Появление арт-терапии как области теоретического и практического знания на стыке искусства и науки относят примерно к 30-м годам XX века в Англии. За рубежом вопросами арт-терапии занимались и занимаются: М. Наумбург, Э. Крамер, А. Хилл, И. Чампернон, Т. Дэлли, Д. Уэллер и многие другие. В России ведущими специалистами в этой области являются А.И. Копытин и Л.Д. Лебедева и многие другие.
Понятие, что такое арт-терапия и чем она занимается, многими психологами и психотерапевтами понимается по-разному, в зависимости от социально-экономических и культурных условий, теми целями и смыслом, который они вкладывают в это понятие, теми методами и формами, которым они придают главное значение в ходе терапии. В то же время, существуют некоторые наиболее общие признаки, позволяющие говорить об арт-терапии, как об особой области психотерапевтической деятельности. К ним можно отнести использование изобразительных материалов для выражения клиентом содержания своего внутреннего мира; создание для этого особых условий; присутствие психотерапевта ряда с клиентом в процессе его изобразительной деятельности и использование им тех или иных приёмов, помогающих клиенту выражать свои чувства и мысли в художественной форме и осознавать связь изобразительной продукции с содержанием своего внутреннего мира.
По мнению Л.Д. Лебедевой арт-терапия – одна из составляющих широкой категории – терапии искусством. Помимо неё в терапию искусством и творчеством входят: терапия творческим самовыражением, музыкальная терапия, игровая, драма-терапия, сказкотерапия, библиотерапия, танцевальная, телесно-двигательная, арт-терапия. Можно выделить 3 области применения арт-терапии: социальная сфера, медицина, образование.
Интересующее нас направление арт-терапии – педагогическое – имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность, и на первый план выходят задачи развития, воспитания и социализации – это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
Практическое значение применения техник арт-терапии в образовании большое: участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей изменений ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим.
Таким образом, применение техник арт-терапия на занятиях по психологии важно и нужно. Мы убедились в том, что на любой теме можно использовать элементы арт-терапии, так построить за 30 минут полноценное занятие в русле арт-терапии с целым классом довольно затруднительно. Но даже использование отдельных техник оказывает на участников группы своё терапевтическое воздействие. Мы считаем, что применение этих техник особенно эффективно в начальной школе, так как дети не всегда могут точно сформулировать, что их беспокоит. А посредством изобразительной деятельности, работы с пластилином и прочего им легче выражать свои эмоции и их отыгрывать.
В результате работы в арт-терапевтическом направлении психолог получает: положительный эмоциональный настрой группы, облегчает невербальный выброс негативных эмоций, их проработка позволяет снимать тревогу, отыгрывать агрессию и злость, искать ресурсы для дальнейшего развития, через коллективную деятельность помогает прояснить участникам свои эффективные и неэффективные способы коммуникации, позволяет развивать рефлексию своих мыслей, чувств, поступков, даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально-приемлемой форме, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость.
Таким образом, использование различных техник даёт эффект, может быть не столь большой, как, если бы они проводились в структурированной арт-терапевтической сессии, но тем не менее, они также несут свой положительный исцеляющий заряд. Особенность проведения занятий по психологии в школе заключается в том, что за 30 минут сложно и сделать работу, и проговорить её. Поэтому на занятиях мы стараемся использовать хотя бы элементы арт-терапии.
Далее мы покажем, как можно использовать различные техники арт-терапии на разных занятиях.
Работа с пластилином
Области применения.
- Для отработки любого неприятного чувства: обида, гнев, страх и т.д.
- В работах пары – для поиска точек соприкосновения и прояснения межличностных отношений.
- Работа с собственными ресурсами.
Первый этап. Классу даётся инструкция: в течение всего времени, пока длится музыка необходимо с закрытыми глазами слепить образ своего гнева (обиды, того, что приятно, своего помощника и т.д.), не особо задумываясь над тем, что получается, а дать свободу своим рукам. Эту инструкцию можно видоизменить в зависимости от цели: можно предложить лепить вдвоём с открытыми глазами. В зависимости оттого, что лепится, выбирается и музыка. После того, как закончится музыка, ребятам предлагается внимательно рассмотреть свою работу и от своего имени презентовать образ. Например: Я коричневая злость, я люблю… Ведущий может помогать участникам своими вопросами:
- Как часто ты возникаешь?
- Где ты любишь обитать?
- Чего боишься?
- Что тебе помогает и т.д.
Это помогает участникам ещё раз проговорить своё чувство, лучше понять созданный образ. В случае, если работали 2 человека, важно проговорить не только то, что они создали, но также и то, как им работалось вместе, что нового и интересного они узнали друг о друге и т.д. В работе мы часто ставим в пару отвергаемого и высоко статусного, с тем, чтобы высоко статусный нашёл что-то хорошее у отвергаемого, подчеркнул это и озвучил на всю группу. Часто они сами говорят о том, что с удивлением узнали о какой-то положительной характеристике отвергаемого. На этом можно закончить.
Второй этап. Если участники лепили в одиночку, то им предлагается найти сходный в чём-то другой образ и объединиться в пары. Их задача – под музыку слепить общий ресурс (если до этого они лепили негативный образ) или то, что является для них защитой, приносит радость. На этапе обсуждения важно проговорить название их образа и что он несёт людям. Как лепили участники? Как они разрешали возникающие конфликты? Кто доминировал, кто подчинялся, и было ли комфортно детям в этих позициях? Какие чувства возникали и какое чувство преобладает при завершенном результате и т.д.? Важно подчёркнуть вклад каждого в работу и в конце устроить выставку работ.
Работа с бумагой для создания коллажа
Области применения.
- Развитие представления о чём-то, посредством работы с бумагой.
- Отработка негативных чувств и ресурсов.
- Работа в команде – развитие сплочения.
- Развитие рефлексии.
Первый этап.
Если это индивидуальная работа, то участникам предлагается с помощью бумаги (различные журналы, цветная бумага, картон, фольга и т.д.), ножниц и клея создать образ чего-то, в зависимости оттого, какая тема предъявлена. Например: во вторых классах мы применяли эту технику на темах “Трудности в школе”, “Мои ресурсы”, “Наш класс”, “Дружба”. Работа длится, пока звучит музыка.
Если это коллективная работа, то в зависимости от количества детей, класс разбивается на 2-3 команды. Как правило, мы стараемся ставить в одну команду детей с разными статусами, с тем, чтобы отвергаемые и не принимаемые дети могли показать свою индивидуальность. После этого им также даётся тема и предлагается в течение некоторого времени создать коллективный рисунок, используя только бумагу, ножницы и клей.
Второй этап.
Если это индивидуальная работа, то участникам предлагается рассказать о своей работе, о тех мыслях и чувствах, которые возникали по ходу. Если эта работа с ресурсами, то полезно спросить: как они помогают тебе в реальной жизни? Что они для тебя? Если группа, хорошо подготовлена и способна к большему самораскрытию, то можно предложить детям рассказать от имени Образа. Например: Я образ Солнца, я люблю греть людей, мне нравится, когда все улыбаются и т.д. Остальные участники также могут задавать свои вопросы. Здесь мы можем увидеть, как участники задают вопросы, какие темы их интересуют. Это способствует развитию эмпатии.
Если это коллективная работа, то участники рассказывают, что они создали, какие чувства и мысли возникали по ходу совместной работы, что для каждого означает полученный образ? Здесь акцент делается не только на том, что для каждого означает этот образ, но и на стиль взаимодействия между детьми. Важно проговорить, кто какой элемент делал, чья была идея, насколько было комфортно детям работать вместе, и хотели бы они что-либо сейчас изменить? В конце каждому предлагается выбрать какой-то элемент на картине и от его имени рассказать о себе.
Ведущему во время всей работы важно фиксировать, что говорят дети, какие темы всплывают, так как последующие занятия строятся на актуальных темах класса. Важно также увидеть, кому сейчас плохо, и оказать поддержку в виде групповой или индивидуальной работы.
Список литературы
- Копытин А.И. Арт-терапия в эпоху пост модерна, Спб, 2000.
- Копытин А.И. Системная Арт-терапия, Спб, 2001.
- Лебедева Л.Д. Практика Арт-Терапии, Спб, 2003.