Урок внеклассного чтения в 5-м классе по сказке О. Уайльда "Мальчик-звезда"

Разделы: Литература


Тема: Человек с каменным сердцем.

Эпиграф:

Лучше слепые глаза, чем каменное сердце.

“Повесть об Акире Премудром”.

Ход урока.

1.Инсценировка.

Автор: Была зимняя звездная ночь, стоял лютый мороз. И на земле, и на деревьях лежал толстый снежный покров. Вдруг прекрасная и необычайная яркая звезда упала с неба. Лесорубы припустились бежать. И что же они увидели?!..

На белом снегу лежало что-то, сверкающее как золото! Но увы! В складках плаща не было ни серебра, ни золота. Они увидели спящее дитя. Один из лесорубов взял дитя на руки и сказал: “Нельзя совершать злое дело – оставить дитя замерзнуть. Хотя я и беден, и у меня много ртов, я возьму его домой. Моя жена позаботится о нем.”

Лесоруб: Я нашел кое-что в лесу и принес тебе, чтобы ты позаботилась о нем.

Жена: Что же это такое? Покажи скорее, ведь у нас в доме пусто.

Лесоруб (распахивает плащ): Вот!

Жена: Увы! Разве у нас нет собственных детей! Что это тебе понадобилось брать подкидыша.

Лесоруб: Ты послушай, ведь это Дитя-звезда.

Жена: Наши дети сидят без хлеба, а мы будем кормить чужого ребенка. А кто о нас позаботится? Кто нам даст поесть?

Лесоруб: Но ведь господь заботится даже о воробьях и дает им пропитание.

Жена: А мало воробьев гибнет от холода? Почему не затворишь дверь? Смотри, какой студеный ветер, я замерзла.

Лесоруб: В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа.

Жена подходит и берет ребенка.

2.Целевая установка.

- Сегодня на уроке попытаемся выяснить, чем отличается человек с каменным сердцем от человека с любящим сердцем, может ли человек с каменным сердцем духовно переродиться.

3.Анализ текста.

- Мальчик попадает в семью лесоруба. Что вы можете сказать о семье лесоруба, в которую попал Мальчик-звезда?

Примерные ответы детей: Семья честная, но бедная. В семье много детей. Часто нечего есть, семья очень нуждается.

- Каким предстает глава семейства лесоруб?

Ответ: Добрый, сердечный, заботливый, жалостливый, честный, с добрым сердцем.

- Какими качествами наделена жена?

Ответ: Устала от работы, от того, что не хватает еды. Все время думает, чем накормить семью, во что одеть детей, много работает.

Обобщение учителя: Бедные люди сами живут в нужде, но они не забыли о сострадании и взяли мальчика на воспитание.

- Какое сердце у этих людей?

Ответ: Это люди с добрым, открытым сердцем.

- Почему в доброй, честной семье вырос мальчик с каменным сердцем?

Ответ: Знал историю своего рождения. Он знатного рода, происходит от звезды. С детства выделяется среди других, возвышается над людьми. Им руководит его имя Звезда.

- Подберите однокоренные слова к слову звезда.

Запись на доске:

Звезда, звездность, звездная болезнь.

Работа над понятием Звездная болезнь.

- Как вы понимаете выражение Звездная болезнь?

Ответ: Человек высокого мнения о себе, возвышается над другими, считает, что он лучше.

Комментарий учителя: В астрономии слово звезда – это небесное тело. Звезды бывают разной окраски: самые холодные – оранжевые, потом красные, желтые.

- Какого цвета звезда подходит больше к имени нашего героя и почему?

Ответ: Звезда оранжевого цвета, потому что он холоден со всеми, равнодушен, жесток, у него сердце окаменело.

- Докажите, что сердце героя окаменело.

Работа над портретом Мальчика-звезды.

-Что такое портрет в литературном произведении?

Ответ: Портрет – изображение внешности героя: его лица, фигуры, манеры держаться, говорить. В портрете отражается характер героя, внутренний мир, авторская оценка.

- Найдите в тексте и зачитайте, каким автор изображает героя.

Ответ: Красив; лицо белое; кудри, как лепестки нарцисса; губы, как лепестки алой розы; глаза, как фиалки; строен; высок, как цветок.

- Какие художественные средства и зачем использует автор для создания портрета героя?

Ответ: Сравнения показывают неземную красоту героя.

Вывод: В образе мальчика есть нечто величественное, божественное.

- Соответствует ли внешняя красота героя его внутреннему миру?

Работа над понятиями себялюбие, высокомерие, гордыня, злоба, жестокость.

Ученики по толковому словарю определяют значения этих слов.

- Какую палитру красок вы возьмете, чтобы изобразить внутренний мир героя и почему?

Ответ: Черные, серые краски, потому что в герое нет положительных качеств, душа его черна, в ней нет места доброте.

- Докажите, что душа героя черна и в ней нет места доброте.

Задание по рядам: 1ряд рассматривает отношения мальчика с детьми;

2ряд рассматривает отношение к нищим и нищенке;

3ряд рассматривает отношение к лесорубу.

Ответы детей: Общаясь с детьми, герой смотрит на них сверху вниз, оскорбля-ет, помыкает ими, называя своими слугами. Не испытывает сострадания к бедным, швыряет камнями, прогоняет их, насмехется над нищенкой, обзывая ее грязной, безобразной. С лесорубом груб, дерзок. “Я тебе не сын, и не обязан слушаться”.

Вывод: Справедливо заметил лесоруб, что “воистину у него каменное сердце и жалость ему не ведома”.

- Может быть, встреча с матерью растопит каменное сердце нашего героя?

Составление кинокадров. Встреча Мальчика-звезды с матерью.

1кадр: Мать, протягивая руки, зовет его: “Иди ко мне, мой маленький сынок!”

Мальчик застыл на пороге, голова его повернута вбок. Ожидания мальчика не оправдались. Он увидел не ту, которую ждал. Цвета: серый, черный, розовый, желтый. Серый и черный подчеркивают равнодушие мальчика. Слова нищенки его не трогают. Розовый и желтый вселяют надежду. Музыка грустная, тревожная.

2кадр: Мать, стоящая на коленях, с мольбой протягивает руки к сыну, рыдает. Мальчик-звезда отвергает ее, говорит, что она лишилась рассудка и не его мать, а нищенка, уродливая, грязная, одетая в лохмотья. Герой прогоняет ее. Мать зовет его с собой, но мальчик наглухо затворил свое каменное сердце и даже не шевельнулся. Цвета: черный, желтый. Черный символизирует трагедию матери.

Желтый цвет – символ жизни, дающий надежду на возрождение отношений. Музыка тревожная, грустная.

- Растопила ли каменное сердце мальчика встреча с матерью?

Ответ: Он наглухо затворил свое сердце, чтобы боль, мольба и стоны матери не могли проникнуть. Презрение и холод исходили от героя. Обрадовавшись, что мать ушла, мальчик побежал играть с товарищами.

- Почему окружающие стали смеяться над героем? Что изменилось в его портрете?

Ответ: Он стал мерзок, как жаба; тело покрылось чешуей, как у гадюки.

-Какие художественные средства использует автор в портретной характеристике героя и для чего?

Ответ: Сравнения показывают, насколько стал безобразен герой.

- Каково авторское отношение к герою? Справедливо ли автор наказал Мальчика-звезду?

Ответ: Его облик стал соответствовать внутреннему миру.

4.Проверка домашнего задания.

К уроку ученики должны были написать монолог-исповедь от лица героя: “Что почувствовал Мальчик-звезда, когда окружающие отвернулись от него?”

Учащиеся читают свои работы, класс анализирует и оценивает.

Вывод: Впервые на глазах у мальчика появились слезы.

- Как вы думаете, какие это слезы, слезы обиды, жалости к себе или раскаяния?

Ответ: Слезы раскаяния, мальчик осознал, что он был жесток, груб, беспощаден к матери и окружающим.

5.Исследовательская работа.

- Что общего и чем отличаются герой сказки О. Уайльда “Мальчик-звезда” и

персонаж русской народной сказки “Кукушка”?

6.Вывод урока.

- Может ли человек с каменным сердцем духовно переродиться?

Учащиеся приходят к положительному ответу. Через страдания, одиночество герой осознал свои поступки, понял, за что был наказан.

7.Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: Как мы должны относиться к близким людям, которые нас окружают?