Литература
-
"Вечный спутник" (философская лирика Ф.И. Тютчева) 2007
Уроки по творчеству Ф.И. Тютчева в десятом классе всегда вызывают большой интерес у учащихся. Одной из главных задач этих уроков - попытка проникновения в философские размышления писателя о жизни, а также попытка собственной творческой деятельности. На таком уроке - полилоге увлекательным становится сам процесс работы, который дает возможность каждому остаться наедине с текстом, сделать пусть маленькое, но свое открытие, удивиться самому и поделиться находкой с другими.
-
"Взыскующая память о войне". Тема Великой Отечественной войны в творчестве донской поэтессы Кнарик Хартавакян 2010
Тема Великой Отечественной войны долгое время оставалась ведущей в творчестве писателей "военного призыва". Почему же пишет стихи о войне донская поэтесса Кнарик Хартавакян, родившаяся в мирные 50-е? Каковы причины и побудительные мотивы обращения к данной теме? Ответом на этот вопрос может стать ее стихотворение "Патриотическая ностальгия".
-
Взаимодействие заглавия и текста в "Донских рассказах" М.А.Шолохова 2006
Каждый рассказ – это не просто повествование о событиях, происходящих на Дону, но и трагедия каждого человека, трагедия донского казачества, трагедия всего народа России, пережившего страшные годы гражданской войны. Для восприятия смыслового содержания заглавия, а в конечном итоге – и всего произведения, для верного понимания авторской мысли необходимо учитывать связь заглавия с другими компонентами художественного произведения. Если вдуматься в заглавие цикла М.Шолохова "Донские рассказы", проследить внутреннюю связь каждого рассказа, вырисовывается картина эпохи Гражданской войны; жизнь мирных жителей, противостояние красных и белых, борьба нового со старым.
-
Взаимоотношения человека и природы в философском понимании В.П. Астафьева 2005
Разрыв тесной связи человека с природой, в результате которого происходит нравственное оскудение людей и увеличение природных катаклизмов, - одна из основных тем в творчестве В. П. Астафьева. Еще раз взглянув на эту проблему не только с точки зрения человека, но и с точки зрения природы, обобщив философские взгляды автора, определим место человека в этом мире.
-
Взаимосвязанное изучение зарубежной и родной литературы в 9-м классе якутской школы на материале сравнительного анализа комедий Мольера"Скупой" и Н.Д. Неустоева "Злой дух" 2012
Автор развивает навыки сопоставления текстов, воспитывает нравственную, эстетически развитую личность. Учит детей наблюдать над языком текста, связывает комедию Ж.-Б. Мольера с ранее изученной на родном языке комедией Н.Д. Неустроева "Злой дух". Сравнивает мировоззрение, идейные взгляды писателей разной национальной литературы, эпоху создания произведений и современную.
-
Взаимосвязанное изучение произведений русской и татарской литературы 2008
Программа элективного курса "Взаимосвязанное изучение русской и татарской литературы" опирается на знания учащихся по русской и татарской литературе школьного курса. В ходе реализации данной программы учащиеся готовят научно-исследовательские работы по литературоведению, основанные на сравнении и сопоставлении произведений русской и татарской литератур, тематика которых разнообразна.
-
Взаимосвязь видов искусства на уроках литературы. Модернизм в поэзии и живописи 2008
Как один из ведущих учебных предметов общеобразовательной школы литература связана с целым рядом других учебных дисциплин. Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой... В предлагаемой статье автор делится своим опытом по использованию произведений искусства на уроках литературы.
-
Взаимосвязь темы, идеи и композиции в рассказе В.Г.Распутина «Век живи – век люби» 2017
Интеграция помогает глубже понять произведение, увидеть взаимосвязь представленных в тексте рассуждений, погрузиться в духовный мир героев. Учащиеся всецело проявляют творческие и организаторские способности. Для более удачного проведения интегрированный урок должен быть продуман всеми участниками: учителями-предметниками, учениками.
-
Взаимосвязь традиций и новаторства как условие литературного процесса (из опыта сопоставительного анализа) 2011
Языковой анализ художественного текста – важнейшая составляющая комплексной работы над изучением произведения на уроках литературы. В статье представлен опыт такой работы на уроке литературы в 8-м классе. Цель урока – наблюдение над сохранением живых традиций в литературе на основе сопоставительного анализа произведений сентиментализма и романтизма.
-
Взаимосвязь эпизодов в романе А.С. Пушкина "Дубровский" 2010
Представленный автором урок – основной для анализа произведения. Взяты те эпизоды, которые стали опорными при выяснении развития действия, основного конфликта. В них рассмотрены персонажи во взаимоотношениях с окружающими людьми, выяснены мотивировки поступков. Ученики написали тексты выступлений от имени персонажей и представили сценический образ.
-
Взгляд на ГУЛАГ в творчестве А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова ("Один день Ивана Денисовича" и "Колымские рассказы") 2008
Вашему вниманию предлагается урок литературы в 11-м классе. В статье рассматриваются два писателя: А.И. Солженицын и В.Т. Шаламов.
-
Взгляд учителя и психолога на диагностику УУД у четвероклассников 2014
В статье сообщается о выявленном экспериментальным способом соответствии результатов изучения некоторых УУД: а) по наблюдениям учителя; б) итоговым контрольным работам, присылаемым в школы в конце учебного года из МРКО; в) методике ГИТ (групповой интеллектуальный тест). Авторы делятся своими размышлениями о главной роли наблюдений учителя в комплексе диагностических инструментов для изучения метапредметных результатов обучения в начальной школе.
-
Видеоурок по литературе "Стихотворения Булата Окуджавы". 11-й класс 2021
Цель урока: дать понятие о литературном жанре «авторская песня»; познакомиться с творчеством поэта; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение.
-
Виды анализа лирического произведения 2009
В ходе подготовки и проведения данного урока у учеников формируются такие ключевые компетенции, как умение найти и систематизировать нужную информацию, умение самостоятельно и коллективно проектировать свою деятельность, умение доказать определенную точку зрения и эстетично её представить, умение анализировать и сравнивать.
-
Виды и формы работ на уроках русского языка и литературы при подготовке к комплексному анализу текста 2005
Тема отражает опыт работы автора с учащимися при подготовке к анализу текста на уроках русского языка и литературы. Она излагается как обзор видов и форм при подготовке к анализу эпизода, стихотворения и текста части С ЕГЭ по русскому языку. Каждая форма и вид работы проиллюстрированы примерами из опыта учителя, работающего в рамках ЕГЭ с начала эксперимента. Автор надеется, что данная разработка сможет оказать практическую помощь учителям при организации работы по речеведческому анализу текста, особенно в тех регионах РФ, где ЕГЭ как форма экзаменационная является новшеством.
-
Виды самостоятельной работы на уроках осетинской литературы в старших классах 2022
Важным условием формирования самостоятельной творческой деятельности в работе учителей является мотивация, в основе которой у учащихся лежит учебно-познавательный интерес, что помогает учителям не только в определении вида учебно-познавательного интереса, но и способствует формированию самостоятельности учащихся в нахождении нового способа выполнения задания, в определении целей, в планировании своей деятельности.
-
Виды чтения в начальной школе 2024
В статье рассматриваются психолого-педагогические проблемы современного образовательного процесса в условиях модернизации общего образования, с которыми сталкиваются педагоги и обучающиеся. В процессе общения у подростков возникают различные межличностные проблемы, которые являются одной из сложных проблем в психологии и социальной педагогики. Целью данной работы является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков средствами социальной педагогики.
-
Визитка литературного музея Галимджана Ибрагимова 2019
В 2018 году прошел городской смотр-конкурс краеведческих и этнографических музеев, посвящённый 100-летию ТАССР «Мой край родной, республика моя». Музейный актив «Молодые сердца» под руководством п.д.о. Д.Р.Агзамовой занял второе место в районном этапе конкурса, который проходил в «Доме детского и юношеского туризма и экскурсий». Одним из этапов конкурса была визитка музея.
-
Визуализация информации как средство формирования компетенций обучающихся 2012
В статье речь идет о таком важном элементе обучения – как визуализация. Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при повторении, при закреплении, при контроле и систематизации, при обобщении, при выполнении домашних заданий, заучивании наизусть, при работе с текстом произведения, при самостоятельной работе и т.д.
-
Визуальная поэзия. Материалы к спецкурсу по анализу поэтического текста 2007
В предлагаемой статье дается история визуальной (конкретной) поэзии, предлагается классификация. Данный материал может быть использован на занятиях спецкурса по анализу поэтического текста, на занятиях литературного кружка, в качестве дополнительного материала на уроках.
-
Визуальные элементы в лирике Марины Цветаевой 2010
В данной работе представлен как литературоведческий аспект, так и лингвистический, что расширяет возможность использовать предложенный материал на уроках русского языка и литературы, при подготовке школьников к олимпиадам, углубленном изучении русской словесности.
-
Виктор Астафьев и его рассказ «Людочка» (цикл уроков рассчитан на 3 часа в 10–11-х классах) 2009
На уроке учащиеся продолжают знакомство с писателем В.Астафьевым, обращаясь к его биографии и прочитанным произведениям. Урок раскрывает нравственные проблемы, ставшие определяющими в творчестве писателя, формирует активную жизненную позицию у старшеклассников.
-
Виктор Петрович Астафьев биография 2024
«Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут достойны оставаться в памяти людей.» В.П.Астафьев
-
Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный детектив". 10–11-е классы 2007
Изучая литературу второй половины XX века, необходимо, на мой взгляд, внимательно рассмотреть и творчество Виктора Петровича Астафьева, писателя-правдолюба, который не боялся говорить с читателем "о нравственной порче нашей жизни". К сожалению, эта проблема остаётся проблемой и сегодня. Задача учителя-словесника – довести до современного молодого человека, вступающего в жизнь, мысль о необходимости воспитания добра в себе, доброго отношения к людям, ответственности за свои поступки.
-
Викторина "Басни дедушки Крылова" для учащихся 2–4-х классов 2023
Разработка адресована учителям начальных классов. В основу этой литературной викторины положены знания школьников начальной школы по басням И.А.Крылова. Подобную игру можно проводить в рамках предметной недели или ко дню рождения великого баснописца.
-
Викторина "Знаток стилистики" 2008
Различные формы проведения урока: "Своя игра" (с применением мультимедийной презентации), "Лингвистический КВН", викторина и др. На примере изучения повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
-
Викторина "Литературная маска" 2025
Представлены вопросы по литературным произведениям для проведения викторина "Литературная маска" для 7-го класса.
-
Викторина "Литературные крестики-нолики" по творчеству А.С. Пушкина 2012
Цель урока – воспитание эмоционально-ценностного отношения к творчеству А.С. Пушкина. Учащиеся знакомятся с творчеством А.С. Пушкина на примерах произведений, изучаемых в начальной школе.
-
Викторина "Литературный калейдоскоп" для учащихся 10-х классов 2009
Данная работа предлагает обобщенный материал по литературе (8-10-е классы), представленный в виде конкурсных заданий разного уровня сложности. Делается упор на хорошее знание учащимися текстов изученных произведений, на умение анализировать прочитанное.
-
Викторина "М.Ю. Лермонтов на Кубани" 2009
Представлены вопросы и ответы к ним для викторины, посвященной жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.