Цели урока:
- Опираясь на знания учащихся, показать, что разнообразие жизни на планете Земля стремительно уменьшается по вине человека.
- Сформировать у учащихся убеждение, что литература не осталась в стороне от экологических проблем, что решение экологических проблем может быть осуществлено не с помощью отдельных способов защиты окружающей среды, а только благодаря комплексному подходу и усилиями всего человечества.
- Развитие речи учащихся, умения излагать свои мысли.
- Нравственное воспитание учащихся.
- Экологическое воспитание учащихся.
Оформление: слова – термины для словарной работы (по биологии), столики и настольные визитки для ролевой игры; записи на доске.
Эпиграфы к уроку:
Всё больше – окружающей среды,
Всё меньше – окружающей природы.
Р.Рождественский
…Нет человека, который был бы, как остров, сам по себе; каждый человек есть часть суши, часть материка, и если волной снесёт в море береговой утёс, меньше станет Европа… А потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе.
Джон Донн
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.
II. Слово учителя литературы:
Тема нашего урока сегодня – “Планета в опасности”. Сегодня мы продолжаем разговор о проблемах экологии. Эпиграфом к нашему уроку взяты слова Р.Рождественского и Джона Донна (зачитывает эпиграфы). Запишите тему и эпиграфы урока.
Хочу напомнить вам, что “Литературе всегда самой близкой стороной жизни были страдания людей, трагедия их существования на земле” (Сергей Залыгин). Источники трагедий, их причины отражены в художественной литературе: это личностные и социальные противоречия между людьми. А в конце ХХ века выявилась совершенно другая причина глобальной трагедии – отношения между человеком и природой. И одна из задач нашего урока – раздумье над вопросом: восприняла ли литература эту проблему природы как главную проблему современного мира?
Рост масштабов хозяйственной деятельности человека, бурное развитие научно-технической революции усилили отрицательное воздействие человека на природу, привели к нарушению экологического равновесия на планете Земля.
Во второй половине ХХ века человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьба цивилизации. И одна из этих глобальных проблем – проблема экологического кризиса и его последствий.
III. Учитель биологии:
Итак, на предыдущих уроках мы убедились в том, что биосфера – экологическая система Земли первого порядка. Она является глобальным регулятором жизни на планете.
И сейчас мы повторим основные понятия: экология, экологические факторы, биогеоценоз, биосфера. (Идет повторение этих понятий, которые размещены в печатном виде в планшете для словарной работы на доске).
Мы знаем, что устойчивость и жизнеспособность биосферы во многом зависит от внутренней дифференцированности составляющих её компонентов, от своеобразия и богатства разнообразных живых организмов, образующих её.
Однако мы являемся свидетелями поразительного биологического явления в истории Земли. Один единственный вид – человек разумный – уничтожает разнообразие жизни на Земле быстрее, чем это происходило когда-либо в прошлом, за исключением, может быть, тех немногих случаев геологических катаклизмов, когда происходило массовое вымирание видов. По прогнозам ученых к середине XXI века биосфера, по всей вероятности, лишится, как минимум, 1/4, скорее всего 1/3, а может быть и половины из ныне живущих видов. И это произойдет всего за несколько десятилетий, что в масштабах эволюции человечества всего лишь мгновение.
Массовое вымирание видов, начало которого мы наблюдаем уже сегодня, является результатом одного из самых беспримерных актов невнимания со стороны современного человека к окружающей его природе.
Что же создает опасность катастрофического обеднения разнообразных видов биосферы?
Какие факторы хозяйственной деятельности, нарушающие экологическое равновесие, вы можете назвать?
Работа со схемой на доске, задача учащихся – назвать и подписать 8 факторов.
Факторы хозяйственной деятельности, нарушающие экологическое равновесие:
- Климатические изменения.
- Нарушение озонного слоя.
- Загрязнение атмосферы.
- Состояние водных систем.
- Уничтожение лесов.
- Состояние почвы.
- Проблемы энергетики.
- Цепные экологические реакции.
IV. Учитель литературы:
На уроках литературы мы обращались ко многим произведениям, раскрывающим тему: “Человек и природа”. Вы самостоятельно познакомились с рядом публицистических работ по этой теме. Какие примеры из публицистики, подтверждающие данные на вашей схеме восемь факторов хозяйственной деятельности человека, вы можете привести?
(Ответы учащихся.) В своих ответах учащиеся 11-го класса приводили примеры из публицистики, подтверждающие негативное воздействие человека на природу.
Говорили много о проблемах Арала и Байкала (“Три урока Арала”, статьи Распутина о Байкале), о безжалостном уничтожении лесов, о проекте поворота северных сибирских рек, о борьбе писателей за отмену этого проекта (пример нарушения цепной экологической реакции), о загрязнении атмосферы, озонного слоя, водных систем. Много сказано было учащимися о Чернобыльской трагедии, о Семипалатинском полигоне, о судьбе людей, в том числе судьбе ученых – физиков-атомщиков. Чувствовалось, что материал пропущен ребятами через души, близко воспринят ими. (Список произведений, по которым работали и отвечали учащиеся, дан в конце статьи).
V. Учитель биологии:
Вы привели немало примеров, подтверждающих отрицательное воздействие человека на природу. Хочется сказать о том, что глобальные проблемы как бы стягивают наш противоречивый и чрезвычайно многообразный мир в единое целое, рождают новые идеи и проекты. Сегодня нас всех должна объединять одна задача – разработка согласованных проектов по преодолению наиболее грозных проявлений экологического кризиса, по сохранению систем жизнеобеспечения человека, в первую очередь, генетического разнообразия биосферы. Тема нашего урока сегодня – “Планета в опасности”. И мы должны прийти к какому-то решению, пониманию того, что решение экологических проблем может быть осуществлено не с помощью отдельных способов защиты окружающей среды, а только благодаря комплексному подходу, усилиями всего человечества.
Сегодня у нас в гостях профессор, генеральный директор ЮНЕСКО Ф.Майор, Воронцов Н.Н, председатель Госкомитета по охране природы. Это действительно существующие люди, в реальной жизни занимавшие именно те посты, которые я уже упомянула.
Ролевая игра “Интервью” с Ф.Майором, профессором, генеральным директором ЮНЕСКО:
Корреспондент. Всем известно, что сегодня наша планета находится в опасности, и если мы будем по-прежнему бездумно эксплуатировать её, то к концу этого столетия потеряем из-за эрозии более трети плодородных земель, исчезнет миллион видов живых организмов, а населении, возросшее на миллиард человек, будет нуждаться в новых ресурсах. Мы все за всё это в ответе, и нам искать решение нравственных, психологических и экономических вопросов. Каково Ваше, господин профессор, отношение к этим проблемам?
Ф. Майор. На мой взгляд, важным фактором в решении наших экологических, да и не только экологических проблем может стать “глобальное воспитание”. Термин этот предстоит ещё точно определить, но во всех случаях глобальное воспитание должно основываться на глубоком уважении к многообразию и разнообразию наших культур, верований и историй, должно стремиться к тому, чтобы каждый член человеческого рода был яркой личностью с чувством собственного достоинства. Воспитание – сверхзадача человечества.
Наше выживание, защита окружающей среды может оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребёнку простую и убедительную мысль: люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь.
Ответственность за незамедлительные действия в этом направлении лежит на политических лидерах. Им следует прислушаться к разумному совету ученых, мыслителей и религиозных деятелей.
Корреспондент: Каким образом, по вашему мнению, идеи глобального воспитания должны воплощаться в практическую деятельность?
Ф. Майор: Есть несколько путей. Так, можно было бы поставить вопросы экологического просвещения в центр всех учебных программ, начиная с дошкольных учреждений и кончая вузами, подготовку учителей и управленческого аппарата. При этом содержание и методы обучения должны основываться на морально-этических аспектах жизни мирового сообщества, отвергающих стереотипы военизированной культуры.
Корреспондент: В чем вы, уважаемый профессор, видите роль ЮНЕСКО в распространении идей глобального воспитания?
Ф.Майор: ЮНЕСКО является организацией, основанной на принципах убеждения, а не насилия и выполняющей свою этическую миссию на мировом уровне. В этом сила нашей организации, и она готова послужить катализатором и координатором совместных усилий в великом объединении прогрессивных сил всего мира. Вместе мы сможем сделать больше за меньшее время, доказав, что новое глобальное видение экологических проблем должно объединить усилия всех, кто борется за лучшую жизнь на планете, за лучшую жизнь всего человечества, всех ближних наших, с которыми мы путешествуем на космическом корабле по имени “Земля” и, уверен, движемся в будущее больших возможностей, полной солидарности и демократизма.
Корреспондент: Какие меры международной политики в сфере экологии необходимо срочно предпринять?
Ф.Майор: Чтобы предотвратить трагедию, нужна соответствующая международная политика в сфере экологии. В числе конкретных мер: проведение международной экологической конференции на высшем уровне; разработка международного кодекса экологической этики; создание международного механизма технологического сотрудничества по вопросам экологии, а также международной системы экологического мониторинга и контроля; разработка международного правового режима охраны уникальных природных зон, таких, например, как тропические леса, Антарктида, система Дунай – Черное море – Средиземноморье. Особое место занимает ограничение военной деятельности, оно необходимо не только для снижения военной угрозы, но и для защиты окружающей среды.
Корреспондент: Спасибо за интервью. А сейчас я хотел бы задать вопросы Николаю Николаевичу Воронцову, председателю Госкомитета по охране окружающей природы.
- Николай Николаевич, расскажите о задачах вашего комитета, какими они вам представляются?
Н.Н.Воронцов: К созданию Госкомприроды мы подошли только тогда, когда экологическая обстановка в стране стала критической и превратилась в источник социальной напряженности. Сегодня стоит неотложная задача изменения природоохранного законодательства, может быть, придется создать экологический кодекс наряду с гражданским и уголовным. Необходимо разработать действенные экономические рычаги. Мы должны разработать такой механизм, чтобы нерачительное отношение к природе было экономически невыгодно. И, наоборот, быстрое строительство хороших очистных сооружений, меры по ресурсосбережению должны давать предприятию ощутимую прибыль.
У каждого руководителя в центре и на мессах должны быть карты экологической обстановки в стране. И в вашем, Усть-Кутском районе, функционирует Усть-Кутский территориальный комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов, который ведет работу по охране природы, раз в месяц выпускает экологический вестник в газете “Ленские вести”.
Корреспондент: Каковы же научные принципы, на которых будет строиться защита окружающей среды?
Н.Н.Воронцов: Стратегия охраны природы строится на ряде незыблемых принципов: принцип необходимости разнообразия природы (только многообразная и разнообразная живая природа оказывается устойчивой и высокопродуктивной); принцип потенциальной полезности каждого её компонента (невозможно предвидеть, какое значение для человечества может иметь тот или иной вид в будущем); принцип всеобщей связи в живой природе (выпадение какого-либо одного звена в сложной цепи связей в природе часто приводит к непредвиденным результатам).
В целом должна произойти перестройка технологий. Сейчас – приспособление индустриальных процессов к природным; в будущем – превращение природных процессов в индустриальные, моделирование синтезирующей и разрушающей функций биосферы.
Корреспондент: Спасибо, уважаемые господа, за интервью.
VI. Сообщение учащегося:
“Самым мощным разрушительным фактором из всех видов воздействия человека на окружающую среду всегда была война. И в самой полной мере это утверждение относится к современным военным средствам. Если в прошлом войны обладали сильным концентрированным, но локальным эффектом, то глобальная ракетно-ядерная катастрофа угрожает сегодня существованию не только человека, но и всей биосферы в целом.
Войны всегда были постоянным спутником человека. С 1496 года до нашей эры по 1861 год люди воевали 3130 лет и только 227 лет жили в мире. В период с 1900 по 1938 год произошло 24 войны, а в 1946–1979 гг. – 130 войн.
Со временем увеличивалось не только количество войн, но и размер территории, на которой они разворачивались. Так, в Европе I мировая война разразилась на площади 200 тысяч квадратных километров, II мировая война охватила около 3,3 млн. кв. км., Япония во II мировой войне оккупировала 7 млн. кв. км с населением 500 миллионов человек. Современная же война может охватить площадь многих государств целиком.
Помимо зон непосредственных разрушений в военный период обширные площади бывают заняты военными укреплениями, что сопровождается значительными разрушениями экосистем. Так, под Курском в 1943 году в полосе Центрального фронта отрыто было свыше 5 тысяч километров траншей и ходов сообщения, глубина обороны составляла около 300 километров.
Уничтожение леса в период военных действий представляет собой разрушение одного из главных компонентов и регуляторов биосферы. Так, во время Великой Отечественной войны в СССР было вырублено или повреждено 20миллионов гектаров леса. В заповеднике Беловежская Пуща в течение первой мировой войны площадь леса уменьшилась на 25 %, уничтожили 36,6 тысяч гектаров посевов сельскохозяйственных культур.
Растительность погибает не только в результате военных действий, но и при хищнической эксплуатации растительных ресурсов в захваченных странах. Во время войн голодающее население вынуждено собирать дикорастущие съедобные и лекарственные растения, уничтожают диких животных. Война активно влияет на ход исторического преобразования биогеоценозов. С древних времён войны сопровождались преобразованием местной флоры за счёт уничтожения или переноса культурных видов.
При поражении растительности разрушается та основная система, которая создает биологическую продукцию биосферы и среду обитания животных.
Если считать, что вероятное ядерное оружие имеет мощность в пределах 1–10 мегатонн и при потенциальном ядерном конфликте могут оказаться взорванными сотни зарядов, то растения, животные, люди окажутся уничтоженными на площади в миллионы квадратных километров.
Конечно, войны всегда вызывали и будут вызывать гнев и возмущение народов мира. Наиболее выразительно протесты против войны звучат в устах поэтов. Вот как звучит “Предупреждение” Арсения Тарковского:
Ещё в скорлупе мы висим на хвощах,
Мы – ранняя проба природы,
У нас ещё кровь не краска, и в хрящах
Шумят силурийские воды.
Ещё мы в пещере костра не зажгли
И мамонтов не рисовали.
Ни белого неба, ни черной земли
Богини еще не назвали.
А мы уже в горле у мира стоим
И бомбою метим водородной
Еще не рожденным потомкам своим
За собственный грех первородный.
Ну что ж, златоверхие богини, смахнем,
Развеем число Галилея.
Нам снится немая, как камень, земля
И небо, нагое без птицы,
И море без рыб и без корабля,
Сухие, пустые глазницы.
VII. Осмысление эпиграфов к уроку. Учитель литературы:
Много было сказано сегодня об экологической проблеме. В начале урока прозвучали отрывок из стихотворения Р.Рождественского и известное изречение Джона Донна, взятые в качестве эпиграфа к нашему уроку. Вчитайтесь, вдумайтесь в их смысл.
- Как вы понимаете слова Р.Рождественского? (Ответы учащихся.)
- Ощущаете ли вы простоту и ужас, безысходность происходящего в стихах поэта – современника? (Ответы учащихся.)
- Как вы понимаете глубочайший смысл второго высказывания? (Ответы учащихся.)
VIII. Подведение итогов урока.
- Что нового дал вам сегодняшний урок? (Ответы учащихся.)
- Нам очень хотелось бы, чтобы вы не были равнодушны к природе, к ее проблемам, к ее боли, не оставались в стороне от экологических проблем. Ведь человек – дитя природы. Ваши ответы сегодня убедили нас, учителей, что вы действительно искренно высказывались, обсуждая прочитанные вами публицистические статьи и очерки.
Оценки за урок. (Каждый учитель оценивает работу учащихся по своему предмету).
Литература:
- Воробьёв А. Чернобыльская катастрофа. Пять лет спустя. Новый мир, 1991, № 9.
- Залыгин С. Литература и природа. Новый мир, 1991, № 1.
- Кабдрахманов К. Люди на полигоне. Знамя, 1990, № 5.
- Катаносов В. Заминированная страна. Русский рубеж. – М.: Художественная литература, 1991.
- Медведев Г. След инверсии. Новый мир, 1990, № 3.
- Полянская И. Чистая зона. Знамя. 1990, № 1.
- Распутин В. Байкал. Очерк. Уроки французского. М.: Художественная литература, 1989. (Серия “Роман – газеты” для юношества)
- Резниченко И. И стакана чистой воды не прибавилось. Новый мир, 1990, № 1.
- Тараканов Н. Чернобыль: солдаты и герои. Русский рубеж. – М.: Художественная литература, 1991.
- Шашарин Г. Звезда Полынь. Новый мир, 1991, № 9.