В системе видов и форм работ при подготовке к анализу литературного произведения на первом месте стоит цикл зачетно-практических работ по теме: “Художественное произведение: содержание и форма”. В кабинете литературы материал зачетно-практических работ оформлен в папку, содержащую теоретический материал, проиллюстрированный примерами. Этот теоретический материал и является частью зачетной работы, которую ученик должен осознанно воспроизвести учителю. Количество литературоведческих понятий для воспроизведения определяет сам учитель. Зачетно-практическая работа сопровождается примечанием, на которое обязательно следует обратить внимание ученика: “Помни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга! ”
Какие же литературоведческие понятия должен усвоить ученик, сдавший зачет “Художественное произведение: содержание и форма”?
Содержание |
Форма |
Тема Проблема Идея Конфликт Пафос |
Сюжет Композиция Персонажи Характеры Приёмы создания образов -через действия и поступки -прямая авторская характеристика -портрет -описание среды обитания -психологический анализ -речевая характеристика Пейзаж, интерьер Художественные детали Речь художественная |
Покажем содержание папки зачета по понятию “Тема”.
Тема- круг событий и явлений, лежащий в основе художественного изображения.
Тема- “положение, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют”. В.И.Даль.
Классификация тем.
- Актуальная – малоактуальная
- Общественно значимая; широкая – частная; локальная
- Декларируемая, представленная открыто, непосредственно – существующая в подтексте, опосредованно
Темы | Пример |
Вечные | Темы отцов и детей; человеческого возраста; нравственности, греха и святости, любви и ненависти; войны и мира…. |
Национальные | “Хождение за три моря” А.Никитина, “Письма русскогопутешественника” Н.М. Карамзина |
Исторические | “Мать” М.Горького, “Хождение по мукам” А.Н.Толстого |
Внутрилитературные | “Портрет” Н.В.Гоголя |
Совокупность тем – тематика
Для примера рассмотрим материал зачета по форме произведения на таком его элементе как композиция.
Композиция - определенная организация, построение и расположение.
Сюжетные элементы композиции :
Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого; он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко)
Экспозиция – условия, которые вызвали к жизни конфликт (общий фон действий)
Завязка - событие, с которого начинается действие, и благодаря которому возникают последующие события
Развитие действия - ход событий
Кульминация – решающее столкновение борющихся сил
Развязка - положение, которое создалось в результате развития всего действия
Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев; это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами после окончания основного сюжетного действия.
Внесюжетные элементы
Вводные эпизоды - не связанные непосредственно с сюжетом произведения; события, вспоминаемые в связи с протекающими сейчас событиями.
Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемому событию, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции)
Художественное предварение - изображение сцен, которые как бы предсказывают дальнейшее развитие событий.
Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл.
Данный вид работы имеет название – зачетно-практическая, так как при сдаче выученного теоретического материала (определений, понятий) ученик применяет полученные знания, определяя на указанных художественных произведениях все входящие в зачет понятия. Например, указать лирические отступления в романе “Евгений Онегин”, определить и классифицировать их тему и т.д.
Второй вид работы - это непосредственно практические работы по тексту. Они разрабатываются учителем по конкретным художественным произведениям, и задания к практическим работам диктуются непосредственно их литературным своеобразием.
Покажем образец практической работы речеведческого анализа по повести И.С. Тургенева “ Ася ”
Задания к практической работе по теме “Подготовительная работа к анализу эпизода (гл.9) повести И.С.Тургенева “Ася””
- *В повести “Ася” И.С.Тургенев несколько раз даёт портрет главной героини. Найдите и выпишите их в тетрадь по литературе.
Почему автор (рассказчик) так часто “рисует” портрет героини? Есть ли объяснение этому в самой повести?
а) “Было что-то своё, особое, в складе её круглого смугловатого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне ещё развита. Она нисколько не походила на своего брата” (гл. 2 Знакомство).
б) “Странная усмешка слегка подёргивала её брови, ноздри и губы; полудерзко, полувесело щурились тёмные глаза. … Она … застыдилась, опустила свои длинные ресницы … . Я тут в первый раз хорошенько рассмотрел её лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел. Несколько мгновений спустя оно уже всё побледнело и приняло сосредоточенное, почти печальное выражение; самые черты её мне показались больше, строже, проще. Она вся затихла … её лицо опять изменилось, опять появилась на нём вызывающая, почти дерзкая усмешка” (гл. 4. На развалинах).
в) Ася показалась мне совершенно русской девушкой, да простою девушкой, чуть не горничной. На ней было старенькое платьице, волосы она зачесала за уши и сидела не шевелясь, …, скромно тихо, точно она век свой ничем другим не занималась. Она почти ничего не говорила, …, и черты её приняли такое незначительное, будничное выражение, что мне невольно вспомнились наши доморощенные Кати и Маши … . Я глядел на её желтоватое, угасшее личико, [вспоминал о вчерашних мечтаниях, и жаль мне было чего-то] (гл. 5. У Гагиных).
г) “Ася вальсировала прекрасно, с увлечением. Что-то мягкое, женское проступило вдруг сквозь её девически строгий облик. Долго потом рука моя чувствовала прикосновение её нежного стана, долго слышалось мне её ускоренное, близкое дыхание, долго мерещились мне тёмные, неподвижные, почти закрытые глаза на бледном, но оживлённом лице, резко обвеянном кудрями”. (гл. 9. У вас будут крылья).
д) “Я поднял голову и увидал её лицо. Как оно вдруг преобразилось! Выражение страха исчезло с него, взор ушёл куда-то далеко и увлекал меня за собой, губы слегка раскрылись, лоб побледнел, как мрамор, и кудри отодвинулись назад, как будто ветер их откинул. Я забыл всё … . (гл. 16. “Ваша …”).
*Можете ли вы, проанализировав выписанные портреты, написать небольшое рассуждение на тему “Роль портрета в повести И.С.Тургенева “Ася”.
2. Какие “роли” играет эта девушка – “хамелеон” Ася в одноимённой повести И.С.Тургенева?
а) кокетка
б) чопорная, приличная и благовоспитанная барышня
в) простая русская доморощенная девушка
г) степенная Доротея.
3. Какие характеристики (прямые) дают Асе Гагин и господин Н.?
Гагин |
Господин Н. |
вполовину” |
|
4. Как бы вы объяснили “странности” поведения и характера Аси? Есть ли объяснение этому в истории Аси, рассказанной Гагиным господину Н.? Составьте план этой истории.
а). Происхождение Аси.
б). Ася в доме отца.
в). Смерть отца. Знакомство с братом.
г). Ася в пансионе.
5.Выпишите афоризмы повести “Ася”.
а). Молодость ест пряники золочёные, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придёт время – и хлебца напросишься”.
б). “Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом; землю, кажется, сдвинул бы с места – а в исполнении тотчас ослабеешь и устанешь”.
в). “У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье”.
6. Как этот последний афоризм связан с основной авторской мыслью повести?
Казалось бы, задания (напрямую) не связаны с анализом 9-ой главы, но они готовят учащихся к главному – к “изучающему” чтению произведения, к умению выделять в тексте важное.
Образец анализа эпизода (свой) после проверки ученических работ, даю на уроке коррекции. Предлагаю вам в образцы анализа главы 9 повести И.С.Тургенева (иногда я пишу 2 варианта, чтобы показать, что один и тот же эпизод мог быть проанализирован по-разному), но всё-таки главное, общее, должны уловить все.
В 10-ом, 11-ом классах требования к анализу почти не изменяются, но уже с 9-го класса внимание учеников обращается на привязанность анализа эпизода к роду литературного произведения (эпос, лирика, драма). Как об особых смешанных жанрах, говорим о межродовых формах (баллада, поэма, роман в стихах), т.к. “Перечень тем” включает и анализ эпизодов из поэм (анализ финальной главы поэмы блока “Двенадцать”), из романов (“Евгений Онегин” - “Сон Татьяны”), из драматических произведений (диалог Фамусова с Чацким - анализ 2-ой гл. 2-го действия).
Учащимся предлагается учитывать типы эпизодов (сюжетные, внесюжетные, вставные – “Повесть о капитане Копейкине”, “Сон Обломова”).
В 10-11-ом классе я предпочитаю не давать ученикам общих схем, а ориентирую их на такой принцип анализа эпизода, который в старых методических пособиях называли “вслед за автором”, т.е. я прошу их обращать внимание прежде всего на художественные особенности каждого конкретного эпизода, и основной целью считаю, чтобы ученик “сквозь призму” эпизода рассмотрел важнейшие черты произведения в целом. Хотя основные фрагменты анализа всё-таки определяю, но уже кратко и с указанием их свободной компановки, в зависимости от индивидуального эпизода.
Эта краткая запись может выглядеть так:
- Смысловая и композиционная роль эпизода;
- Общие с предыдущими и последующими эпизодами идеи, мотивы, ключевые слова;
- Своеобразие языковых средств;
- Художественные приёмы;
- Персонажи.
Другим видом работы при подготовке к анализу текста на уроках литературы может стать составление учащимися тестов к художественным произведениям. Этот вид работы не только готовит выпускников к ЕГЭ по литературе, но и акцентирует их внимание на важных художественных особенностях изучаемых текстов. Перед тем, как дать ребятам задание по составлению тестов, я знакомлю их с типологией тестов и предлагаю им составить тестовые задания разных типов. Тестовые задания классифицировала следующим образом:
- Задания теоретического блока
- Задания историко-биографического блока
- Задания идейно-тематического блока
- Задания по форме произведения
- Задания событийно-образного блока
- Задания по художественно-изобразительным средствам
Достаточно эффективными в моей практике стали такие разработанные мною виды работы, как составление учащимися композиционного плана произведения и таблицы первого прочтения текста. Такой вид работы как композиционный план был использован мною при изучении рассказа Л.Н.Толстого “Севастополь в декабре месяце”. К уроку мною были разработаны для учащихся дидактические материалы: “Схема – план сочинения – рецензии по литературе” и “Композиционный путь анализа рассказа Л.Н.Толстого “Севастополь в декабре месяце”. Приведенный в приложении образец этого вида работы не потребует, я думаю, специальных пояснений и позволит ограничиться только им. Этот вид работы можно использовать не только при изучении малых эпических жанров, но и эпизодов повестей, романов. Конечно, сначала учитель должен дать образец выполнения работы. Близок к композиционному плану такой вид работы, как составление таблицы первого прочтения. Почему так называется данный вид работы? В первую очередь, потому что выполняется он непосредственно при чтении произведения, но уже с заданием выделять смысловые части, определять их тему, используемые в ней художественно-изобразительные приемы, с их (приемами) обязательным цитированием. На мой взгляд, такая работа на уроках развивает умение учащихся видеть текст в единстве его содержания и формы. При подготовке к анализу текста части С ЕГЭ по русскому языку у меня сформировалась своя система работы. Она включает в себя три зачётно-практических работы (№1 “Художественная лексика: тропы и слова с точки зрения происхождения и сферы употребления”; №2 “Синтаксические фигуры”; №3 “Особенности звучания (эвфония)”). Схема их выполнения та же, что и при выполнении зачетных работ по литературе: сначала ученик сдает теорию (объем терминов определяет учитель), затем ему предлагается найти их в тексте. После выполнения всех зачётно-практических работ даю учащимся подробный план анализа текста и “рабочую схему” текста. На их основе выполняем речеведческие анализы текстов различных типов и стилей. В качестве иллюстративного материала предлагаю образец выполнения задания части С ЕГЭ по русскому языку на текст Л. Павловой.