Развивающая программа "Радость познания"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно – психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелируется с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет от 20 до 30 % обучающихся, а около 70 – 80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Была выявлена, среди неуспевающих школьников, особая категория – детей с временной задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) – является нарушением нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие “задержка” подчеркивает временное несоответствие уровня развития возрасту и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.

Отсутствие достаточно разработанных и удобных для практического использования учителем способов психологического анализа конкретных случаев школьной неуспеваемости делают его работу по преодолению трудностей в обучении детей малоэффективной, так как в большинстве случаев учитель пользуется традиционным способом работы со слабоуспевающими учащимися: проводит с ними дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Совершенно очевидно, что эффективная помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших у них в процессе обучения трудностей.

В соответствии с этим целью данной программы является:

Создание адекватных условий обучения и развития детей младшего школьного возраста через адаптацию учебного материала для развития познавательных процессов у обучающихся с задержкой психического развития.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  • организовать коррекционно-диагностические мероприятия, направленные на повышение уровня общего развития обучающихся, коррекцию отклонений в развитии познавательной и речевой деятельности;
  • направить обучение детей с задержкой психического развития на преодоление трудностей, возникающих у младших школьников при обучении русскому языку, чтению и математике;
  • организовать проведение лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение охраны здоровья обучающихся на основе организации охранительного режима и использовании дозированных учебных нагрузок, а также изучение динамики состояния здоровья на основе учета работоспособности и заболеваемости обучающихся.

Специфика данной программы заключается в определении трех основных блоков работы с детьми, имеющими трудности в обучении.

I блок – диагностические и коррекционно-развивающие воздействия на обучающихся с ЗПР;

II блок – работа по определению и коррекции трудностей, возникающих у младших школьников при обучении русскому языку, чтению и математике;

III блок – лечебно – профилактический.

Программа адресована учителям начальных классов, психологам, работающим:

  • в классах специально – коррекционного обучения;
  • со слабоуспевающими школьниками, обучающимися в начальном звене.

Данная программа предусматривает индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия общеразвивающей и предметной направленности, организуемые психологом, логопедом во внеурочное время, и уроки, составной частью которых является работа по развитию познавательных процессов.

Организация деятельности I блока: Диагностическое и коррекционно-развивающее воздействие на обучающихся с задержкой психического развития.

Диагностическая деятельность организуется с целью изучения интеллектуального, психоэмоционального развития младших школьников, имеющих трудности в обучении.

Диагностические мероприятия проводятся в два этапа на начало и конец учебного года и составлены из комплекса диагностических батарей с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей младшего школьного возраста.

Коррекционно-развивающая деятельность организуется с целью повышения уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов предшествующего развития обучающихся, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи.

С этой целью проводятся коррекционно-развивающие мероприятия, разделенные на два направления:

Первое направление работы: Коррекция поведения и эмоциональной сферы детей средствами искусства.

Для данного направления работы характерны два типа занятий.

Первый тип занятий – использование средств искусства для коррекции поведения детей с задержкой психического развития.

Задачи этапа:

  • снять эмоциональную напряженность;
  • создать ситуацию успеха;
  • прививать младшим школьникам с задержкой психического развития новые формы поведения (умение довести начатое дело до конца, дисциплинированность);
  • дать возможность детям данной категории почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе;
  • воспитывать чувство прекрасного.

Второй тип занятий – использование игр и этюдов для коррекции поведения и эмоционально – личностной сферы младших школьников с ЗПР.

Задачи этапа:

  • коррекция эффективного поведения и эмоционально – личностной сферы детей с ЗПР;
  • регулировка поведения учащихся рассматриваемой категории в коллективе;
  • формирование у младших школьников с ЗПР моральных представлений.

Второе направление работы: Коррекция отклонений психологического развития.

Задачи данного этапа:

  • коррекция отдельных сторон психической деятельности младших школьников, имеющих трудности в обучении;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие различных видов мышления;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Организация деятельности II блока: Работа по определению и коррекции основных групп трудностей при обучении младших школьников с задержкой психического развития русскому языку, чтению и математике и их психологические причины.

Трудности, которые младшие школьники испытывают при усвоении учебного материала по русскому языку, чтению и математике, и их психологические причины могут быть разделены на три группы.

Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневым по организации двигательных навыков письма и чтения. Качество процесса письма в значительной мере обуславливается уровнем развития психомоторной сферы ученика.

Конкретными недостатками развития психомоторной сферы являются:

- несформированность зрительной координации;
- недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий руки;
- недостатки в развитии микромоторики.

У детей с низким уровнем развития психомоторной сферы отмечаются следующие трудности в написании букв и цифр:

- нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв и цифр);
- отсутствие связных движений при письме, “печатание” букв;
- плохой, небрежный почерк;
- очень медленный темп письма;
- сильный тремор (дрожание руки), проявляющийся в дополнительных штрихах, дрожащих линиях;
- слишком большое напряжение руки при письме (сильное надавливание) либо слишком слабый нажим.

При формировании двигательного навыка чтения (речевые умения) важную роль играют особенности артикуляции учащегося, которые влияют на темпо-ритмические характеристики громкого чтения.

Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ученик характеризуется:

а) низкой скоростью чтения;
б) слоговым типом чтения;
в) низким уровнем понимания читаемого в связи со смешиванием близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, приводящим к смешиванию значений слов. Кроме того, низкая скорость чтения затрудняет осуществление синтеза смысловых единиц текста, что также затрудняет понимание прочитанного.

Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Основные проявления трудностей, вызванных данной причиной, состоят в следующем:

- замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв при письме и чтении, недописывание слов и предложений, замена и удвоение слогов, количественные ошибки при написании букв;
- трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов;
- неправильное чтение похожих по начертанию букв;
- затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова;
- отсутствие устойчивых навыков счета;
- незнание отношений между смежными числами;
- трудности перехода из конкретного плана в абстрактный план;
- неумение решать задачи.

Конкретными психологическими причинами, лежащими в основе этой группы трудностей, могут быть названы следующие:

  • несформированность пространственных представлений;
  • недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия;
  • недостатки в развитии познавательных процессов:

- недостатки развития мыслительной деятельности, которые проявляются в искажениях смысла слов, непонимании переносного смысла слов и фраз, в склонности к дословному пересказу текста, в затруднениях при употреблении заглавной буквы, неумении выделить существительное и др;
- умение сравнивать у слабоуспевающих школьников часто не характеризуется обобщенностью: ученик умеет сравнивать предметы, но не умеет сравнивать математические выражения, не умеет при сравнивании устанавливать взаимнооднозначные соответствия;
- конкретность мышления (она затрудняет понимание школьником переносного значения слов и словосочетаний, пословиц, аллегорий; математического содержания задачи в связи с сосредоточенностью на ее сюжетной стороне);
- синкретичность мышления (отсутствие необходимого и достаточного анализа всех данных, что приводит к неправильным умозаключениям и ошибочным решениям задач);
- недостаточная обобщенность мышления (обуславливает затруднения при образовании понятий, которые основываются на выделении существенных признаков в учебном материале);
- однолинейность мышления (т.е. прикованность к какой-либо одной стороне рассматриваемого предмета или ситуации, неумение видеть и удерживать в сознании одновременно разные стороны, различные признаки одного и того же предмета, неумение оперировать одновременно всеми нужными для решения задачи данными, обусловливает решение задачи только одним способом;
- инертность мыслительной деятельности (приводит к образованию шаблонов мышления, к стереотипности действий, несмотря на изменение условий; может затруднять переход от прямого способа действий к обратному; проявляться в трудностях при переводе из одной формы в другую, например, из буквенной формы в цифровую);
- недостатки в развитии памяти могут проявляться в нечетком знании всех букв алфавита, в плохом запоминании прозы и стихотворений, ограниченном словарном запасе, плохом запоминании слухо – зрительно – двигательных образов отдельных букв и слов, неточном запоминании различных формулировок (правил правописания, законов, последовательности выполнения заданий и др.);
- недостаточное развитие у ученика процессов произвольного внимания является причиной многих видов трудностей при обучении русскому языку и чтению: недописывания слов и предложений, лишних вставок букв, пропусков букв при списывании, перестановок слогов в словах, при чтении “потеря” строки, повторное считывание той же строчки и др.

Третья группа трудностей:

Недостатки в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычисли тельных умений. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.

Следствиями недостаточности процессов самоконтроля и саморегуляции могут быть:

- неумение обнаруживать свои ошибки;
- возрастание количества ошибок к концу работы;
- выполнение требований учителя не в полном объеме;
- трудности с формированием двигательного навыка письма;
- медленный темп письма.

Особо следует отметить трудности в учении, вызванные особенностями, темперамента учащихся, отражающего своеобразие при родной организации их нервной системы. В первую очередь это касается медлительных детей — детей, с флегматическим темпераментом. В учебной работе у них могут возникнуть следующие трудности, обусловленные их индивидуально особенностями:

- пропуск букв, слогов, недописывание слов и предложений (вследствие того, что ученик-флегматик торопится, чтобы не отстать от класса);
- медленный темп письма, чтения, счета;
- невыполнение письменных заданий в полном объеме при ограничении времени, отведенного на работу;
- замедленное протекание умственной деятельности.

Даже самый маленький фрагмент урока не только обучать, но и развивать. Любые виды деятельности, казалось бы, направленные только на обучение учащихся, при изменении цели легко преобразуются в развивающие. Например, материал, предназначенный для выборочного диктанта, обращается в средство для развития избирательности памяти; слуховые диктанты — в средство для развития приемов, позволяющих увеличивать объем запоминаемого материала. Зрительные диктанты направляются на развитие точности запоминания. При заучивании словарных слов отрабатываются простейшие приемы запоминания. Правило, изученное коллективно, является результатом проведенного анализа или синтеза. Широко используемые в школьной практике опорные схемы объединяются по темам (“О шипящих”, “О букве ц”, “О суффиксах”) объединяются по темам и обучают школьников одному из приемов, применяемых при воспроизведении учебного материала — припоминанию в системе. И даже физкультминутки, обычно служащие только для снятия усталости, наполняются упражнениями для развития у учащихся зрительно – двигательной памяти и координации движения, внимания, мышления.

Организация деятельности III блока: Лечебно – профилактическое направление является составной частью коррекционного воздействия на обучающихся с задержкой психического развития.

Лечебно – профилактическое направление обеспечивает:

  • охрану здоровья обучающихся на основе организации охранительного режима и использование дозированных учебных нагрузок, что способствует снижению утомления у обучающихся с задержкой психического развития, а также повышение работоспособности и уровня концентрации внимания. Для осуществления данной работы с обучающимися классов специально-коррекционного обучения организуется обязательный дневной сон, витаминизация в течение всего учебного года, введение обязательной прогулки на свежем воздухе, а также построение урока с учетом гигиенических критериев рациональной организации урока и соотношение основных факторов учебного процесса обеспечивающих благоприятную и неблагоприятную реакцию обучающихся на учебную нагрузку (по С.М. Громбаху);
  • укрепление здоровья посредством нормированной нагрузки в соответствии с группой здоровья на уроках физкультуры обязательное использование физ. минуток, включающих в себя упражнения дыхательной гимнастики, комплексы для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, гимнастику для глаз как в урочное, так и во внеурочное время, использование закаливающих процедур и утренней гимнастики;
  • изучение динамики состояния здоровья на основе учета работоспособности и заболеваемости учащихся используя данные мониторинга функционального и физического состояния обучающихся, данные глубокого медицинского осмотра, а также учет заболеваний в течение учебного года.

Общие рекомендации к организации
индивидуальных и групповых коррекционных занятий

Группы детей с задержкой психического развития комплектуются по сходству решаемых коррекционных задач.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся 2–3 раза в неделю, продолжительность таких занятий 20–40 минут в зависимости от сложности диагноза.

Специальные развивающие упражнения одной и той же направленности вводятся в традиционный учебный процесс в качестве составной части отдельных предметов (математики, русского языка, чтения, ознакомления с окружающим миром и во внеурочное время на занятиях с психологом и логопедом. При работе в классах коррекционно-развивающего обучения продолжительность курса – три или четыре года в зависимости от варианта учебного плана, по которому ребенок обучается в специальном коррекционном классе. Максимальная эффективность достигается при условии тесного сотрудничества учителя со школьным психологом. В этом случае обеспечивается индивидуальный подход, основанный на данных проводимого психологом непрерывного мониторинга уровня развития психических функций. Рекомендации психолога учитываются также при планировании групповой и индивидуальной работы учителя с детьми; в необходимых случаях проводится индивидуальная коррекционная работа психолога с детьми, результаты тестирования которых показывают отклонения от возрастной нормы, а также консультации для воспитателей.

В результате прохождения программного материала коррекционно-развивающей программы у обучающихся с задержкой психического развития (при отсутствии органических поражений и функциональной недостаточности центральной нервной системы), основные психические процессы должны соответствовать возрастной норме или иметь динамику в развитии. У обучающихся классов специально–коррекционного обучения должны быть сформированы:

- устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
- основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, умение выделять существенные признаки и закономерности);

расширены:

- представления об окружающем;
- уровень познавательной активности, памяти, внимания, восприятия;

повышен:

- уровень работоспособности;
- уровень речевой активности.