25 марта 2004 года в муниципальной средней (полной) общеобразовательной школе № 15 г. Райчихинска Амурской области состоялась ежегодная психологическая конференция для педагогов, которая в этом году была посвящена проблеме толерантности. Её организаторами и модераторами (руководителями) групп явились члены творческой группы по проекту “Учимся пониманию и диалогу”, ставшему лауреатом Всероссийского конкурса “Школа толерантности”, педагог-психолог Семчугова Л.В., зам. директора по УВР, педагог-психолог Котикова А.Н., учитель истории Русанова Г.Л., зам. директора по УВР Галушко Л.Н. и зам. директора по ВР Усова О.В. (Рисунок 1). В конференции приняли участие около 50 педагогов школы, включая администрацию.
Предлагаю вашему вниманию разработку психологической конференции для педагогов “Толерантность – дорога к миру”. В нашей школе 84 педагога, поэтому мы выбрали групповую форму проведения. В маленьких школах можно не делить участников конференции на группы. У нас было 5 модераторов (организаторов и ведущих конференции). Возможно, у вас их будет 1 или 2.
Сначала педагоги собираются в одной аудитории, на входе в которую им вручают одну из пяти фигурок (фигуры и их цвет выбраны нами произвольно). Один из модераторов открывает конференцию, другой даёт краткое определение толерантности. Затем участники под руководством модераторов расходятся по заранее подготовленным аудиториям, согласно форме и цвету полученной фигурки. У нас образовалось 5 групп по 8-12 человек. Дальнейшая работа в группах строится по единому плану.
После разминки в круге педагоги делятся на 2-3 подгруппы по 3-4 человека и в подгруппах вырабатывают определение толерантности, эмблему толерантности, признаки толерантной личности, урока, учителя, анализируют собственный опыт. После этого подгруппы объединяются, и происходит выработка группового решения, представляемого на пленарное заседание. После перерыва представитель каждой группы высказывается, и ведущий подводит итоги конференции.
Психологическая конференция “Толерантность – дорога к миру”
Цели конференции:
- Освоение каждым членом педагогического коллектива понятия “толерантность”, признаков толерантной и интолерантной личности, толерантного урока.
- Анализ педагогической ситуации и собственных перспектив в контексте развития толерантной школы.
Оборудование: на каждую группу: плакаты “Школа толерантности”, заголовок “Толерантность – это…”, определения толерантности, ватман (или лист бумаги формата А4) с колонкой Б опросника “Черты толерантной личности”, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, скотч; на каждую подгруппу: 2 ватмана (или 2-5 листов бумаги формата А4), ксерокопии материалов “Толерантный человек в современном мире”, “Чем отличается толерантная личность от интолерантной”, “Размышления о толерантном уроке”; на каждого участника: памятки “Толерантность – это…”, “Толерантный класс”, “Толерантный учитель”, “Критерии толерантности”, “Толерантная образовательная среда”, “Модель толерантного урока”, “Анализ толерантного урока”, опросник “Черты толерантной личности”.
Организационная структура конференции
Группа педагогов |
Обозначение |
Кабинет |
Модератор |
Первая группа | Красный круг | ||
Вторая группа | Синий квадрат | ||
Третья группа | Зелёный треугольник | ||
Четвёртая группа | Жёлтый круг | ||
Пятая группа | Оранжевый квадрат |
План работы
I. Открытие конференции (9-00 – 9-15).
II.
- На входе каждому педагогу дают фигурку.
- Общая логика работы (5 минут).
- Понятие толерантности (5 минут). (Приложение № 1).
III. Работа в группах (9-20 – 11-30).
IV
- Разминка (20 минут):
- Понятие толерантности (1 час):
- Толерантный урок (40 минут):
А) Правила работы в группе.
Б) Имя-характер.
В) Чем мы похожи.
Г) Комплименты.
А) Деление на подгруппы по 3-4 человека - счёт
1-2-3-4 (5 минут).\
Б) Что такое толерантность (20 минут).\
В) Эмблема толерантности (20 минут).
Г) Черты толерантной личности (15 минут).
А) Изучение материалов (5 минут).
Б) Анализ собственной педагогической деятельности и образовательной среды школы в контексте толерантности (15 минут).
В) Обсуждение результатов в подгруппах (5 минут).
Г) Подготовка выступления от группы на общий пленум по теме: “Актуальность проблемы толерантности для развития школы и личности каждого педагога” (15 минут).
V. Перерыв на чай (11-30 – 12-00).
VI. Пленарное заседание (12-00 – 12-30).
- Открытие пленарного заседания (2 минуты).
- Выступления групп (по 5 минут).
- Подведение итогов конференции (3 минуты).
Работа в группах
Члены группы садятся в круг.
А) Правила работы в группе (5 минут).
Ведущий: Групповая работа оказывает сильное влияние на личность. Поэтому для создания комфортной и безопасной обстановки в группе необходимо придерживаться определённых правил:
- конфиденциальность. Всё, что говорится в группе относительно отдельных участников, не должно стать достоянием третьих лиц;
- принцип добровольного участия в группе. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях;
- доброжелательная, открытая атмосфера. Недопустимы агрессивные действия и высказывания участников по отношению друг к другу.
Б) Имя-характер (5 минут).
Ведущий. Сейчас мы поищем у самих себя какие-либо достоинства, ярко выраженные положительные качества. Каждый по очереди называет свое имя и положительную черту своего характера, которая начинается на ту же букву, что и имя.
Ведущий. Услышали ли мы друг друга? Давайте вспомним, что сказал каждый участник. (Участники повторяют имена и высказывания коллег).
В) Чем мы похожи (5 минут).
Ведущий выходит в центр круга и приглашает одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы одного роста, возраста, жители Земли и пр.)”. Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Г) Комплименты (5 минут).
Участники садятся в круг. Ведущий говорит
комплимент соседу слева. Например: “Дима, ты
очень справедливый человек” или “Катя, у тебя
замечательная причёска”. Получивший
комплимент благодарит и говорит комплимент
следующему в кругу, и так далее.
оборудование: плакаты “Толерантность – это ...”, ватман, фломастеры, ножницы, скотч, бланки опросника “Черты толерантной личности” для каждого участника, бланк опросника с колонкой Б на ватмане.
А) Педагоги делятся на подгруппы по 3-4 человека
– ведущий просит рассчитаться по часовой
стрелке, начиная с сидящего слева от ведущего, на
1-2-3-4 (если в группе 15-20 человек) или на 1-2-3 (если в
группе менее 15 человек). Каждая подгруппа
садится за стол.
Б) Упражнение “Что такое толерантность” (20
минут).(Приложение №1)
Каждой подгруппе нужно выработать в результате “мозгового штурма” своё определение толерантности, включив в него то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и ёмким. Участники могут пользоваться предложенными материалами. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. Каждое определение выписывается на листе ватмана. После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения “лицом” к аудитории. Участники сравнивают свои определения с научными и высказывают своё отношение к ним.
Определения толерантности:
- Сотрудничество, дух партнёрства.
- Готовность мириться с чужим мнением.
- Уважение человеческого достоинства.
- Уважение прав других.
- Принятие другого таким, какой он есть.
- Способность поставить себя на место другого.
- Уважение права быть иным.
- Признание многообразия.
- Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
- Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
В) Упражнение “Эмблема толерантности” (20 минут).
Вам нужно создать эмблему толерантности. Каждая подгруппа в течение 5-7 минут попытается нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах, затем представить её и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность эмблемы.
Г) Упражнение “Черты толерантной личности” (15 минут).
Каждый участник должен заполнить бланк опросника в течение 3-5 минут. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.
Опросник “Черты толерантной личности”
Черты толерантной личности |
Колонка А |
Колонка Б |
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: “+” напротив тех трёх черт, которые, по вашему мнению, у Вас наиболее выражены; “0” напротив тех трёх черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке Б поставьте: “+” напротив тех трёх черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.
Затем ведущий заполняет бланк опросника на
ватмане. Для этого он просит поднять руки тех, кто
отметил в колонке Б первое качество. Число
ответивших подсчитывается и заносится в колонку
бланка. Так же подсчитывается число ответов по
каждому качеству. Те три качества, которые
набрали наибольшее количество баллов, и являются
ядром толерантной личности (с точки зрения
данной группы). Участники получают возможность
сравнить свои представления о толерантной
личности с общегрупповыми, а также сравнить
представления о себе (“+” в колонке А) с
групповым портретом толерантной личности.
А) Изучение предложенных материалов (5
минут). (Приложение № 2, Рисунок 2).
Б) Анализ собственной педагогической
деятельности и образовательной среды школы в
контексте толерантности (15 минут).
В) Обсуждение результатов в подгруппе (5 минут).
Г) Подготовка выступления от группы на общий
пленум по теме: “Актуальность проблемы
толерантности для развития школы и личности
каждого педагога” (15 минут).
Сегодня некоторые из вас впервые познакомились с понятием “толерантность”. Вы попробовали составить свои определения этого понятия и, сравнив их с научными, увидели общие черты толерантности – сотрудничество, принятие и уважение любого человека, независимо от его внешности, взглядов и поведения.
Кроме того, вы нарисовали эмблемы толерантности и убедились, что каждый из вас неповторим, но в то же время между вами много общего.
Вы познакомились с чертами толерантной и интолерантной личности, составили индивидуальные и общегрупповой портреты толерантной личности, сравнили свои и групповые представления, а также представления о себе и групповой портрет толерантной личности.
Кроме того, каждый из вас проанализировал собственную педагогическую позицию и ситуацию в школе с позиций толерантности. Надеюсь, что эта работа никого не оставила равнодушным.
Литература
- Бетти Э. Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. / Институт “Открытое общество” (Фонд Сороса). – М.: Изд-во “Бонфи”, 2001.
- Всероссийский конкурс семейного плаката “Школа толерантности”. / Институт “Открытое общество” (Фонд Сороса). – М., Изд-во “Бонфи”, 2002.
- На пути к толерантной школе. / Комитет по образованию и науке г. Перми, МОУ СОШ № 59 при финансовой поддержке Института “Открытое общество” (Фонд Сороса). – Пермь, Центр развития образования, 2003.
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. – М.: Генезис, 2001.
- Школа XXI: толерантная среда. / МОУ СОШ № 21 г. Волгограда при финансовой поддержке Института “Открытое общество” (Фонд Сороса). – Волгоград, ИПК “Панорама”, 2003.