Профилактика дезадаптации пятиклассников

Разделы: Школьная психологическая служба


Что можно сделать в обычной образовательной школе для профилактики проблем адаптации пятиклассников?

Наиболее удачным выходом служит создание в школе системы работы по преемственности между основным и начальным звеном, в которую входит тесное взаимодействие педагогов начального и основного звеньев, сотрудничество школы и родителей. Это традиционные составляющие системы. Анализируя проблемы адаптации пятиклассников, мы пришли к выводу, что необходимо вести профилактическую работу и с детьми. Изучив психолого-педагогическую литературу, мы создали свою программу подготовки выпускников начальной школы к основной.

Название программы “Поступаем в 5 класс – это класс!”.

Ее реализация проходит в течение 32 академических часов, в выпускных классах начальной школы. Занятия проводит педагог-психолог в рамках своего рабочего времени.

Календарно-тематическое планирование предусматривает такие темы занятий, как:

  • Чему учат в школе?
  • Искусство быть учеником.
  • Мои сильные и слабые стороны.
  • Мой помощник – внимание.
  • Память – кладовая знаний.
  • Разумно мыслить – легко!
  • Ставить и выполнять цели нам по силам.
  • Как готовить домашние задания.
  • Мои друзья – мое богатство.
  • Ответственность.
  • Сказка - ложь да в ней намек, добру молодцу урок.
  • Наука отдыхать.
  • Учитель – с ним легко?
  • Разминка для ума и для души/игровые сюжеты/.
  • Чего я боюсь?
  • Как преодолеть неуверенность в себе.
  • Будни школьной жизни.
  • У меня все получится!

Комплексный подход позволяет решать проблемы и познавательного, и эмоционально-личностного, и мотивационно-волевого развития учащихся.

В ходе занятий ребята получают информацию, выполняют задания тренировочного характера, играют, рисуют, участвуют в психогимнастических упражнениях, овладевают приемами самопознания и рефлексии. Они с интересом принимают участие в обсуждениях проблемных ситуаций, овладевают приемами релаксации. Наибольшее внимание привлекают интерактивные игры и упражнения.

В марте-апреле проводится диагностика готовности к обучению в среднем звене школы учащихся 4 класса.

В качестве примера приводим анализ готовности к поступлению в пятый класс 21 выпускника начальной школы. Диагностика помогла выявить их общий уровень интеллектуального и эмоционального развития. Результаты позволяют судить о потребности учащихся размышлять и самостоятельно докапываться до истины, дополнительно дают информацию об эмоциональном фоне пребывания ребенка в школе и семье, о его аккуратности и спонтанной грамотности. Обследование проходило в групповом варианте, в течение двух академических часов. Итоги показали, что словарный запас 7 учащихся этого класса имеет высокий уровень, 9 – средний уровень и лишь у 5 ребят – ниже среднего. Это свидетельствует о хорошем общем “климате” обучения, о довольно высоком уровне “окружающей среды”, в основе которой лежит освоение ребенком уровня образованности людей, которые его окружают. Память и механическая, и смысловая почти у всех ребят находится на хорошем уровне развития, лишь Антону Т. предложена помощь по тренировке механических процессов. Исследование показало, что процесс интеллектуального развития у многих ребят протекает неравномерно, что свидетельствует о закономерных свойствах возрастного становления личности. Гибкость при составлении слов на высоком и среднем уровне у 10 ребят, начало теоретического анализа – у 13, операцией выделения существенных связей владеют 6 детей, классификацией -19, обобщением – 6, сравнением – 9, из 21 учащихся. Т.о. процесс перехода от конкретного мышления к абстрактному идет естественно, в начальной школе учитель сумела большинству ребят привить навыки интеллектуальной активности.

Эмоциональный фон отношения к школе у всех ребят положительный, лишь у некоторых без ярких проявлений, нейтральный. Это наблюдается у 10 детей. Эмоциональный фон пребывания в семье у двоих детей свидетельствует о наличии проблем в семейных отношениях, намечена консультативная встреча с родителями. Прогноз адаптации в пятом классе - благоприятный.

В пятом классе, в шестом и седьмом происходит мониторинг адаптации ребят в основной школе. Для этого используем посещение уроков, диагностические экспресс – методики “Расписание уроков”, “Цветовой рейтинг предметов”, анкетирование. Анализ результатов позволяет быть в курсе назревающих проблем, позволяет вовремя придти на помощь.

Много внимания мы уделяем обновлению информационного поля учителя: проводим заседания малого педагогического совета, где обсуждаем проблемы профилактики дезадаптации. Активно педагоги работают на тренингах повышения педагогической компетентности. Привлекаем и родителей – традиционными стали встречи за круглым столом.

Приводим материалы, которые использовались для обсуждения на семинаре “Как предупредить возможные трудности адаптации выпускников начальной школы в основной”.

Еще В.А. Сухомлинский писал, что “… главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить его пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы робко, несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка дейстовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его надо постоянно налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться”.

Этот инструмент – способы овладения знаниями, общеучебные умения и навыки. Кроме этого, развитие выпускников начальной школы должно соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к ним основная ступень обучения.

Готовность выпускников начальной школы к обучению в основной включает в себя несколько показателей.

Состояние физического здоровья – предполагается, что пятиклассник должен уметь приспособиться к возрастающей учебной нагрузке без вреда своему здоровью и работать в едином темпе со всем классом на протяжении урока. Программа общеобразовательной школы рассчитана на учащихся с 1–3 группами здоровья.

Рекомендации:

  • посещение спортивных и танцевальных секций;
  • достаточное ежедневное пребывание на свежем воздухе (не менее 2 часов);
  • подвижные игры;
  • закаливание.

Психическое и психологическое здоровье – это прежде всего наличие здоровой нервной системы, состояние которой зависит от спокойной и доброжелательной обстановки в семье, от создания условий для полноценного развития ребенка.

Огромное значение имеет психологически комфортный микроклимат в школе, в классе.

Значимым компонентом готовности к обучению в основной школе является произвольность (умение управлять своей деятельностью, быть активным и самостоятельным), которая проявляется при выполнении учебных заданий. Ученик должен: осознать цель задания, произвести все необходимые действия и правильно сделать запись в тетради, если нужно - воспользоваться учебником или другой литературой. При возникновении трудностей должен приложить все усилия для их преодоления. О развитии произвольности говорит и умение управлять своими эмоциями.

Волевые качества, которые необходимы пятикласснику и должны быть у него сформированы:

  • самостоятельность (умение действовать без посторонней помощи);
  • настойчивость (умение справляться с возникающими трудностями, доведение начатого до конца);
  • инициативность (умение предложить новый вид деятельности и необходимую помощь);
  • организованность;
  • культурно-гигиенические привычки;
  • привычка трудиться.

Рекомендуется:

  • предлагать детям задания, связанные с планированием последовательности действий;
  • игры, где необходимо вырабатывать стратегию: “Монополия”, шахматы;
  • оказывать помощь детям в формировании волевых черт.

Пятиклассники должны уметь выделять главное, обобщать, разделять существенные и несущественные признаки предметов, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать. Важно уметь производить все эти действия с учебными понятиями, т.е. с материалом, изученным на уроках. Особенностью этой деятельности является то, что 10 – 11 лет – период разделения между двумя стадиями развития интеллектуальных операций. Первая стадия – наглядно-образное мышление (мыслительные операции возможны либо с реальными предметами, либо с их образами). Вторая стадия – теоретического мышления (мыслительные операции обобщения, абстрагирования на основе понятий, представляемых в уме). Уже в начале пятого класса детям необходимо обощать всю имеющуюся у них информацию (а не только полученную на уроке) и выражать свое мнение, аргументируя его при необходимости.

Памятью пятиклассник должен уметь управлять, т.е. организовывать процесс запоминания (при выполнении, например, домашних заданий) и воспроизведения на уроке. Пятикласснику доступно владение средствами запоминания – не просто запомнить, а выделить главное, рисовать в уме яркие образы, понимать и осмысливать запоминаемую информацию. Механическая память (буквальное запоминание) отходит на второй план, а логическая память, осмысленное запоминание, продуктивность – на первый.

Рекомендуется:

  • объяснить учащимся, что память – прежде всего работа;
  • наблюдать за явлениями, предметами окружающего мира, т.к. это активизирует все виды памяти;
  • ставить задачу запомнить надолго;
  • вслух рассказывать выученный материал;
  • использовать прием четырехкратного прочтения материала (распределенное повторение).

1 чтение – задача запомнить не ставится, читаем для ознакомления;

2 чтение – для понимания;

3 чтение – для запоминания, ставим перед собой цель – запомнить;

4 чтение – для проверки качества усвоения;

Внимание ученика зависит от его произвольности. Для тренировки рекомендуется использовать упражнения по принципу “корректурной пробы” - поиск ошибок, например.

Показателем успешного развития выпускника начальной школы служит использование им в речи сложных конструкций, связное изложение мысли, умение ее доказать, богатый словарь, грамотность. Помощь в развитии речи заключается в ежедневном труде учителя, родителей ребенка.

Пятикласснику необходимо уметь взаимодействовать с другими людьми, владеть навыками общения, поэтому учителю начальной школы нужно соблюдать следующие требования в организации работы в этом направлении: готовить учащихся к коллективным формам деятельности, учить детей возникающие конфликты разрешать самостоятельно мирным путем, подсказывать возможные пути решения проблем, развивать у ребят позитивную Я – концепцию.

Выпускнику начальной школы для успешной адаптации необходимо также уметь устанавливать адекватные ролевые (соответствующие роли ученика) межличностные (соответствующие его личным потребностям) отношения с педагогами. Очень важно научить ребенка чувствовать и проявлять уважение к учителю (хотя бы как к взрослому человеку). Если ребенок выражает неприятие к учителю, это выражается в следующем:

  • иногда стремится, а иногда – избегает здороваться;
  • в ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность;
  • переменчив в поведении, иногда умышленно плохо выполняет работу;
  • негативно относится к замечаниям;
  • “бормочет” под нос, если недоволен;
  • всегда на что-то претендует, считает, что несправедливо наказан;
  • непослушен, не соблюдает дисциплину;
  • агрессивен;
  • охотно дружит с подозрительными типами.

Если учитель, работающий с ребенком, может отметить несколько позиций из вышеизложенного, значит, гармоничные отношения с ребенком не сложились и вина за это лежит на педагоге. Для гармонизации отношений и предупреждение поведенческой и социальной дезадаптации рекомендуется:

  • развивать положительную Я – концепцию ребенка;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • снимать эмоциональное напряжение с помощью упражнений на расслабление;
  • развивать произвольность;
  • формировать нравственные представления.

Решать эти задачи значительно легче, если учитель соблюдает педагогические нормы и требования по формированию детского коллектива, по отношению к каждому конкретному ребенку, т.к. тогда не возникает между ним и детьми смыслового барьера (непонимания, отчуждения). Важна оценка учителя – справедливая и перспективная, без неприязни к детям. Важно обходиться в общении с детьми без угроз и окриков, т.к. они порождают страх, а не уважение. Кроме того, дети младшего школьного возраста очень подражательны и импульсивны и к этому надо относиться с пониманием. Соблюдению социально-моральных норм, способности к ответственному поведению, формированию положительной мотивации к учению учащихся способствует ответственное отношение учителя к воспитательной работе. Если учитель учитывает эти факторы в организации взаимодействия с детьми в процессе обучения, риск возникновения дезадаптации значительно снижается, дети имеют достаточный уровень интеллектуальной, эмоциональной, социальной готовности к обучению в среднем звене.