Актуальность проблемы
Концепция модернизации российского образования до 2010 года подчеркивает, что дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.
При составлении программы сопровождения мы опирались на положения федеральной программы “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“.
Учащимся с задержкой психического развития и умственной отсталостью свойственно недоразвитие эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в примитивности чувств и интересов, слабостью побуждений к деятельности, внушаемостью и конформностью.
Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения у школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, пропускам занятий без уважительных причин, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, ранней алкоголизации, токсикомании.
Отказ от посещения школы довольно частое явление в практике образовательных учреждений. Длительное непосещение школы учащимися – это одна из форм десоциализации детей и подростков.
В чем причина падения у детей и подростков интереса к учебе и отказа от посещения школы?
Анализ работы с такими детьми (Кушнарева Н.Н., 2000) демонстрирует, что, как правило, есть следующие основные причины, лежащие в основе такой формы десоциализации:
- влияние социальной среды:
- лишение родительских прав или отбирание детей по суду;
- хронический алкоголизм родителей;
- душевные заболевания родителей;
- пребывание родителей в местах лишения свободы;
- нежелание родителей заниматься воспитанием своих детей;
- трудности в учебе, имеющие различную этиологию:
- недостаточная стимуляция психического развития ребенка ввиду низкого социального и материального статуса и неблагополучности семьи;
- недостатки развития познавательной сферы ввиду дефектов умственного развития;
- нарушение детско-родительских отношений:
- ребенок не посещает школу, пытаясь привлечь таким образом внимание слишком занятых родителей или используя такие поступки в качестве шантажа;
- завышенное требование родителей по поводу успеваемости ребенка с дефектом приводит к тому, что ребенок начинает ненавидеть школу, а затем перестает ее посещать;
- неблагоприятные личностные отношения со сверстниками и учителями.
Цель данной программы: организация возвращения длительно отсутствующего ребенка с проблемами в развитии в школу; профилактика отказов посещения школы обучающимися.
Задачи программы:
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для обучения детей в специальной (коррекционной) школе-интернате;
- коррекция детско-родительских отношений;
- развитие коммуникативных и поведенческих навыков;
- повышение психолого-педагогической компетенции семьи;
- повышение психолого-педагогической компетенции учителей, воспитателей по проблемам возвращения длительно отсутствующего ребенка в школу.
Работа по возвращению в школу длительно отсутствующих учащихся направлена, в конечном счете, на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Реализация программы будет способствовать:
- социально-психологичской адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- профилактике школьной, социальной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формированию здорового образа жизни;
- развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Адресная группа: дети, отказывающиеся от посещения школы, длительно не посещающие школу.
Этапы возвращения ребенка в школу |
|||
| Подготовительный этап – выяснение списка детей, длительно не посещающих школу; причин длительного непосещения школы. | Организационный этап – реализация программы возвращения ребенка в школу-интернат. | Адаптационный этап – создание благоприятных условий для ребенка после его возвращения в школу-интернат. | Профилактический этап – предупреждение обучающимися пропусков занятий без уважительных причин. |
длительно не посещающих школу
№ п/п |
Направления деятельности |
Ответственный |
Сроки |
|---|---|---|---|
| Подготовительный этап | |||
| Определение списка учащихся, длительно
не посещающих школу, причин длительного
непосещения школы. Контроль решения проблемы каждого ребенка. |
Зам. директора по УР и УВР Куратор класса Социальный педагог |
Первые две недели 1 четверти |
|
| Проведение ПМПк по проблеме возвращения длительно отсутствующих детей в школу. | Председатель ПМПк | 1 четверть | |
| Изучение личных дел учащихся, длительно не посещающих школу. | Куратор класса Социальный педагог Воспитатель |
1 четверть | |
| Изучение среды обитания ребенка. | Куратор класса Социальный педагог Воспитатель |
Постоянно | |
| Взаимодействие с органами жилищно-коммунальных служб, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительными органами по выяснению местонахождения учащегося, длительно не посещающего школу. | Администрация Завучи Куратор класса Воспитатели Социальный педагог |
В случае необходи-мости |
|
| Организационный этап | |||
| Определение местонахождения семьи ребенка, длительно не посещающего школу, через паспортные службы, сельские советы, квартальных по месту прописки родителей, родственников, работников РОВД и др. | Администрация Завучи Куратор класса Воспитатели Социальный педагог |
В реальные сроки | |
| Посещение семьи с проведением изучения жилищно-бытовых условий проживания ребенка, длительно не посещающего школу. | Куратор класса Социальный педагог |
“_” |
|
| Проведение организационно-разъяснительной работы в семье по возвращению ребенка в школу. | Администрация Завучи Куратор класса Социальный педагог Педагог-психолог |
“_” |
|
| В случае неблагоприятной обстановки в семье (жестокость по отношению к ребенку, невыполнение родителями, лицами, их заменяющими, своих обязанностей по отношению к ребенку и т.д.) ходатайствовать о лишении родительских прав. | Администрация Куратор класса Социальный педагог |
По факту | |
| Организация медицинского обследования
(лечения) ребенка, длительно не посещающего
школу. Направление детей по показаниям на психотерапевтическую, логопедическую или наркологическую помощь, в социально-реабилитационный центр. |
Врач | По необходимости | |
| Взаимодействие со службами соцзащиты по решению проблем соцобеспечения семьи ребенка, длительно не посещавшего школу. | Завучи Куратор класса Социальный педагог |
По необходимости | |
| Взаимодействие со службами РЭУ по организации ремонтных работ по месту жительства ребенка, длительно не посещающего школу. | Администрация Социальный педагог |
По необходимости | |
| Направление родителей по показаниям на психотерапевтическую или наркологическую помощь. | Администрация Врач |
По необходимости | |
| Адаптационный этап | |||
| Составление индивидуальной адаптационной программы для вернувшегося в школу ребенка. | Куратор класса Воспитатель Социальный педагог Педагог-психолог Врач |
По возвращению | |
| Снятие у ребенка состояния психологического дискомфорта. | Куратор класса Воспитатель Педагог-психолог |
По возвращению | |
| Стимулирующая психодиагностика личности ребенка, длительно не посещавшего школу. | Педагог-психолог | По возвращению ребенка в школу | |
| Диагностика учебных знаний, умений, навыков. | Учитель Воспитатель |
По возвращению ребенка в школу | |
| Индивидуальные собеседования с ребенком, длительно не посещающим школу. | Куратор класса Воспитатель Социальный педагог |
Регулярно | |
| Гармонизация взаимоотношений “ребенок – семья – учитель” (консультация, индивидуальное собеседование). | Педагог-психолог | По плану | |
| Повышенное педагогическое внимание. | Учитель Воспитатель |
Постоянно | |
| Снятие комплекса учебной неуспешности. | Учитель Воспитатель |
Постоянно | |
| Восстановление социального статуса ребенка в коллективе сверстников. | Куратор класса Воспитатель Социальный педагог Педагог-психолог |
По возвращению ребенка в школу | |
| Индивидуальные коррекционно-развивающие, адаптационные программы. | Учитель Воспитатель Педагог-психолог |
По плану | |
| Контроль посещения учебных занятий и выполнения режима дня. | Зам. директора по УР и УВР Куратор класса Учитель Воспитатель |
Регулярно | |
| Профилактический этап | |||
| Выявление обучающихся, склонных к пропускам занятий без уважительных причин. | Завуч Куратор класса Учитель Воспитатель |
Регулярно | |
| Индивидуальные собеседования с родителями ребенка, склонного к пропускам занятий. Выработка совместных стратегий. | Куратор класса Воспитатель Социальный педагог |
Регулярно | |
| Контроль дисциплины: посещение школы, поведение на уроках, выполнение распорядка школы и правил поведения для учащихся, поведение вне школы. | Завуч Куратор класса Учитель Воспитатель |
Постоянно | |
| Занятие ребенка, склонного к пропускам без уважительных причин, общественным трудом: участием в самообслуживании, общественно полезном труде. | Куратор класса Учитель Воспитатель |
Постоянно | |
| Осуществление сотрудничества с учреждениями дополнительного образования для вовлечения детей в кружки, студии. | Зам. по ВР Куратор класса Воспитатель |
По плану | |
| Организация интересного досуга для обучающихся. | Зам. по ВР Куратор класса Воспитатель |
Постоянно | |
| Развитие коммуникативных и поведенческих навыков обучающихся. | Педагог-психолог | По плану | |
| Реализация индивидуальных коррекционно-развивающих программ для обучающихся. | Куратор класса Учитель Воспитатель Социальный педагог Педагог-психолог |
По плану | |
| Включение детей и подростков в коллективные творческие виды деятельности. | Зам. по ВР Куратор класса Воспитатель |
По плану | |
| Установление и снятие психотравматических ситуаций среди ближайшего окружения детей и подростков. | Куратор класса Учитель Воспитатель Социальный педагог Педагог-психолог |
По необходи-мости | |
| Оказание консультационной правовой помощи несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов. | Администрация школы Завучи Социальный педагог |
По необходи-мости | |
| Проведение в школе занятий по этике и культуре поведения, пропаганде здорового образа жизни. | Куратор класса Учитель Воспитатель Социальный педагог Педагог-психолог |
1-2 раза в месяц | |
| Родительские собрания (общешкольные,
классные): по проблемам профилактики асоциального поведения, алкоголизма, наркомании, табакокурения, ненормативной лексики; по культуре поведения, здоровому образу жизни. |
Администрация школы Завучи Социальный педагог Куратор класса Учитель Воспитатель Педагог-психолог |
По плану
|
|
| Беседы (групповые и индивидуальные) с родителями детей склонных к пропускам занятий без уважительных причин. | Администрация школы Завучи Социальный педагог Куратор класса Учитель Воспитатель Педагог-психолог |
По мере необходимости |
|
| Лектории и групповые занятия с родителями учащихся школы-интерната. | Куратор класса Учитель Воспитатель Социальный педагог Педагог-психолог |
1 раз в полугодие |