В статье рассматриваются психолого-педагогические проблемы современного образовательного процесса в условиях модернизации общего образования, с которыми сталкиваются педагоги и обучающиеся. В процессе общения у подростков возникают различные межличностные проблемы, которые являются одной из сложных проблем в психологии и социальной педагогики. Целью данной работы является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков средствами социальной педагогики.
Современное общество ставит перед системой образования множество задач, среди которых одной из важнейших является формирование личности и развитие ее способностей в социальной среде. В среднем образовании, где подростки находятся на стыке детства и взрослой жизни, возникают ряд психолого-педагогических проблем, связанных как с развитием личности, так и с социальным взаимодействием.
Одной из таких проблем является формирование самоидентификации и самопонимания учащихся. В этом возрасте молодые люди активно ищут свое место в обществе, определяют свои ценности и приоритеты. Педагоги сталкиваются с необходимостью помочь подросткам разобраться в себе, своих интересах и жизненных целях, что требует глубокого понимания психологических особенностей каждого ученика.
Однако, воспитание детей - нелегкая задача, и сегодня большинство родителей сталкивается с огромными трудностями. Наиболее остро они проявляются в подростковом возрасте - остропротекающем периоде перехода ребенка из собственно детства во взрослую жизнь. В целом, особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности.
Большинство существующих исследований в данной предметной области так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками, т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Соответственно, в процессе общения у подростков возникают различные межличностные проблемы, которые являются одной из сложных проблем в психологии и социальной педагогики.
Еще одной важной проблемой является социализация школьников. В процессе обучения ученики сталкиваются с различными социальными ролями и нормами, их взаимодействие определяется сложными социальными динамиками.
Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Именно в это время подросток заявляет о себе, как о личности с большой буквы. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения. Именно это чаще всего и становится наиболее конфликтной стороной при общении подростков со старшим поколением и между собой. При взрослении ребенка происходит его становление, готовность к жизни во взрослом обществе, как равноправного участника жизни, у подростка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.
В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда, как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.
Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы с взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения с взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников.
Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения.
У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Чувство взрослости - основное новообразование подросткового возраста.
У подростка формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.
Значительно изменяются интересы подростка по сравнению с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов.
С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться.
Но в копировании отношений есть и положительный момент - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть, вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Родители часто замечают, что подросток часто меняет свое поведение: сегодня - добрый и ласковый, завтра - манерный, а на следующей неделе - хулиганистый "как соседский Вовка". У кого-то из подростков вхождение в жизнь ознаменовывается разными выходками (доводящими домочадцев до невменяемости). У некоторых, наоборот, выражается в заботе о ближних.
Внутренне происходит следующее. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Это проявляется в следующем.
- Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому.
- Стремление к самостоятельности. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!"
- Появление собственных вкусов и взглядов, оценок, линии поведения (самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа). Надо помнить, что дети очень хотят быстро повзрослеть, и к тому же отличаться от родителей. И иметь "свои" ошибки, которые родители делали когда-то сами. При этом педагогам и родителям порой трудно согласиться с тем, что времена быстро меняются. И с ними меняются дети. Что было модно в одно время, считается "ретро" в другое. Это касается и взглядов, и поведения, и всего другого. Каждое поколение по-своему выражает принадлежность к своему времени.
Подавляющее большинство учащихся, начиная с начальной школы, показывает недостаточную сформированность мыслительных процессов, как умение устанавливать закономерности, аналогии, обобщения, с классификациями дело обстоит несколько лучше. Однако рано или поздно эти трудности сказываются на учебном процессе и тревожат родителей, педагогов. Недостатки в развитии мышления маскируются будто бы слабой памятью, рассеянным вниманием, что и отмечается чаще всего педагогами и родителями у слабых учеников. У детей падает интерес к учебе и это сказывается на успешности ряда дисциплин. Это происходит в связи с целым комплексом причин, но, в частности, и с тем, что более сложный материал, преподаваемый в старших классах, требует произвольных, опосредованных форм внимания и памяти, а также развития систематического мышления с использованием научных понятий. «У школьников же, привыкших обходиться своими хорошо развитыми натуральными психическими функциями, развитие системы научных понятий невозможно. Для того чтобы подойти к их формированию, необходимо высокое развитие предпонятийных образований…» [13, с.8].
Педагоги должны помочь подросткам осознать свою роль в обществе, научить конструктивно, взаимодействовать с окружающими и разрешать конфликты без насилия.
Также важным аспектом является индивидуальный подход к каждому ученику. В среднем образовании в классах собираются подростки с разными уровнями развития, интересов, способностей и жизненных обстоятельств. Педагогам необходимо учитывать эти различия, чтобы каждый ученик мог раскрыть свой потенциал, чувствовать себя уверенно и успешно в учебе и социальной среде.
Наконец, стоит отметить проблемы связанные с развитием коммуникативных навыков учащихся. В современном мире важно умение эффективно общаться, работать в команде, решать проблемы совместно. Педагогам необходимо создавать условия для развития коммуникативных умений учеников, проводить тренинги, уроки и проекты, которые способствуют развитию навыков общения и сотрудничества.
Таким образом, психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия в среднем образовании требуют комплексного подхода со стороны педагогов, понимания индивидуальных особенностей каждого ученика и создания условий для его гармоничного развития в обществе. Решение этих проблем является важным шагом на пути к формированию полноценной личности и активного гражданина.
Список литературы
- Андреева А.Д. Социально-психологическая среда современного школьного класса в образовательном пространстве цифрового общества / А.Д.Андреева, Е.Г.Лисичкина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2020. - № 3. - С. 96-107.
- Бережковская Е. Как формируются научные понятия .// Школьный психолог. - 2005. - №4. С. 7-12.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982. - С.56.
- Долганов Д.Н. Взаимосвязь межличностных отношений с учебной и внеучебной деятельностью / Д.Н.Долганов // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2017. - № 6. - С. 48-53. 81
- Сгурская Л.В. Межличностные взаимоотношения учащихся и их изучение. - Калининград, 1996. - С.119.