Анализ работы школьных психологических служб показывает, что психологи занимаются в большей степени диагностической работой – исследовать, изучить, протестировать, проанкетировать и т.д. А замысел, идея многих диагностических средств могут быть использованы и в развивающих, и в обучающих упражнениях. Приведенные упражнения этому пример.
Для большинства упражнений требуется предварительная подготовка, наличие необходимых карточек. Для постоянной работы можно заводить тетради, в которых и будут работать дети, и собираться вся информация о ребенке.
Эти упражнения могут быть использованы как в работе со всем классом, группой детей, так и на индивидуальных занятиях и при консультировании. Задания рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальных классов. Каждое упражнение может проводиться как целое занятие или часть его.
Упражнение 1. Царство клякс. (Развитие воображения)
Задачи:
- Развивать внимание, воображение и творческие способности.
- Учить детей высказывать и доказывать свою точку зрения.
- Учить передавать эмоциональные переживания в образах, сопереживать герою.
Используемый материал: Фломастеры, карандаши, карточки с заготовками, например <Рисунок 1>.
Рис. 1
Задание:
“Сегодня нам с вами предстоит отправиться в Царство клякс. В этом царстве живут заколдованные кляксы, они ползают, прыгают, бегают, летают. Радуются и грустят. Посмотрите, кто спрятался в этих кляксах? Лист можно переворачивать во все стороны, чтобы лучше увидеть заколдованных зверюшек, человечков, предметы, машины – все, все, все. Дорисуйте и раскрасьте кляксу так, чтобы мы смогли узнать, кого там заколдовали. А потом придумайте про них историю”.
Упражнение 2. Путешествие по волшебному городу.
Задачи:
- Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, воображение и творческие способности.
- Учить детей высказывать и доказывать свою точку зрения.
- Учить передавать эмоциональные переживания в образах, сопереживать герою.
Используемый материал: листы в клетку.
Задание:
Сегодня мы с вами будем путешествовать по волшебному городу. И этот город будем рисовать все вместе. В этом городе живут хорошие, добрые люди. Но почему-то их кто-то невзлюбил. Кто это мог быть? Почему? И поэтому пришлось им построить вокруг города стену. Зачем? Стена должна быть ровной и крепкой. Ваши ошибки – это лазейки для врагов <Рисунок 2>.
Рис. 2
Однако эта стена оказалась очень маленькой, и враги свободно преодолевали ее. Тогда жители города построили вторую стену <Рисунок 3>.
Рис. 3
Жили в этом городе люди, как и мы, в разных домах – маленьких деревянных и больших многоэтажках. А чтобы домики были похожи на домики, дорисуем им крыши, окошки и т.д. <Рисунок 4, 5>.
Рис. 4
Рис. 5
Было в этом городе много машин, но были все они одинаковые. Пририсуем им колеса и рули <Рисунок 6>.
Рис. 6
А различные грузы перевозили на больших машинах. Что можно перевозить на грузовых машинах? <Рисунок 7>.
Рис. 7
Чтобы не было аварий, в городе поставили светофоры <Рисунок 8>.
Рис. 8
Около каждого светофора был пешеходный переход <Рисунок 9>.
Рис. 9
Однажды в городе произошло печальное событие – сломались все светофоры, стали они гореть только красным светом. Что делать?
На помощь пришел робот <Рисунок 10>.
Рис. 10
(Продиктовав половину задания, попросить нарисовать вторую половину по образцу в зеркальном отражении)
Дорисуйте роботу все необходимое (лист можно переворачивать), придумайте про него сказку, а также волшебные слова, которые нужно сказать роботу, чтобы отремонтировать светофоры.
Упражнение 3. Удивительный квадрат.
Задачи:
Развивать внимание, логическое мышление.
Используемый материал: форма для заполнения, желательно на отдельном листе, геометрические фигуры <Рисунок 11, 12>.
Рис. 11
Рис. 12
Задание:
- До начала выполнения задания объясняется, что такое ряды, что такое столбцы на рисунке.
- Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в рядах лежали фигурки, одинаковые по форме.
- Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в рядах лежали фигурки, одинаковые по цвету.
- Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в столбцах лежали фигурки, одинаковые форме.
- Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в столбцах лежали фигурки, одинаковые по цвету.
- Не двигая фигурки, сделай так, чтобы фигурки, одинаковые по цвету, оказались снова в рядах (перевернуть листок с фигурками на 90?)
Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок одинаковых по цвету.
Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок одинаковых по форме.
Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок одинаковых ни по цвету, ни по форме.
Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок одинаковых ни по цвету, ни по форме, если одна или две фигурки уже стоят на своих местах <Рисунок 13, 14>.
Рис. 13 | Рис. 14 |
Упражнение 4. Хорошо ли мы знаем друг друга?
Задачи:
- Развивать социальную наблюдательность, умение заметить в человеке наиболее характерные для него качества, умение дать независимую от субъективного мнения описательную характеристику человека, умение присоединения и чувствования.
- Исследовать ведущие тенденции в классе.
- Учить детей высказывать, представлять и доказывать свою точку зрения.
- Направить работу на создание единой общности класса.
Задание:
Каждому необходимо написать достаточно подробные характеристики трех человек – мальчика, девочки и себя. Характеристика может содержать описание черт характера, проявлений поведенческих реакций без рассказа о внешних признаках человека – роста, цвета глаз, волос и т.п. Каждая характеристика пишется на отдельном листе бумаги, указывается, чья это характеристика и кто ее писал.
Далее зачитываются характеристики в случайном порядке, а дети отгадывают, кто бы это мог быть, и записывают их фамилии.
После этого списки сверяются. Тому, кто правильно отгадал более 80% характеристик (показатель можно изменять на усмотрение психолога), присваивается звание “Юный психолог”.
Обсуждение. Все вместе обсуждают трудности составления характеристик и отгадывания их. Можно провести беседу о чертах характера и их проявлениях. Узнали что-нибудь новое о себе и других? Обсуждение можно завершить игрой “Узнай по голосу, по прикосновению”.
Упражнение 5. Мой характер.
Задачи:
- Развивать способности самоанализа, самосознания у детей.
- Определять личностные проблемы ребенка и находить возможные пути их преодоления.
- Исследовать уровень развития рефлексии.
- Учить детей высказывать и доказывать свою точку зрения.
Используемый материал: Карточка для заполнения, либо рисунок на доске <Рисунок 15>.
Рис. 15
Обсуждение. Все люди разные, и отличаются они, прежде всего, своими характерами. Какие черты характера вы знаете? Какие черты характера можно назвать положительными, а какие отрицательными? Может ли одно и то же качество характера быть как положительным, так и отрицательным? Приведите примеры. Какие качества характера помогают нам в жизни, а какие мешают? В каких ситуациях одно и тоже качество может помочь нам, а в других ситуациях помешать? Можем ли мы назвать качества характера, которые мешают нам в жизни, отрицательными или нет, и почему?
Задание:
Перед вами круг, символизирующий ваш характер. Раздели круг на сектора, соответствующие по величине той или иной мере проявления каждой из черт твоего характера.
Оставшееся неразделенным пространство обозначьте как Х – неизвестное, что пока в себе еще непонятно.
Процесс заполнения можно продемонстрировать на примере известного литературного героя, определяя присущие ему черты характера и их долю вместе с детьми на доске. Например, это может выглядеть так <Рисунок 16>:
Рис. 16
Подумайте, хотелось бы что-либо изменить в себе? В соответствии с этим переделайте схему: нужно заштриховать ненужное или мешающее и прибавить недостающее. Например, <Рисунок 17>.
Рис. 17
Как такие изменения могут отразиться в реальных ситуациях – на уроке, в общении с друзьями и т.д. Проигрывание ситуаций из разных позиций: 1) такой, какой я сейчас; 2) такой, каким я хочу быть.
Общее обсуждение. На данном этапе требуется обязательное согласие ученика на обсуждение его результатов всем классом. Нужно ли, по мнению класса, что-то изменить в характере конкретного ученика или его качествах. Каждый ученик может высказать свое мнение о соответствии заполнения формы характеру данного ученика. Кроме этого, что более ценно, ученики могут высказать свои рекомендации, что можно изменить в характере данного ученика, чтобы классу было комфортнее с этим человеком, чтобы этот ученик был более успешен как в учебе, так и в общении.
Упражнение 6. Экспресс-газета класса.
Задачи:
- Развивать умение работать в группе на общую цель коллектива, исследовать ведущие тенденции в классе.
- Развивать способности самоанализа, самосознания у детей, исследовать уровень развития рефлексии.
- Учить детей высказывать, представлять и доказывать свою точку зрения.
- Направить коллективную работу на создание единой общности класса.
Используемый материал: Чистые листы для заполнения, фломастеры, карандаши.
Задание: Создайте совместными усилиями газету вашего класса, в которой есть.
Название (необходимо придумать всем классом).
Формируются группы по 2-3 человека, возможен вариант самостоятельной работы без группы, каждая группа выбирает 1-2 рубрики и создает свой проект:
Рубрики на выбор
- Новости класса, школы.
- Литературный уголок.
- Поздравление.
- Герой класса.
- Страшилка класса.
- Позор класса.
- Просто финиш!
- Мой кумир.
- Развлечения.
- Учитель года.
- Урок про урок.
- О здоровье.
- Фотовыставка.
- Рисунки и карикатуры.
- Объяснение в любви.
- Детская страничка.
- Криминальная хроника.
- Слухи.
- Своя рубрика.
По мере завершения работы все готовые материалы объединяются в одном месте (на доске, на ватмане и т.д.). Класс обсуждает, анализирует материалы. Какие рубрики выбираются, насколько правдиво описываются реальные события, в целом больше положительного или негативного пишется о классе и т.д. Те рубрики, которые не понравились всему классу или необъективно обидели кого-то, нужно из общей газеты изъять.
Данное упражнение можно проводить с коррекционной целью, тогда желательно жестко ограничить количество рубрик и давать им соответствующие коррекционным целям названия.