Тема: Человек с каменным сердцем.
Эпиграф:
Лучше слепые глаза, чем каменное сердце.
“Повесть об Акире Премудром”.
Ход урока.
1.Инсценировка.
Автор: Была зимняя звездная ночь, стоял лютый мороз. И на земле, и на деревьях лежал толстый снежный покров. Вдруг прекрасная и необычайная яркая звезда упала с неба. Лесорубы припустились бежать. И что же они увидели?!..
На белом снегу лежало что-то, сверкающее как золото! Но увы! В складках плаща не было ни серебра, ни золота. Они увидели спящее дитя. Один из лесорубов взял дитя на руки и сказал: “Нельзя совершать злое дело – оставить дитя замерзнуть. Хотя я и беден, и у меня много ртов, я возьму его домой. Моя жена позаботится о нем.”
Лесоруб: Я нашел кое-что в лесу и принес тебе, чтобы ты позаботилась о нем.
Жена: Что же это такое? Покажи скорее, ведь у нас в доме пусто.
Лесоруб (распахивает плащ): Вот!
Жена: Увы! Разве у нас нет собственных детей! Что это тебе понадобилось брать подкидыша.
Лесоруб: Ты послушай, ведь это Дитя-звезда.
Жена: Наши дети сидят без хлеба, а мы будем кормить чужого ребенка. А кто о нас позаботится? Кто нам даст поесть?
Лесоруб: Но ведь господь заботится даже о воробьях и дает им пропитание.
Жена: А мало воробьев гибнет от холода? Почему не затворишь дверь? Смотри, какой студеный ветер, я замерзла.
Лесоруб: В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа.
Жена подходит и берет ребенка.
2.Целевая установка.
- Сегодня на уроке попытаемся выяснить, чем отличается человек с каменным сердцем от человека с любящим сердцем, может ли человек с каменным сердцем духовно переродиться.
3.Анализ текста.
- Мальчик попадает в семью лесоруба. Что вы можете сказать о семье лесоруба, в которую попал Мальчик-звезда?
Примерные ответы детей: Семья честная, но бедная. В семье много детей. Часто нечего есть, семья очень нуждается.
- Каким предстает глава семейства лесоруб?
Ответ: Добрый, сердечный, заботливый, жалостливый, честный, с добрым сердцем.
- Какими качествами наделена жена?
Ответ: Устала от работы, от того, что не хватает еды. Все время думает, чем накормить семью, во что одеть детей, много работает.
Обобщение учителя: Бедные люди сами живут в нужде, но они не забыли о сострадании и взяли мальчика на воспитание.
- Какое сердце у этих людей?
Ответ: Это люди с добрым, открытым сердцем.
- Почему в доброй, честной семье вырос мальчик с каменным сердцем?
Ответ: Знал историю своего рождения. Он знатного рода, происходит от звезды. С детства выделяется среди других, возвышается над людьми. Им руководит его имя Звезда.
- Подберите однокоренные слова к слову звезда.
Запись на доске:
Звезда, звездность, звездная болезнь.
Работа над понятием Звездная болезнь.
- Как вы понимаете выражение Звездная болезнь?
Ответ: Человек высокого мнения о себе, возвышается над другими, считает, что он лучше.
Комментарий учителя: В астрономии слово звезда – это небесное тело. Звезды бывают разной окраски: самые холодные – оранжевые, потом красные, желтые.
- Какого цвета звезда подходит больше к имени нашего героя и почему?
Ответ: Звезда оранжевого цвета, потому что он холоден со всеми, равнодушен, жесток, у него сердце окаменело.
- Докажите, что сердце героя окаменело.
Работа над портретом Мальчика-звезды.
-Что такое портрет в литературном произведении?
Ответ: Портрет – изображение внешности героя: его лица, фигуры, манеры держаться, говорить. В портрете отражается характер героя, внутренний мир, авторская оценка.
- Найдите в тексте и зачитайте, каким автор изображает героя.
Ответ: Красив; лицо белое; кудри, как лепестки нарцисса; губы, как лепестки алой розы; глаза, как фиалки; строен; высок, как цветок.
- Какие художественные средства и зачем использует автор для создания портрета героя?
Ответ: Сравнения показывают неземную красоту героя.
Вывод: В образе мальчика есть нечто величественное, божественное.
- Соответствует ли внешняя красота героя его внутреннему миру?
Работа над понятиями себялюбие, высокомерие, гордыня, злоба, жестокость.
Ученики по толковому словарю определяют значения этих слов.
- Какую палитру красок вы возьмете, чтобы изобразить внутренний мир героя и почему?
Ответ: Черные, серые краски, потому что в герое нет положительных качеств, душа его черна, в ней нет места доброте.
- Докажите, что душа героя черна и в ней нет места доброте.
Задание по рядам: 1ряд рассматривает отношения мальчика с детьми;
2ряд рассматривает отношение к нищим и нищенке;
3ряд рассматривает отношение к лесорубу.
Ответы детей: Общаясь с детьми, герой смотрит на них сверху вниз, оскорбля-ет, помыкает ими, называя своими слугами. Не испытывает сострадания к бедным, швыряет камнями, прогоняет их, насмехется над нищенкой, обзывая ее грязной, безобразной. С лесорубом груб, дерзок. “Я тебе не сын, и не обязан слушаться”.
Вывод: Справедливо заметил лесоруб, что “воистину у него каменное сердце и жалость ему не ведома”.
- Может быть, встреча с матерью растопит каменное сердце нашего героя?
Составление кинокадров. Встреча Мальчика-звезды с матерью.
1кадр: Мать, протягивая руки, зовет его: “Иди ко мне, мой маленький сынок!”
Мальчик застыл на пороге, голова его повернута вбок. Ожидания мальчика не оправдались. Он увидел не ту, которую ждал. Цвета: серый, черный, розовый, желтый. Серый и черный подчеркивают равнодушие мальчика. Слова нищенки его не трогают. Розовый и желтый вселяют надежду. Музыка грустная, тревожная.
2кадр: Мать, стоящая на коленях, с мольбой протягивает руки к сыну, рыдает. Мальчик-звезда отвергает ее, говорит, что она лишилась рассудка и не его мать, а нищенка, уродливая, грязная, одетая в лохмотья. Герой прогоняет ее. Мать зовет его с собой, но мальчик наглухо затворил свое каменное сердце и даже не шевельнулся. Цвета: черный, желтый. Черный символизирует трагедию матери.
Желтый цвет – символ жизни, дающий надежду на возрождение отношений. Музыка тревожная, грустная.
- Растопила ли каменное сердце мальчика встреча с матерью?
Ответ: Он наглухо затворил свое сердце, чтобы боль, мольба и стоны матери не могли проникнуть. Презрение и холод исходили от героя. Обрадовавшись, что мать ушла, мальчик побежал играть с товарищами.
- Почему окружающие стали смеяться над героем? Что изменилось в его портрете?
Ответ: Он стал мерзок, как жаба; тело покрылось чешуей, как у гадюки.
-Какие художественные средства использует автор в портретной характеристике героя и для чего?
Ответ: Сравнения показывают, насколько стал безобразен герой.
- Каково авторское отношение к герою? Справедливо ли автор наказал Мальчика-звезду?
Ответ: Его облик стал соответствовать внутреннему миру.
4.Проверка домашнего задания.
К уроку ученики должны были написать монолог-исповедь от лица героя: “Что почувствовал Мальчик-звезда, когда окружающие отвернулись от него?”
Учащиеся читают свои работы, класс анализирует и оценивает.
Вывод: Впервые на глазах у мальчика появились слезы.
- Как вы думаете, какие это слезы, слезы обиды, жалости к себе или раскаяния?
Ответ: Слезы раскаяния, мальчик осознал, что он был жесток, груб, беспощаден к матери и окружающим.
5.Исследовательская работа.
- Что общего и чем отличаются герой сказки О. Уайльда “Мальчик-звезда” и
персонаж русской народной сказки “Кукушка”?
6.Вывод урока.
- Может ли человек с каменным сердцем духовно переродиться?
Учащиеся приходят к положительному ответу. Через страдания, одиночество герой осознал свои поступки, понял, за что был наказан.
7.Домашнее задание.
Письменно ответить на вопрос: Как мы должны относиться к близким людям, которые нас окружают?