Психологическая конференция "Толерантность – дорога к миру"

Разделы: Школьная психологическая служба


25 марта 2004 года в муниципальной средней (полной) общеобразовательной школе № 15 г. Райчихинска Амурской области состоялась ежегодная психологическая конференция для педагогов, которая в этом году была посвящена проблеме толерантности. Её организаторами и модераторами (руководителями) групп явились члены творческой группы по проекту “Учимся пониманию и диалогу”, ставшему лауреатом Всероссийского конкурса “Школа толерантности”, педагог-психолог Семчугова Л.В., зам. директора по УВР, педагог-психолог Котикова А.Н., учитель истории Русанова Г.Л., зам. директора по УВР Галушко Л.Н. и зам. директора по ВР Усова О.В. (Рисунок 1). В конференции приняли участие около 50 педагогов школы, включая администрацию.

Предлагаю вашему вниманию разработку психологической конференции для педагогов “Толерантность – дорога к миру”. В нашей школе 84 педагога, поэтому мы выбрали групповую форму проведения. В маленьких школах можно не делить участников конференции на группы. У нас было 5 модераторов (организаторов и ведущих конференции). Возможно, у вас их будет 1 или 2.

Сначала педагоги собираются в одной аудитории, на входе в которую им вручают одну из пяти фигурок (фигуры и их цвет выбраны нами произвольно). Один из модераторов открывает конференцию, другой даёт краткое определение толерантности. Затем участники под руководством модераторов расходятся по заранее подготовленным аудиториям, согласно форме и цвету полученной фигурки. У нас образовалось 5 групп по 8-12 человек. Дальнейшая работа в группах строится по единому плану.

После разминки в круге педагоги делятся на 2-3 подгруппы по 3-4 человека и в подгруппах вырабатывают определение толерантности, эмблему толерантности, признаки толерантной личности, урока, учителя, анализируют собственный опыт. После этого подгруппы объединяются, и происходит выработка группового решения, представляемого на пленарное заседание. После перерыва представитель каждой группы высказывается, и ведущий подводит итоги конференции. 

Психологическая конференция “Толерантность – дорога к миру”

Цели конференции:

  • Освоение каждым членом педагогического коллектива понятия “толерантность”, признаков толерантной и интолерантной личности, толерантного урока.
  • Анализ педагогической ситуации и собственных перспектив в контексте развития толерантной школы.

Оборудование: на каждую группу: плакаты “Школа толерантности”, заголовок “Толерантность – это…”, определения толерантности, ватман (или лист бумаги формата А4) с колонкой Б опросника “Черты толерантной личности”, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, скотч; на каждую подгруппу: 2 ватмана (или 2-5 листов бумаги формата А4), ксерокопии материалов “Толерантный человек в современном мире”, “Чем отличается толерантная личность от интолерантной”, “Размышления о толерантном уроке”; на каждого участника: памятки “Толерантность – это…”, “Толерантный класс”, “Толерантный учитель”, “Критерии толерантности”, “Толерантная образовательная среда”, “Модель толерантного урока”, “Анализ толерантного урока”, опросник “Черты толерантной личности”.

Организационная структура конференции

Группа педагогов

Обозначение

Кабинет

Модератор

Первая группа Красный круг    
Вторая группа Синий квадрат    
Третья группа Зелёный треугольник    
Четвёртая группа Жёлтый круг    
Пятая группа Оранжевый квадрат    

План работы

I. Открытие конференции (9-00 – 9-15).

II.

  1. На входе каждому педагогу дают фигурку.
  2. Общая логика работы (5 минут).
  3. Понятие толерантности (5 минут). (Приложение № 1).

III. Работа в группах (9-20 – 11-30).

IV

  1. Разминка (20 минут):
  2. А) Правила работы в группе.
    Б) Имя-характер.
    В) Чем мы похожи.
    Г) Комплименты.

  3. Понятие толерантности (1 час):
  4. А) Деление на подгруппы по 3-4 человека - счёт 1-2-3-4 (5 минут).\
    Б) Что такое толерантность (20 минут).\
    В) Эмблема толерантности (20 минут).
    Г) Черты толерантной личности (15 минут).

  5. Толерантный урок (40 минут):

А) Изучение материалов (5 минут).
Б) Анализ собственной педагогической деятельности и образовательной среды школы в контексте толерантности (15 минут).
В) Обсуждение результатов в подгруппах (5 минут).
Г) Подготовка выступления от группы на общий пленум по теме: “Актуальность проблемы толерантности для развития школы и личности каждого педагога” (15 минут).

V. Перерыв на чай (11-30 – 12-00).

VI. Пленарное заседание (12-00 – 12-30).

  1. Открытие пленарного заседания (2 минуты).
  2. Выступления групп (по 5 минут).
  3. Подведение итогов конференции (3 минуты).

Работа в группах

Члены группы садятся в круг.

  1. Разминка (20минут).

А) Правила работы в группе (5 минут).

Ведущий: Групповая работа оказывает сильное влияние на личность. Поэтому для создания комфортной и безопасной обстановки в группе необходимо придерживаться определённых правил:

  • конфиденциальность. Всё, что говорится в группе относительно отдельных участников, не должно стать достоянием третьих лиц;
  • принцип добровольного участия в группе. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях;
  • доброжелательная, открытая атмосфера. Недопустимы агрессивные действия и высказывания участников по отношению друг к другу.

Б) Имя-характер (5 минут).

Ведущий. Сейчас мы поищем у самих себя какие-либо достоинства, ярко выраженные положительные качества. Каждый по очереди называет свое имя и положительную черту своего характера, которая начинается на ту же букву, что и имя.

Ведущий. Услышали ли мы друг друга? Давайте вспомним, что сказал каждый участник. (Участники повторяют имена и высказывания коллег).

В) Чем мы похожи (5 минут).

Ведущий выходит в центр круга и приглашает одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы одного роста, возраста, жители Земли и пр.)”. Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Г) Комплименты (5 минут).

Участники садятся в круг. Ведущий говорит комплимент соседу слева. Например: “Дима, ты очень справедливый человек” или “Катя, у тебя замечательная причёска”. Получивший комплимент благодарит и говорит комплимент следующему в кругу, и так далее.

  1. Понятие толерантности (1час).

оборудование: плакаты “Толерантность – это ...”, ватман, фломастеры, ножницы, скотч, бланки опросника “Черты толерантной личности” для каждого участника, бланк опросника с колонкой Б на ватмане.

А) Педагоги делятся на подгруппы по 3-4 человека – ведущий просит рассчитаться по часовой стрелке, начиная с сидящего слева от ведущего, на 1-2-3-4 (если в группе 15-20 человек) или на 1-2-3 (если в группе менее 15 человек). Каждая подгруппа садится за стол.
Б) Упражнение “Что такое толерантность” (20 минут).(Приложение №1)

Каждой подгруппе нужно выработать в результате “мозгового штурма” своё определение толерантности, включив в него то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и ёмким. Участники могут пользоваться предложенными материалами. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. Каждое определение выписывается на листе ватмана. После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения “лицом” к аудитории. Участники сравнивают свои определения с научными и высказывают своё отношение к ним.

Определения толерантности:

  1. Сотрудничество, дух партнёрства.
  2. Готовность мириться с чужим мнением.
  3. Уважение человеческого достоинства.
  4. Уважение прав других.
  5. Принятие другого таким, какой он есть.
  6. Способность поставить себя на место другого.
  7. Уважение права быть иным.
  8. Признание многообразия.
  9. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
  10. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

В) Упражнение “Эмблема толерантности” (20 минут).

Вам нужно создать эмблему толерантности. Каждая подгруппа в течение 5-7 минут попытается нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах, затем представить её и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность эмблемы.

Г) Упражнение “Черты толерантной личности” (15 минут).

Каждый участник должен заполнить бланк опросника в течение 3-5 минут. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Опросник “Черты толерантной личности”

Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка Б

  1. расположенность к другим.
   
  • снисходительность.
   
  • терпение.
   
  • чувство юмора.
   
  • чуткость.
   
  • доверие.
   
  • альтруизм.
   
  • терпимость к различиям.
   
  • умение владеть собой.
   
  • доброжелательность.
   
  • Умение не осуждать других.
   
  • гуманизм.
   
  • умение слушать.
   
  • любознательность.
   
  • способность к сопереживанию.
   

Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: “+” напротив тех трёх черт, которые, по вашему мнению, у Вас наиболее выражены; “0” напротив тех трёх черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке Б поставьте: “+” напротив тех трёх черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

Затем ведущий заполняет бланк опросника на ватмане. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке Б первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Так же подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы). Участники получают возможность сравнить свои представления о толерантной личности с общегрупповыми, а также сравнить представления о себе (“+” в колонке А) с групповым портретом толерантной личности.

  1. Толерантный урок (40 минут).
  2. А) Изучение предложенных материалов (5 минут). (Приложение № 2, Рисунок 2).
    Б) Анализ собственной педагогической деятельности и образовательной среды школы в контексте толерантности (15 минут).
    В) Обсуждение результатов в подгруппе (5 минут).
    Г) Подготовка выступления от группы на общий пленум по теме: “Актуальность проблемы толерантности для развития школы и личности каждого педагога” (15 минут).

  3. Заключение.

Сегодня некоторые из вас впервые познакомились с понятием “толерантность”. Вы попробовали составить свои определения этого понятия и, сравнив их с научными, увидели общие черты толерантности – сотрудничество, принятие и уважение любого человека, независимо от его внешности, взглядов и поведения.

Кроме того, вы нарисовали эмблемы толерантности и убедились, что каждый из вас неповторим, но в то же время между вами много общего.

Вы познакомились с чертами толерантной и интолерантной личности, составили индивидуальные и общегрупповой портреты толерантной личности, сравнили свои и групповые представления, а также представления о себе и групповой портрет толерантной личности.

Кроме того, каждый из вас проанализировал собственную педагогическую позицию и ситуацию в школе с позиций толерантности. Надеюсь, что эта работа никого не оставила равнодушным.

Литература

  1. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. / Институт “Открытое общество” (Фонд Сороса). – М.: Изд-во “Бонфи”, 2001.
  2. Всероссийский конкурс семейного плаката “Школа толерантности”. / Институт “Открытое общество” (Фонд Сороса). – М., Изд-во “Бонфи”, 2002.
  3. На пути к толерантной школе. / Комитет по образованию и науке г. Перми, МОУ СОШ № 59 при финансовой поддержке Института “Открытое общество” (Фонд Сороса). – Пермь, Центр развития образования, 2003.
  4. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. – М.: Генезис, 2001.
  5. Школа XXI: толерантная среда. / МОУ СОШ № 21 г. Волгограда при финансовой поддержке Института “Открытое общество” (Фонд Сороса). – Волгоград, ИПК “Панорама”, 2003.