Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей, длительно не посещающих школу

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика

Ключевые слова: ОВЗ, Профилактика правонарушений несовершеннолетних, психологическое сопровождение школьников, профилактика аддиктивного поведения


Актуальность проблемы

Концепция модернизации российского образования до 2010 года подчеркивает, что дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.

При составлении программы сопровождения мы опирались на положения федеральной программы “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“.

Учащимся с задержкой психического развития и умственной отсталостью свойственно недоразвитие эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в примитивности чувств и интересов, слабостью побуждений к деятельности, внушаемостью и конформностью.

Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения у школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, пропускам занятий без уважительных причин, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, ранней алкоголизации, токсикомании.

Отказ от посещения школы довольно частое явление в практике образовательных учреждений. Длительное непосещение школы учащимися – это одна из форм десоциализации детей и подростков.

В чем причина падения у детей и подростков интереса к учебе и отказа от посещения школы?

Анализ работы с такими детьми (Кушнарева Н.Н., 2000) демонстрирует, что, как правило, есть следующие основные причины, лежащие в основе такой формы десоциализации:

- влияние социальной среды:

  • лишение родительских прав или отбирание детей по суду;
  • хронический алкоголизм родителей;
  • душевные заболевания родителей;
  • пребывание родителей в местах лишения свободы;
  • нежелание родителей заниматься воспитанием своих детей;

- трудности в учебе, имеющие различную этиологию:

  • недостаточная стимуляция психического развития ребенка ввиду низкого социального и материального статуса и неблагополучности семьи;
  • недостатки развития познавательной сферы ввиду дефектов умственного развития;

- нарушение детско-родительских отношений:

  • ребенок не посещает школу, пытаясь привлечь таким образом внимание слишком занятых родителей или используя такие поступки в качестве шантажа;
  • завышенное требование родителей по поводу успеваемости ребенка с дефектом приводит к тому, что ребенок начинает ненавидеть школу, а затем перестает ее посещать;

- неблагоприятные личностные отношения со сверстниками и учителями.

Цель данной программы: организация возвращения длительно отсутствующего ребенка с проблемами в развитии в школу; профилактика отказов посещения школы обучающимися.

Задачи программы:

  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для обучения детей в специальной (коррекционной) школе-интернате;
  • коррекция детско-родительских отношений;
  • развитие коммуникативных и поведенческих навыков;
  • повышение психолого-педагогической компетенции семьи;
  • повышение психолого-педагогической компетенции учителей, воспитателей по проблемам возвращения длительно отсутствующего ребенка в школу.

Работа по возвращению в школу длительно отсутствующих учащихся направлена, в конечном счете, на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Реализация программы будет способствовать:

  • социально-психологичской адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  • профилактике школьной, социальной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • формированию здорового образа жизни;
  • развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Адресная группа: дети, отказывающиеся от посещения школы, длительно не посещающие школу.

Этапы возвращения ребенка в школу

Подготовительный этап – выяснение списка детей, длительно не посещающих школу; причин длительного непосещения школы. Организационный этап – реализация программы возвращения ребенка в школу-интернат. Адаптационный этап – создание благоприятных условий для ребенка после его возвращения в школу-интернат. Профилактический этап – предупреждение обучающимися пропусков занятий без уважительных причин.

Программа ППМС сопровождения детей,
длительно не посещающих школу

№ п/п

Направления деятельности

Ответственный

Сроки

  Подготовительный этап    
  Определение списка учащихся, длительно не посещающих школу, причин длительного непосещения школы.

Контроль решения проблемы каждого ребенка.

Зам. директора по УР и УВР

Куратор класса

Социальный педагог

Первые две недели

1 четверти

  Проведение ПМПк по проблеме возвращения длительно отсутствующих детей в школу. Председатель ПМПк 1 четверть
  Изучение личных дел учащихся, длительно не посещающих школу. Куратор класса

Социальный педагог

Воспитатель

1 четверть
  Изучение среды обитания ребенка. Куратор класса

Социальный педагог

Воспитатель

Постоянно
  Взаимодействие с органами жилищно-коммунальных служб, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительными органами по выяснению местонахождения учащегося, длительно не посещающего школу. Администрация

Завучи

Куратор класса

Воспитатели

Социальный педагог

В случае

необходи-мости

  Организационный этап    
  Определение местонахождения семьи ребенка, длительно не посещающего школу, через паспортные службы, сельские советы, квартальных по месту прописки родителей, родственников, работников РОВД и др. Администрация

Завучи

Куратор класса

Воспитатели

Социальный педагог

В реальные сроки
  Посещение семьи с проведением изучения жилищно-бытовых условий проживания ребенка, длительно не посещающего школу. Куратор класса

Социальный педагог

“_”

  Проведение организационно-разъяснительной работы в семье по возвращению ребенка в школу. Администрация

Завучи

Куратор класса

Социальный педагог

Педагог-психолог

“_”

  В случае неблагоприятной обстановки в семье (жестокость по отношению к ребенку, невыполнение родителями, лицами, их заменяющими, своих обязанностей по отношению к ребенку и т.д.) ходатайствовать о лишении родительских прав. Администрация

Куратор класса

Социальный педагог

По факту
  Организация медицинского обследования (лечения) ребенка, длительно не посещающего школу.

Направление детей по показаниям на психотерапевтическую, логопедическую или наркологическую помощь, в социально-реабилитационный центр.

Врач По необходимости
  Взаимодействие со службами соцзащиты по решению проблем соцобеспечения семьи ребенка, длительно не посещавшего школу. Завучи

Куратор класса

Социальный педагог

По необходимости
  Взаимодействие со службами РЭУ по организации ремонтных работ по месту жительства ребенка, длительно не посещающего школу. Администрация

Социальный педагог

По необходимости
  Направление родителей по показаниям на психотерапевтическую или наркологическую помощь. Администрация

Врач

По необходимости
  Адаптационный этап    
  Составление индивидуальной адаптационной программы для вернувшегося в школу ребенка. Куратор класса

Воспитатель

Социальный педагог

Педагог-психолог

Врач

По возвращению
  Снятие у ребенка состояния психологического дискомфорта. Куратор класса

Воспитатель

Педагог-психолог

По возвращению
  Стимулирующая психодиагностика личности ребенка, длительно не посещавшего школу. Педагог-психолог По возвращению ребенка в школу
  Диагностика учебных знаний, умений, навыков. Учитель

Воспитатель

По возвращению ребенка в школу
  Индивидуальные собеседования с ребенком, длительно не посещающим школу. Куратор класса Воспитатель

Социальный педагог

Регулярно
  Гармонизация взаимоотношений “ребенок – семья – учитель” (консультация, индивидуальное собеседование). Педагог-психолог По плану
  Повышенное педагогическое внимание. Учитель

Воспитатель

Постоянно
  Снятие комплекса учебной неуспешности. Учитель

Воспитатель

Постоянно
  Восстановление социального статуса ребенка в коллективе сверстников. Куратор класса Воспитатель

Социальный педагог

Педагог-психолог

По возвращению ребенка в школу
  Индивидуальные коррекционно-развивающие, адаптационные программы. Учитель

Воспитатель

Педагог-психолог

По плану
  Контроль посещения учебных занятий и выполнения режима дня. Зам. директора по УР и УВР

Куратор класса

Учитель

Воспитатель

Регулярно
  Профилактический этап    
  Выявление обучающихся, склонных к пропускам занятий без уважительных причин. Завуч

Куратор класса

Учитель

Воспитатель

Регулярно
  Индивидуальные собеседования с родителями ребенка, склонного к пропускам занятий. Выработка совместных стратегий. Куратор класса Воспитатель

Социальный педагог

Регулярно
  Контроль дисциплины: посещение школы, поведение на уроках, выполнение распорядка школы и правил поведения для учащихся, поведение вне школы. Завуч

Куратор класса

Учитель

Воспитатель

Постоянно
  Занятие ребенка, склонного к пропускам без уважительных причин, общественным трудом: участием в самообслуживании, общественно полезном труде. Куратор класса

Учитель

Воспитатель

Постоянно
  Осуществление сотрудничества с учреждениями дополнительного образования для вовлечения детей в кружки, студии. Зам. по ВР

Куратор класса

Воспитатель

По плану
  Организация интересного досуга для обучающихся. Зам. по ВР

Куратор класса

Воспитатель

Постоянно
  Развитие коммуникативных и поведенческих навыков обучающихся. Педагог-психолог По плану
  Реализация индивидуальных коррекционно-развивающих программ для обучающихся. Куратор класса

Учитель

Воспитатель

Социальный педагог

Педагог-психолог

По плану
  Включение детей и подростков в коллективные творческие виды деятельности. Зам. по ВР

Куратор класса

Воспитатель

По плану
  Установление и снятие психотравматических ситуаций среди ближайшего окружения детей и подростков. Куратор класса

Учитель

Воспитатель

Социальный педагог

Педагог-психолог

По необходи-мости
  Оказание консультационной правовой помощи несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов. Администрация школы

Завучи

Социальный педагог

По необходи-мости
  Проведение в школе занятий по этике и культуре поведения, пропаганде здорового образа жизни. Куратор класса

Учитель

Воспитатель

Социальный педагог

Педагог-психолог

1-2 раза в месяц
  Родительские собрания (общешкольные, классные):

по проблемам профилактики асоциального поведения, алкоголизма, наркомании, табакокурения, ненормативной лексики;

по культуре поведения, здоровому образу жизни.

Администрация школы

Завучи

Социальный педагог

Куратор класса

Учитель

Воспитатель

Педагог-психолог

По плану

 

  Беседы (групповые и индивидуальные) с родителями детей склонных к пропускам занятий без уважительных причин. Администрация школы

Завучи

Социальный педагог

Куратор класса

Учитель

Воспитатель

Педагог-психолог

По мере

необходимости

  Лектории и групповые занятия с родителями учащихся школы-интерната. Куратор класса

Учитель

Воспитатель

Социальный педагог

Педагог-психолог

1 раз в полугодие