Цель уроков:
- продолжить знакомство с писателем, обратившись к его биографии и прочитанным произведениям; формировать интерес к личности и творчеству Астафьева;
- раскрыть нравственные проблемы, ставшие определяющими в творчестве писателя;
- формировать активную жизненную позицию у старшеклассников;
Подготовка к урокам:
- портреты писателя в разные периоды его жизни и иллюстрации к его книгам;
- телевизионный фильм "Встречи Никиты Михалкова с Астафьевым" (20 минут),
- выставка прочитанных книг и вопросы предстоящей викторины,
- рассказ В.Астафьева "Людочка" (предварительно учащиеся прочитали названное произведение);
- мини-сочинения "Виктор Астафьев в моей жизни";
- аннотации к произведениям писателя.
Ход урока
I. Встреча с писателем. Беседа с учащимися.
Что известно нам об Астафьеве?
Астафьев в моей жизни (чтение мини-сочинений о писателе).
Назвать прочитанные книги. Кратко сформулировать проблему, изображённую в произведении, раскрыть основную мысль автора.
Зачитать аннотации к произведениям писателя.
Слово о писателе.
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, неподалёку от Красноярска. Писатель прожил одновременно и долгую, и короткую жизнь (умер в декабре 2001 года), оставив после себя заметный след в литературе как писатель и человек. О своей родине он сообщает так:
"Все, кто ездил или собирается поехать на электростанцию, никак не минуют моего родного села - оно между двумя городами, и ныне в Овсянке есть маленький железнодорожный вокзальчик...".
В настоящее время Овсянка расстроилась, сделалась почти пригородом, стоит на границе заповедника Столбы и является источником любопытства для туристов, потому что многие поклонники таланта Астафьева мечтают побывать на земле, взрастившей Астафьева, его любовь к земле, человеку и самой жизни.
Рано лишившись матери, воспитывался дедушкой и бабушкой, а затем в детском доме. Огромную роль в формировании личности Астафьева сыграли следующие люди, о которых с нежностью и глубокой признательностью пишет в автобиографии писатель. Кто же они?
Василий Иванович Соколов - бывший воспитатель, а затем и директор игарского детского дома (читать отрывок из статьи к книге "Так хочется жить", стр.7-8).
Игнатий Дмитриевич Рождественский - сибирский писатель, бывший учитель Астафьева (там же, стр.9-11)
В автобиографии Виктор Астафьев называет всех своих друзей и благодарит их за всё. Что они сделали для него. А самое главное - были рядом в разные периоды его жизни и помогли не затеряться в лабиринте проблем, которые приходилось решать с раннего возраста (там же, стр.12).
Просмотр телефильма.
- Что нового вы узнали об Астафьеве?
- Какое впечатление произвёл на вас Астафьев - человек?
- Как писатель относится к своему творчеству?
- Жизненное кредо Астафьева. На чём оно основано?
- Никита Михалков. Астафьев в его жизни.
Вехи жизни писателя.
(Составляются вместе с учащимися на основе полученных знаний при подготовке к уроку и на уроке)
- 1941 год железнодорожная школа ФЗО на станции "Енисей", составитель поездов в пригороде Красноярска;
- 1942 год фронт, шофёр, артразведчик, связист, тяжёлое ранение.
- 1945 год демобилизация. 18 лет прожил на Урале, грузчик, слесарь, литейщик, вечерняя школа.
- 1951 год первый рассказ "Гражданский человек" в газете "Чусовской рабочий".
- 1953 год Пермь. Первый сборник рассказов "До будущей весны".
- 1961 год Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР
Знаменитый писатель, произведения которого переведены на многие языки мира.
Лауреат Государственных премий.
Размышляем вместе с писателем
Какова главная задача писателя как художника слова?
"... каждый человек есть отдельный мир, плохой ли, хороший ли, преступный, больной ли, но мир, и процесс самопознания есть процесс постижения смысла жизни " через себя".
(Главная задача - помочь читателям постичь смысл жизни, познать себя и через это познание, возможно, измениться и определиться в себе и среди окружающих).
Что особенно беспокоит Астафьева?
"Вот долдоним: дети - счастье, дети - радость, дети - свет в окошке! Но дети - это ещё и мука наша! Вечная наша тревога! Дети - это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу - всю наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими - никогда".
(Астафьева особенно волнует подрастающее поколение. Он не может не видеть, что происходит с нашей молодёжью. Поэтому большинство его произведений о размышлениях над жизнью, теми проблемами, которые охватили общество. Писатель утверждает, что за всё в ответе родители, старшее поколение.)
II. Литературная викторина по произведениям Астафьева.
Задание: узнайте произведение Виктора Астафьева и скажите о книге несколько слов, опираясь на полученные знания.
(учащимся предварительно раздаются отрывки из произведений на отдельных карточках; прежде чем отвечать на вопрос, старшеклассники выразительно читают текст для всех)
"Мальчик брёл, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед ним отлогий берег Енисея. Мальчик застыл. У него даже дух захватило - так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему казалась почему-то обыкновенной и не очень приветливой. Он бросился вперёд, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлёпая по ней руками, окунать в неё лицо..."
("Васюткино озеро", первый рассказ, появившийся на основе ученического сочинения, которое называлось "Жив!").
"Навалилась левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких ягодок. Жалко ягод. Грустно. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на всё рукой. Всё равно мне уж теперь! Я мчался с левонтьевскими ребятишками к речке и хвастался:
- Я ещё у бабушки калач украду! "
("Конь с розовой гривой". Так назван и рассказ, и пряник, купленный бабушкой внуку.)
"Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя - сибиряк".
("Фотография, на которой меня нет". Почему? - В день, когда в школе фотографировались, Виктор Астафьев болел. О нём не забыли, принесли фотографию домой).
Задание: назовите другие произведения Астафьева, известные вам. (Такое задание получают ребята накануне урока). ("Царь-рыба", "Последний срок", "Затеси", "Прокляты и убиты", "Так хочется жить", "Людочка").
Задание: зачитать аннотации к данным произведениям, составленные самостоятельно. (такое задание получают индивидуально учащиеся задолго до урока).
Итоговое слово учителя.
По мнению современных критиков, "Астафьев - музыкант человеческой судьбы". Сам писатель говорил так: "Нет страшнее доли - остаться человеком наедине с собой, заблудиться в потёмках своей души, окаменеть в самом себе". Действительно, в своих книгах он размышляет о жизни, нашей действительности; думает о человеке, относясь к нему бережно, с огромной любовью; наблюдает за окружающей природой, частью которой и является человек. Творчество Астафьева по праву преподносит читателям жизненные уроки и вселяет надежду на то, что "завтра наступит ясное утро". Ведь каждому из нас "так хочется жить", жить достойно и счастливо.
III. Идейно-художественный анализ рассказа Астафьева "Людочка".
Чтение с элементами беседы.
1. Урок начинается с чтения начала произведения учителем.
2. Что за историю поведал писатель в своём произведении?
(В основе произведения лежит трагическая судьба девушки, начавшей в городе самостоятельную жизнь, но так и не нашедшей своего места в ней.)
Читается отрывок, стр. 13, от слов ""В парке она отыскала давно уж запримеченный тополь..." до слов "...Безбрежной и бездонной".
3. О чём заставил задуматься Астафьев?
(Рассказ заставляет ужаснуться, оглянуться и задуматься. Что есть мы? Что есть жизнь? Какова её цена? Кто виноват? Что же делать?)
4. В чём трагедия девушки?
(Трагедия девушки в том, что она оказалась беззащитной перед силами зла, насилия. Её отравила атмосфера цинизма и бездуховности, которая её окружала с детства.)
Особенности композиции рассказа.
(составляется вместе с учащимися план композиции, выделяются эпизоды жизни Людочки, определившие её судьбу).
Перед выбором. (Почему эту смысловую часть рассказа называем так?)
В родном доме. Значение школы в формировании взглядов девушки.
Приезд в город. Знакомство с Гавриловной.
Городской парк и его "достопримечательности".
Людочка и её новые "друзья" (Артёмка-мыло, Стрекач).
Родные и близкие. (Докажите правильность сформулированного тезиса.)1 .В родном Вычугане. Правда Вычуганихи.
2. Встреча с матерью, воспоминания об отчиме.
3. Диалог с Гавриловной.
4. Воспоминания об умирающем лесорубе.
В жизненном лабиринте. (Объясните лексическое значение названия.Соответствует ли оно содержанию рассказа?)
1. Решительный и трагический шаг.
2. Похороны Людочки.
3. Вторая смерть.
4. Эпилог.
Беседа с классом. Сообщения учащихся.
1. Людочка за право жить достойно борется с раннего детства. Докажите.
Семья Отец умер от пьянства и болезней, приобретённых в результате разгульного образа жизни; без него жили свободнее, лучше, бодрее;
- отчим совершенно безразличен к судьбе девушки;
- мать советует ехать в город, с глаз подальше: Людочка стала для неё обузой.
Школа слабенькая, неспособная, но до сплошных двоек не опускалась; дисциплинированна, старательна, ни друзей, ни подруг.
Работа трудолюбива, смела, предложила себя ученицей к парикмахеру, терпелива, настойчива.
Дом Гавриловны тепло, уют, сочувствие, понимание, но разочарована в крепости человеческих отношений.
2. Кто отнял у неё право жить достойно?
Артёмка-мыло, который превратил её в свою собственность, что поздно поняла
Людочка, поэтому безоглядно доверилась подлецу.
Стрекач, превратившийся в безудержного пахана-самодура, насиловавшего девушек.
Городской парк, который превратился в притон для малолетних преступников, насильников, развратников и убийц.
Право жить отняла та растлевающая, гнетущая обстановка, в которой живут ровесники Людмилы, те духовные и социальные процессы в обществе, которые "хуже правды".
3. Кто виноват в трагедии девушки?
Мать, не сумевшая помочь дочери в трудную минуту жизни, забывшая о ней. Одноклассники, не проявлявшие к девочке никакого внимания, кроме пренебрежения; конечно же, сама Людмила, не нашедшая в себе сил противостоять жестокому, безумному миру зла и насилия, не научившаяся делиться радостью и бедой с близкими людьми, а значит оставшаяся в одиночестве со своими, как ей казалось, неразрешимыми проблемами.
4. Что же делать в сложившейся ситуации?
Учащиеся делятся своими мыслями, пытаются убедить себя и окружающих в том, что жизнь - великая ценность, данная человеку, и никто не имеет право её убивать. Нужно "жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой, надо сделать её полезной". Приводятся примеры из жизни, из литературы, из фильмов, передач.
5. Какова позиция автора?
Астафьев утверждает, что в этом яростном мире выживает сильнейший. Необходимо становиться таковым с раннего детства, сопротивляясь обстоятельствам, уверенно идти к намеченной цели, не бояться трудностей и испытаний, иначе жизнь сомнёт тебя, лишит самого главного... Поэтому свою героиню автор называет Людочкой.
Она вызывает в душе сочувствие и сожаление: героиня с таким красивым и тёплым именем не превратилась в Людмилу, серьёзную и самостоятельную девушку. "Людмила" - "людям милая" - оказалась жертвой бездуховной жизни и собственной беспомощности. Гибель героини - страшное размышление о жизни и смерти.
Примечание: при рассуждениях учащимися включался анализ эпизодов, иллюстрирующих ответ на вопрос; приветствовалось выразительное чтение отдельных отрывков из произведения с последующими комментариями.
В качестве домашнего задания предлагается
- прочитать произведение Астафьева на выбор, написать отзыв или сочинение-эссе;
- приготовить реферат, самостоятельно сформулировав проблему и выбрав другое произведение писателя.
Приложения к урокам
- В. П. Астафьев. Рассказ "Людочка".
- В. П. Астафьев. Затеси. Вступительная статья к книге.
- Фильм Никиты Михалкова. Встреча с В. П. Астафьевым.
- Слайды, посвящённые личности писателя.
- Выставка произведений В. П. Астафьева.
- Сочинения учащихся по книге "Затеси".
- Реферат "В. П. Астафьев - музыкант человеческой судьбы".