Урок словесности в 7-м классе. "Гуманизм и искренность поэзии С.Есенина. Многоаспектный анализ стихотворения "Песнь о собаке"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Обзорное знакомство с поэзией С.Есенина, приобщение учащихся к миру поэтических образов его лирики. На примере нескольких произведений показать лиризм и предельную искренность поэзии Есенина. Работа над созданием комплексного многоаспектного анализа стихотворения.
  2. Посредством включения ребят в процесс сотворчества помочь им открыть в себе читателя, углубить их творческие способности. Развивать образное видение, творческое мышление. Совершенствовать навыки анализа художественного произведения.
  3. Воспитывать у ребят чувство подлинного гуманизма, сострадания, сопереживания, милосердия и любви «ко всему живому на земле».

Оформление урока:

1. Портрет и фотографии С.Есенина.
2. Фонограммы песен на стихи С. Есенина.
3. Листы с заданиями (для учащихся) по анализу стихотворения
4. Сборники стихотворений поэта.
5. Эпиграф, высказывания о поэте (на доске)

Методические приемы лекция с элементами беседы, выразительное чтение стихотворений, устное словесное рисование, комплексный анализ.

Подготовка к уроку учащимся было предложено познакомиться с некоторыми стихотворениями поэта («Собаке Качалова», «Письмо матери», «Корова», «Лисица»,

«Отговорила роща золотая», «Каждый труд благослови удача»)

Эпиграфы к уроку(на доске):

Есенин, дай на счастье нежность мне
К березкам и лугам, к зверью и людям
И ко всему живому на земле,
Что мы с тобой так бесконечно любим
Е. Евтушенко

Он первый в русской литературе так умело и с такой
искренней любовью пишет о животных
М.Горький

Термины(на доске):

Олицетворение наоборот- художественный прием, при котором то, что происходит с человеком отождествляется с явлениями природы.

Минус- приемы- отсутствие привычных средств художественного изображения.

Ход урока

Звучит фонограмма песни «Отговорила роща золотая»

- Какие чувства, какое настроение возникли после прослушивания?
- Почему поэт грустит?

«Золотая роща»- это сам поэт, чувствующий свое увядание, но это одновременно и его поэзия. Поэт прибегает к приему «олицетворение наоборот». Человек и природа- это одно неразрывное целое. Стихи Есенина говорят о великой ценности всего живого на земле. Поэт Е. Евтушенко считает эту черту самой главной в поэзии С.Есенина (зачитывается эпиграф к уроку).

- О чем же нам сегодня предстоит поговорить на уроке? Как вы думаете, каковы цели нашего занятия?

Слово учителя.

В своем стихотворении «Мы теперь уходим понемногу» Есенин, как бы подводя жизненные итоги, говорит :

… И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове…

Действительно, поэт с неизменной любовью и нежностью рассказывал в своих стихах о «братьях меньших».

Чтение воспоминаний В.И.Качалова:

«Я отыграл спектакль, прихожу домой. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима. Тогда Джиму было всего 4 месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнимал Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал «Что это за лапа, я сроду не видал такой …». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Через несколько дней стихи были готовы. Прихожу как-то домой вскоре после моего первого знакомства с Есениным, а мои домашние рассказывают, что без меня заходили трое : Есенин, Пильняк и Тихонов. У Есенина на голове был цилиндр, и он пояснил, что надел его для парада, что он пришел к Джиму с визитом и со специально ему написанными стихами. Но так как акт вручения Джиму стихов требует присутствия хозяина, то он придет в другой раз. И все трое молча ушли».

Выразительное чтение «Собаке Качалова»

Когда читаешь это стихотворение, поражаешься, насколько удивительно поэт умел разговаривать со зверьем.

- Как именно он разговаривает? (по- дружески, на равных, как с человеком)
- О чем, по мнению поэта, можно говорить с Джимом?(о своей любви, о радости и грусти, даже об отношении к жизни)
- Что нравится Есенину в этой собаке?(все: лапы, шерсть, морда, характер)

Ноне только о качаловском красавце Джиме говорит Есенин с нежностью. В одном из самых трагических своих стихотворений «Исповедь хулигана» он с таким же чувством рассказывает о деревенской дворняжке:

А ты, любимый, верный пегий пес?!
От старости ты стал визглив и слеп.
И бродишь по двору, влача обвисший хвост,
Забыв чутьем, где двери, а где хлев.
О, как мне дороги все тем проказы,
Когда у матери стянув краюху хлеба,
Кусали мы ее с тобой по разу,
Ни капельки друг другом не погребав

Вот в этом «не погребав»- весь Есенин. Его доброта находит живой отклик в душе читателя. Послушаем еще несколько стихотворений поэта о животных.

Учащиеся выразительно читают «Лисица», «Корова».

- Как вы поняли основную мысль этих стихотворений? Что объединяет их?
(люди порой жестоки по отношению к животным, не задумываются о последствиях своих поступков)
- Какие чувства переполняют поэта? (боль, сострадание, жалость. Поэт умеет посмотреть на все глазами животных)

Основная часть урока- лингвистический анализ «Песнь о собаке»

Подготовленный ученик выразительно читает «Песнь о собаке»

М. Горький особенно любил это стихотворение.

Чем, по-вашему, могло покорить это стихотворение Горького?

Выполнение I части анализа

  1. Какова основная мысль стихотворения? Как автор показывает свое отношение к происходящему?(обращаем внимание на последнее четверостишие)
  2. А вам знакома подобная ситуация? Может, это редкий случай, из ряда вон выходящий?

В стихотворении противопоставлены материнские чувства собаки черствости, бессердечности ее хозяина. Стихи поэта покоряют простотой и искренностью. Они даже на первый взгляд безыскусны. Кажется, что в них вовсе отсутствует поэтическая техника, и это делает особенно трудным анализ стихотворений Есенина.

Но в поэзии Есенина были и традиции устного народного творчества и влияние русского стиха начала ХХ века (неслучайно своими учителями Есенин называет А. Блока и Н. Клюева.), и тщательная музыкальная оркестровка стиха. Особое значение у Есенина приобретает эмоциональная окраска каждого слова и всей лексики в целом.

Иногда выразительность достигается с помощью так называемых минус-приемов(запись термина в тетрадь)

  1. Докажите, что стихотворение построено с помощью минус-приемов. Найдите их.
    - оголенность существительных, т.е. очень многие слова лишены определений: вечер, язык, куры, сугробы, хата, поля, мешок.
    - Повествовательная интонация
    - Отсутствие художественных тропов (метафор, олицетворений) в первой части стихотворения.
  2. Каким образом Есенин подчеркивает обычность произошедшего? При помощи каких средств? Обращаем внимание на:
    - Рифмы (перекрестные, подчеркнуто простые : языком- животом, шесток-мешок, бежала-дрожала и т.п. )
    - Заурядные эпитеты: закут ржаной, щенки рыжие, снежок подталый, живот теплый, месяц тонкий, высь синяя, звезды золотые и т.п.
  3. Найдите интересные художественные сравнения.(тонкий месяц со щенками, собачьи глаза со звездами)
  4. Чем отличается от всего стихотворения последнее четверостишие?
  5. Какой великолепной метафорой заканчивается стихотворение? Как вы понимаете эти строки?
  6. Что, по-вашему, означает эпитет «хмурый»? (Хозяин злой человек, ему чужды человеческие чувства, и топить щенят для него привычное дело. А может, это слово говорит нам о том, что хозяину неприятно все это, и хмурый он оттого, что ощущает жестокость, бесчеловечность своего поступка?)

Выполнение II части анализа

1. Найдите в первых строчках слово со старославянским корнем, относящееся к высокому стилю речи. По какому признаку вы его нашли?(«златятся»- неполногласие «ла»)

2. Зачем Есенин употребил это слово? (Читатель должен ощутить торжественность момента, радость материнства собаки. Каждое движение собаки изображено так, что подчеркивается сила ее материнских чувств)

3. Найдите глаголы, характеризующие поведение собаки. Обращаем внимание на осложнение глаголов деепричастными оборотами.

4. Совсем по-другому описываются действия хозяина. Глаголы лишены деепричастий. Почему?

5. Найдите в стихотворении нарушение закона лексической сочетаемости слов, т.е. такое сочетание, которое со смысловой точки зрения неверно, невозможно.

(«В синюю высь звонко глядела она, скуля». Все сдвинуто: не звонко скулила, глядя в высь, а наоборот. Почему? Как это понять? Как можно звонко глядеть?

  1. Найдите в тексте односоставное предложение. Охарактеризуйте его.( «… Когда бросят ей камень в смех». Употребив неопределенно-личную форму сказуемого, Есенин хотел сказать, что, видимо, так бывало не раз и не один человек так поступал.)
  2. Итак, о чем же говорит поэт читателю? О чем заставляет задуматься? Сделайте свои выводы.

Трагедия собаки-матери становится близкой человеческому сердцу. «Песнь о собаке» говорит о том, как бессердечны люди, утратившие ощущение родства человека со всем живым на земле. Они даже не замечают собственного бессердечия, которое становится привычным.

  1. Подготовка к выразительному чтению.(затем 2-3 ученика читают)

Слово учителя

Даже в годы тяжелейшего духовного кризиса Есенин писал:

Я все такой же,
Сердцем я все тот же.
Как васильки во ржи, цветут глаза.
Стеля стихов злаченые рогожи,
Мне хочется вам нежное сказать.

К гуманизму можно прийти разными путями. Есенин пришел к нему от сыновней любви к родной земле, к отчему дому. Неслучайно у поэта очень много стихотворений, в которых появляется образ родного дома. О самом дорогом «с нежностью грустной русской души» пишет Есенин в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями»

Выразительное чтение учащимся этого стихотворения.

Задание: прослушав стихотворение, попробуйте нарисовать картину, которая возникает в вашем воображении.

Устное словесное рисование. Творческое задание на дом: попробовать написать собственную интерпретацию данного стихотворения (для примера зачитываются несколько работ, написанных учащимися другого класса)

Итоги урока

- Что легче: говорить о любви к людям, животным или быть чутким, добрым ко всему живому на земле?

Лирика Есенина воспитывает доброту и отзывчивость. Поэт покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам называл «нежностью».