для общеобразоват. учебных заведений. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.
  2. Я иду на урок биологии - Ботаника: 6 класс: Книга для учителя /под ред. Ивановой Н.Г., Феоктистовой Н.Ю./ Серия: Библиотека Первого сентября: Я иду на урок. 2002.
  3. Энциклопедия для детей. Биология. /под ред. М Аксенова, Г. Вильчек, И. Кудрявцева/, "Аванта +", 2004
  4. Энциклопедия комнатных растений, Карин Свартстрем, "Омега", 2002
  5. Интернет ресурсы