Возраст 10, 11, 12 лет. Дети этого возраста обучаются у нас в пролицейском отделении. Поступают после начальной школы и переходят от нас во “взрослый” лицей через 3 года. Поступают из всех школ района, умные, замечательные, с огромным желанием учиться.
В литературе часто школьникам этого возраста приписывают черты или младших школьников или подростков, поэтому Г.Р. Цукерман справедливо заметил, что возраст 10-12 лет оказался “ничьей землей” в возрастной психологии. В этом возрасте, находясь в предкритичной фазе, дети становятся неуправляемыми, но одновременно они удивительно гибки, пластичны, готовы к переменам и открыты для сотрудничества.
С первого часа первого дня пятиклашки, давайте дадим понять, что мы ему рады, что его трудности понятны нам, его личность нам интересна. И может быть тогда, успешная адаптация в 5 классе обернется более мягким прохождением сложных 7, 8, 9 классов. Очень хочется в это верить.
Первый классный час в 5 классе
Классный руководитель + школьный психолог
Цели:
- Дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности.
- Помочь прояснить свои цели на время обучения в пятом классе.
- Помочь ознакомиться со школьными правилами.
Материалы:
- Бейджики с именами всех учащихся
- Фломастеры, цветные листы на столе, в цвет им жетоны.
- Небольшие листочки
- Листы А-4 для каждого учащегося
- Листы А-3 для каждой группы
Ход урока
I. Знакомство.
- Классный руководитель и школьный психолог (бейджики с именами) рассказывают, как их зовут, для чего они в школе, о своем увлечении (5-6 предложений).
- Дети становятся в круг. Классный руководитель читает стихотворение с именами, услышав свое имя, ребенок выходит на середину, где психолог прикалывает ему бейджик с его именем. Во время возвращения на место дети в кругу хором повторяют имя. (Интересно если выходят несколько человек с одинаковыми именами, тогда имя повторяется столько раз, сколько детей).
- Игра “Выходи, тот у кого…”. Классный руководитель стоит в кругу с учащимися. Психолог начинает:
- Выходи, тот у кого:
- голубые глаза,
- светлые волосы,
- черные туфли,
- имя начинается на букву “Д”,
- день рождения в декабре и т.п.
До тех пор, пока каждый не побывает в кругу.
II. Работа по микрогруппам.
Делить ребят по группам можно различными способами. Мы берем замечательный способ из игры М. Битяновой “Волшебный кристалл”. Предлагаем встать по парам или по 3 человека, кто с кем хочет. Затем раздаем жетоны: 2 красных, 2 зеленых, 2 желтых, 2 синих. Группы, у которых цвет жетонов совпал, объединяются в одну и садятся за стол, на котором лежит листок такого же цвета.
1. Принятие правил. (Правила написаны на листке бумаги, на каждом столе).
Кто согласен расписывается на этом листе.
Правила:
- Работаю активно сам, даю работать другим.
- Показываю все свои лучшие качества, вижу их у других.
- Все, что сейчас узнаю – для всех, кроме нас, секрет.
- Отвечаю честно, задаю вопросы если непонятно.
Психолог отвечает на вопросы, по ходу обговаривая каждое правило.
2. “Мое увлечение” - “Наши увлечения”.
А) Перед каждым учащимся кладется лист. За 10-15 минут каждый должен написать 10 пунктов. В них могут входить увлечения, кружки, любимые занятия, любимая еда, цвет и т.д. Затем идет обсуждение, и учащиеся в группе на листе А-3 выписывают те пункты, которые есть у всех (например: “Я люблю танцевать, читать, играть в компьютерные игры”).
Таким образом, классный руководитель получает четкую картину интересов учащихся.
Можно провести обсуждение между группами полученного результата 3-4 минуты.
Б) Затем лист А-3 переворачивается. Дается группам задание написать “Чем мне хотелось бы заниматься, чему я могу научить других, какое поручение я хотел бы выполнять и т.п.”. Можно писать по очереди, можно выбрать одного, можно проиллюстрировать работу. Затем 3-4 минуты дать на обдумывание.
Встаем опять в круг.
3. “Моя цель”
Передаем мяч в произвольном порядке. “В пятом классе я хочу …”. Ответы не должны повторяться.
III. Обсуждение итогов занятия.
После упражнения “Моя цель” остаемся стоять в кругу. Беремся за руки и молчим 1 минуту. Затем молча садимся за стол, кладем листки, отвечаем на вопросы письменно.
- Что понравилось в уроке?
- Кто понравился, с кем интересно было работать?
- Что не понравилось?
- Есть ли вопросы?
- Надо ли еще проводить такие классные часы?
IV. Домашнее задание.
Дома на альбомный лист приклеить свою замечательную фотографию, а ниже написать небольшой рассказ о себе, своей семье, своих увлечениях и друзьях. Вложить лист в мультифору. Сдать классному руководителю. Так появляются первые 25 листов классного альбома.
Договариваемся с ребятами, что они носят полученные бейджики весь сентябрь, тогда и множеству учителей их будет легче запомнить и др.
V. Прощание до завтра.