Цель урока:
1) Образовательная: ознакомить учащихся с происхождением, историей культивирования и использованием некоторых культурных растений, расширить знания учащихся о представителях покрытосеменных растений.
2) Развивающая: продолжить развитие познавательного интереса школьников, умения учащихся работать с дополнительной литературой, текстом.
3) Воспитательная: продолжить воспитание чувства коллективизма, ответственности каждого ученика за результат совместной деятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: компьютер, графопроектор, презентация, созданная в Microsoft Office PowerPoint (Приложение 1), натуральные демонстрационные объекты.
Ход урока
I. Организация учащихся на работу (проверка явки и внешнего вида учащихся)
II. Сообщение темы и цели занятия
Ребята, на адрес нашего класса из некоторого царства, некоторого государства пришло письмо. Письмо необычное, волшебное. Давайте прочитаем его:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам из некоторого царства, некоторого государства Василиса Прекрасная. Злая колдунья наслала на моего батюшку хворь. Вылечить его можно, надо только приготовить батюшке борщ, но не обычный, а волшебный. А для этого надо узнать историю происхождения культурных растений, необходимых для его приготовления, да решить несколько заданий колдуньи.
Знаю, что вы добрые, любознательные, умные ребята, и прошу вас о помощи!»
Итак, ребята, поможем Василисе Прекрасной? А значит, тема нашего урока – «Волшебный борщ, или многообразие и происхождение культурных растений».
Рисунок 1
III. Изучение нового материала
1 ученик. Свёкла. Свёкла - это самое известное растение из семейства маревых. Выращивать свёклу обыкновенную люди научились за много веков до новой эры. Предполагают, что произошло это на побережье Средиземного моря, где и поныне встречается её дикая «родственница» - свёкла приморская. Также дикая свёкла растёт и по берегам Атлантического океана, от Испании до Норвегии. Это однолетнее растение, с тонким жёстким корнем, содержащим всего 1% сахара.
Культурная свёкла (вероятно, гибрид нескольких видов) теперь распространился почти по всему миру. К славянам она попала из Византии вместе с искажённым греческим названием «сфекели». Как и многие другие двулетние растения, она даёт семена только на второй год жизни. В первый год образуется лишь розетка крупных листьев и сильно утолщённый стержневой корень, в котором накапливаются углеводы.
Первоначально свёкла заинтересовала человека своими сочными и питательными листьями. И сейчас существуют листовые сорта, называемые «мангольд». Но гораздо ценнее корневая столовая свёкла. Её округлые или продолговатые корнеплоды весом до 0,5 кг – результат длительной селекции. Едят свёклу обычно варёной. А летом из молодых корнеплодов и листьев варят свекольник.
В XVII столетии в Европе впервые попробовали кормить скот поздней осенью и зимой (когда нет свежей травы) овощами. Для этих целей лучше всего подошли корнеплоды свёклы, поскольку они долго не портились при хранении. Тогда селекционеры решили вывести особые кормовые сорта, для которых главное было – урожайность. И такие сорта свёклы появились. Их корнеплоды весят до 10-12 кг, а «рекордсмены» достигают и 20 кг.
Рисунок 2
2 ученик. В 1747 г. немецкий химик Андреас Сигизмунд Маргграф с помощью микроскопа установил, что в свёкле, как и в сахарном тростнике, содержатся кристаллы сахара. Довольно скоро нашли способ получать сахар из этого овоща. В 1801 г. в Германии построили первый сахарный завод для производства свекольного сахара. Однако он оказался более дорогим, чем тростниковый, привозимый из колоний.
В XVII-XIX столетиях сахар в Европу из своих тропических колоний поставляла Великобритания. В начале XIX столетия французский император Наполеон Бонапарт запретил ввозить во Францию английские товары. Однако жить без сахара французам оказалось не по душе. В 1811 г. последовал императорский указ, повелевавший разводить свёклу и построить десять заводов для варки сахара из свекольного сырья. Тогда же стали применять открытый в 1808 г. французом Бенджамином Делессером способ очистки свекольного сахара с помощью древесного угля. Вскоре в продаже появился сахар, по качеству не уступавший колониальному тростниковому. С тех пор среди западноевропейских стран только Франция обеспечивает себя свекольным сахаром и экспортирует его в другие страны.
На сахарных заводах корнеплоды свёклы моют и разрезают на куски. Специальные машины размалывают их в кашицеобразную массу, которую помещают в мешки из грубой шерсти и кладут под пресс. Выдавленный сок собирают в большие котлы и кипятят, выпаривая воду. При этом сок сгущается, и содержание сахарозы в нём достигает 85%. Этот концентрат рафинируют (очищают), после чего и получается обычный белый сахарный песок.
В России всегда не хватало сахара из заморского сахарного тростника. Он был весьма дорог и поставлялся лишь царскому двору и богатым вельможам. В начале XIX столетия в чернозёмных губерниях России и на Украине развернулось производство сахара из свёклы. В 1802 г. в селе Алябьеве Тульской губернии построили первый завод, помещался он в простом сарае. Спустя 50 лет Россия не только полностью удовлетворяла свои потребности в этом продукте, но и экспортировала его. В 1848 году свёклосахарных заводов было уже 340.
На основе обычной столовой свёклы, содержащей 8-12 % сахаров, были выведены специальные сорта. Яркая бордовая окраска корнеплодов, бесполезная для сахарного производства, исчезла, а количество сахарозы в них выросло до 29-22 %. Сегодня из сахарной свёклы производят около 40% всего сахара в мире.
3 ученик. Капуста. Капуста с давних пор возделывалась на Руси нашими предками славянами. Щи, пироги с капустой, квашеная капуста – излюбленные кушанья русских людей.
Рисунок 3
На побережье Средиземного моря встречается дикорастущая трава, мало похожая на кочанную капусту. Она имеет развитый стебель и крупные листья с изрезанными краями. Тем не менее, именно она стала родоначальницей многочисленных сортов популярной овощной культуры – капусты огородной. Окультуривание её началось в глубокой древности. Нужно было в течение многих веков возделывать такую капусту на хорошо удобренной, влажной почве в низинах у рек и озёр; нужно было часто поливать её, чтобы получить большие и нежные листья; нужно было отбирать растения с крупными завивающимися в кочан листьями, - в результате, в наше время мы имеем множество сортов капусты, различных по форме и цвету и созревающих в разное время. Уже в IV-III вв. до н.э. были известны три формы листовой капусты. Постепенно появились кочанные сорта, кольраби и др. Листовая капуста не забыта и в наши дни: её выращивают на корм скоту. А декоративные сорта с лиловатыми и синими листьями украшают цветники.
Кочанная капуста отличается от листовой тем, что её мясистые листья растут не свободно, а плотно прилегают друг к другу. Образуется гигантская почка – кочан, по форме напоминающий голову. От латинского слова caput – «голова» и произошло название растения. В круглых кочанах прячется толстый стебель – кочерыга.
Рисунок 4
Только наружные зелёные листья кочана способны фотосинтезировать. Внутренние листовые пластинки почти полностью лишены окраски, зато содержат много сахаров и гораздо вкуснее зелённых. Именно их едят в свежем, варёном, тушёном и квашеном виде. Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук считал, что кислая капуста изгоняет болезни из тела и спасает жизнь морякам. Не случайно в старину ни один корабль не отправлялся в долгое плавание без запасов квашеной капусты. А современные медики выяснили, что капустный сок – эффективное средство для лечения некоторых заболеваний желудка.
Капусту разводят как двулетнее растение. В первый год жизни вырастают лишь стебель и листья (свободные или в виде кочана). Если кочерыгу сохранить зимой в прохладе (например, в подвале), а весной высадить в почву, то она укоренится, и из почек вырастут цветоносные побеги с небольшими листочками и кистями жёлтых цветков. Из опылённых цветков образуются плоды – стручки с круглыми мелкими семенами. Так получают семена листовой, кочанной и брюссельской капусты.
Учитель. А теперь, ребята, давайте выполним одно из заданий колдуньи.
1) Утолщённый главный корень свёклы, в котором накапливаются питательные вещества, называется:
а) корневище;
б) клубень;
в) корнеплод.
2) Дикая «родственница» свёклы встречается:
а) в Южной Америке;
б) на побережье Средиземного моря;
в) в пустынях Средней Азии.
3) Первый завод по производству сахара из свёклы в России (в селе Алябьеве Тульской губернии) построили:
а) в 1802 году;
б) в 1861 году;
в) в 1703 году.
4) Капуста огородная относится к семейству:
а) маревые;
б) сложноцветные;
в) крестоцветные.
5) Кочанная капуста –
а) однолетнее растение;
б) двулетнее растение;
в) многолетнее растение.
4 ученик. Картофель. Родина картофеля – берега Чили и горы Перу. На горных плоскогорьях перуанцы возделывали картофель, называемый там «папа». Картофель служил основной пищей горных индейцев. О том, что картофель был древней культурой, свидетельствуют найденные при раскопках сосуды, имеющие форму клубней картофеля.
В 1521 г. корабли испанского конкистадора Эрнана Кортеса с ацтекским золотом в трюмах направлялись к берегам Испании. Но везли они и диковинные плоды, и клубни мексиканских растений. Привычные для ацтеков перец, томаты, картофель табак вскоре не только покорили Европу, но и завоевали весь мир. Теперь остаётся только удивляться, как без них обходились раньше. Все эти растения относятся к семейству паслёновых.
В Европе экзотическое растение стало обитателем ботанических садов. Сначала картофель появился с Испании, затем в Италии, где получил название «тартуфоли», которое потом превратилось в «картуфоли» и «картофель». Во Францию картофель попал в конце XVIII века, получив название «помде терр», то есть яблоко земляное. Французский аптекарь Пармантье начал писать книги о картофеле, делал его посадки, устраивал обеды из блюд, приготовляемых из одного картофеля, везде говорил о нём и даже просил короля и королеву содействовать распространению замечательного растения. Результаты оказались неожиданными. Королева Мария Антуанетта приколола в причёску букетик цветов картофеля, после чего все придворные стали носить в петлицах камзолов цветы картофеля. По примеру французского короля во всех государствах Европы принялись возделывать в клумбах перед дворцами цветы картофеля.
На столы к европейцам картофель попал позже. Вначале по незнанию вместо клубней для еды пытались использовать листья или плоды, содержащие соланин – яд, вызывающий тяжёлые отравления. Поэтому крестьяне относились к новому продукту с недоверием. И всё же «перуанский земляной орех», как тогда называли картофель, со временем вошёл в меню не только знати, но и простого люда.
Рисунок 5
В XVII в. картофель попал в Россию. Царь Пётр I – большой любитель нового и необычного – привёз из Голландии мешок клубней и повелел заняться выращиванием сей диковинки. Однако до 30-40-х гг. XIX в. русские крестьяне, отказываясь сажать картофель, восставали против помещиков. Эти «картофельные бунты» жестоко подавлялись войсками. Постепенно силой и уговорами крестьян приучили к новому овощу, хотя ещё долго в народе картофель называли чёртовым яблоком.
Многое изменилось с тех пор. Сейчас картофель, или паслён клубненосный, стал важнейшей сельскохозяйственной культурой. Разводят его клубнями – подземными видоизменёнными побегами. На их поверхности имеются углубления – глазки, в которых расположены почки. Из них вырастают два вида побегов: надземные. С листьями и цветками, и подземные, называемые столонами. На столонах образуются новые клубни с запасами питательных веществ. Это прежде всего крахмал и белки. Кроме того, в клубнях картофеля содержатся витамины А, В, С и очень важный минеральный элемент – калий. Кстати, больше всего витамина С и калия в клубнях, сваренных в кожуре. Впрочем, вкусен картофель в любом виде: варёный, жареный, пюре и как начинка для пирожков.
5 ученик. Томат (помидор). В выражении «покраснел, как помидор» кроется ошибка. Название этого овоща произошло от испанского слова pomod’oro – «золотое яблоко». Именно жёлтые плоды томатов впервые попали в Европу из Южной Америки. Томат культивируют как однолетнее растение. Семена его высаживают ранней весной в парники, а когда становится тепло, рассаду переносят в открытый грунт. Помидоры легко изменяют форму и окраску плодов: от светло-жёлтой до тёмно-красной и даже чёрной. Благодаря этому селекционеры вывели множество сортов, в числе которых «чёрный принц», «бычье сердце», «ракета», «золотой рог» и др.
Перец. Перец овощной называют также стручковым или красным. Уже несколько тысячелетий плоды этого растения служат пищевой приправой. В Европу его завезли в XVI в. из Америки. В России первое упоминание о перце встречается в рукописи «Благопрохладный цветок, или Травник», относящейся к 1616 г.
Плоды перца овощного напоминают стручки. Но ничего общего с истинными стручками (как, например, у крестоцветных) не имеют. Они довольно крупные, до 20 см в длину, но весят очень мало, поскольку внутри у них нет ничего, кроме множества мелких семечек. Пока плоды созревают, их цвет несколько раз меняется.
Все сорта стручкового перца делятся на две группы: овощные и пряные (острые). Овощной (или сладкий, болгарский) перец едят недозрелым. Он богат витаминами, особенно С и А. У растений пряных сортов мелкие красные плоды с горьким, жгучим вкусом, содержащие особое вещество – капсаицин, раздражающее и обжигающее рот. Не зря обещание «задать перцу» грозит неприятностями.
Рисунок 6
Учитель. В заданиях колдуньи есть несколько утверждений о картофеле, перце и томатах. Нам нужно определить, какие из них являются верными, а какие – нет.
1) Клубень картофеля – это подземный побег со стеблевым утолщением, развивающийся из верхушечной почки длинного столона.
2) В клубнях картофеля запасается большое количество жиров.
3) Родина картофеля – побережье Средиземного моря, при раскопках там находят сосуды в форме клубней этого растения.
4) В Россию картофель попал благодаря Петру I.
5) Название помидора произошло от испанского слова pomod’oro – «золотое яблоко».
6) В России начали выращивать перец только с начала XIX века.
7) Перец и томат – однолетние растения.
6 ученик. Морковь. В диком виде морковь встречается во многих районах Азии, Северной Африки и Европы, включая Россию. По внешнему виду дикорастущие растения похожи на культурные. Но их корни тоньше и менее мясистые. Считается, что морковь введена в культуру примерно 4 тыс. лет назад в Южной Европе. Вначале её разводили как лекарственное растение, а позже стали употреблять в пищу утолщённые стержневые корни (в обиходе их называют корнеплодами). Со временем корень и остальные части моркови настолько видоизменились, что теперь её считают самостоятельным видом – морковью посевной.
Корнеплоды моркови содержат много каротина, придающего им оранжевый цвет. В организме человека и животных каротин превращается в необходимый витамин А.
Морковь – двулетняя культура, её разводят семенами. В год посева вырастают розетка листьев и мясистый корень, урожай собирают осенью. Для получения семян весной следующего года корнеплоды высаживают в почву. Из них развивается надземный побег с соцветиями, которые к осени дают зрелые семена.
Петрушка. Петрушка родом из Средиземноморья. Это двулетняя культура. Корнеплоды петрушки белые и меньших размеров, чем у моркови. Они, как и листья, имеют приятный запах благодаря содержащимся в них эфирным маслам. Поэтому их используют в качестве ароматической приправы к пище.
Рисунок 7
7 ученик. Лук репчатый. Первые изображения лука относятся к II-I тысячелетиям до н.э. В Древней Греции выращивали несколько сортов лука, считая его не только вкусным, но и целебным. В мифе о рождении Аполлона и Артемиды упоминается, что с помощью этого растения удалось облегчить страдания их матери богини Латоны. По свидетельству знаменитого древнегреческого историка IV в. до н.э. Геродота, лук был любимой пищей персов. И в Древнем Риме все – от раба и солдата до сенатора и самого императора – ежедневно ели лук. Однако от чеснока знатные люди презрительно отворачивались, считая его пищей для простолюдинов, и награждали нелестными прозвищами. С тех пор прошло немало веков, а лук и чеснок и сегодня занимают почётное место в кулинарии многих народов.
Род луков из семейства луковых включает 750 видов. Наиболее известен лук репчатый, многочисленные сорта которого имеют луковицы разной формы. Луковица – это видоизменённый побег с коротким уплощённым стеблем (донцем) и отходящим от него пучком корней. Покрыта она множеством чешуй. Окраска луковичных чешуй обычно жёлтая, но бывает белой и фиолетовой. Вес луковиц колеблется от 10 до 300 г.
Листья у лука трубчатые, сочные, с восковым налётом. Длинный безлистный стебель-стрелка несёт шаровидное соцветие, в котором собрано примерно 400 зеленовато-белых цветков. Иногда в соцветии кроме цветков образуются мелкие луковички, с помощью которых происходит вегетативное размножение.
Сильный запах и острый вкус луку придают эфирные масла. Они же заставляют плакать тех, кто чистит и режет луковицу. Давление внутри клеток, несущих вакуоли с пахучим соком, превышает 24 атмосферы. Стоит разрушить ножом стенку клетки – и мельчайшие капельки едкого сока разлетаются во все стороны, попадая в глаза. Слёзы текут ручьём. Есть даже выражение «горе луковое».
8 ученик. Чеснок. Это растение, как и репчатый лук, известно людям с давних пор. В погребальной камере одной из пирамид в египетском городе Гиза (XXV в. до н.э.) археологи обнаружили перечень продуктов, необходимых умершему фараону в загробной жизни. Среди них назван и чеснок.
В наши дни чеснок, который ботаники называют лук посевной, дикорастущим не встречается нигде, зато культивируют его практически во всех уголках Земли. Луковица чеснока состоит из отдельных долек – «зубков», покрытых собственной чешуйчатой оболочкой. А вся луковица обтянута беловатой плёнкой. Узкие, с продольными желобками листья чеснока своим основаниями охватывают высокий стебель, заканчивающийся соцветием-зонтиком.
Чеснок благодаря содержащемуся в нём эфирному маслу тоже обладает острым вкусом и резким запахом. В средневековой Европе бытовало поверье, что этот запах отгоняет нечистую силу. Наделяли чеснок и другими магическими свойствами.
Рисунок 8
Великий древнегреческий врач IV в. до н.э. Гиппократ иногда прописывал больным есть только чеснок, увеличивая его количество каждый день, а от других овощей рекомендовал воздерживаться. Древние греки и славяне считали чеснок хорошим противоядием при змеиных укусах, даже называли его «змеиной травой». В Средние века во время эпидемий чумы жители городов натирались чесночным маслом, чтобы болезнь обошла их стороной.
Целебные свойства лука и чеснока доказаны современной наукой. Чесночное эфирное масло и особые летучие вещества – фитонциды (от греч. «фитон» - «растение» и лат. caedo – «убиваю»), содержащиеся в тканях этих растений, действительно способны убивать болезнетворных микробов.
IV. Закрепление изученного материала
Итак, мы узнали о происхождении и истории возделывания всех растений, необходимых для приготовления борща Василисы. Осталось только выполнить последние задания колдуньи!
Правильно соотнесите культурные растения и места их происхождения:
Картофель | Побережье Средиземного моря, а также берега Атлантического океана, от Испании до Норвегии. |
Капуста | Многие районы Азии, Северной Африки и Европы, включая Россию. |
Морковь | Побережье Средиземного моря. |
Свёкла | Берега Чили и горы Перу. |
Решите кроссворд:
Рисунок 9
По горизонтали: 4 – растение семейства зонтичных, используемое в качестве ароматической приправы к пище; 5 – чёртово яблоко или перуанский земляной орех; 7 – представитель семейства маревых, необходимый для приготовления борща и винегрета; 8 – имя царя, привёзшего впервые в Россию картофель; 9 – культурное растение семейства паслёновых, выращиваемое в России с начала XVII века.
По вертикали: 1 – древнегреческий врач, часто использовавший для лечения больных чеснок; 2 – растение, корнеплоды которого богаты каротином, «предшественником» витамина А; 3 – семейство, к которому относятся многие культурные растения, пришедшие к нам из Америки; 6 – подземный (иногда надземный) сильно укороченный побег с уплощённой стеблевой частью и чешуевидными сочными листьями.
V. Подведение итогов урока, выдача задания на дом
Молодцы, ребята! Мы справились со всеми заданиями колдуньи, помогли Василисе, а заодно и сами узнали много нового и интересного о хорошо знакомых нам культурных растениях: об их происхождении, истории культивирования человеком, применении, некоторых биологических особенностях.
§ 49, ответить на вопросы на стр. 182-183.
Список литературы
- Верзилин Н. Растения в жизни человека. – Л.: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1952. – 164 с.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 224 с.
- Энциклопедия для детей. Т.2. Биология/Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2002. – 704 с.