Режиссер определяет общую концепцию спектакля.
Сценарист должен предложить сценарий спектакля.
Заведующий литературной частью – это человек, который следит за соответствием сценария тексту художественного произведения.
Художник отвечает за художественное оформление спектакля.
Композитор говорит о музыке к спектаклю.
Актеры должны предложить свою версию роли.
Директора театра волнует, будет ли иметь спектакль кассовый успех.
Роль театрального критика – импровизационная. Должна прозвучать устная рецензия на спектакль.
Наивный зритель должен войти в роль обывателя, который посмотрел этот спектакль из зрительного зала.
Сложившаяся в средней школе система преподавания литературы нередко приводит к отрицательному результату: гасит едва зарождающийся у подростка интерес к отечественной словесности, отвращает юного читателя от шедевров русской литературы, изучаемых в школе. Урок литературы парадоксальным образом оказывается помехой в эстетической коммуникации. Позитивный результат литературного образования, как правило, достигается вопреки сложившейся дидактической традиции, преодолеваемой сверхусилиями творчески работающего учителя или мощью воздействия самого искусства на эстетически одаренного школьника.
Коренная ошибка канонической технологии литературного образования состоит в том, что литература была причислена к числу школьных предметов, несущих учащемуся основы научных знаний. Иначе говоря, урок литературы оказывался уроком левополушарного (не литературного, а литературоведческого) мышления. Между тем, будучи школьным предметом эстетического цикла, литература призвана – в одном ряду с изобразительным искусством и музыкой-формировать правополушарное сознание школьников.
Стратегической целью литературного образования в средней школе должно быть формирование культуры художественного восприятия, а не распространение научно-популярных сведений о литературе, не затрагивающих эмоциональной сферы личности школьника. Одним из методических решений задачи формирования культуры художественного восприятия, воспитания думающего читателя можно считать такой вариант проведения урока литературы, как ролевая игра.
Цель ролевой игры – представить, как то или иное произведение школьной программы можно было бы поставить на сцене. Это своеобразная игра в театр, когда класс должен объединиться в труппу и попытаться “перенести” действие художественного творения на воображаемые подмостки. При кажущейся простоте данной задачи ролевая игра требует немалой предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учеников. В идеале место такой ролевой игры в ходе учебного процесса как раз перед началом изучения выбранного произведения. То есть учитель не должен давать никаких установок и объяснений.
Ребята должны сами прочитать текст и решить для себя, в каком ключе пройдет предполагаемый спектакль. Конечно, все это возможно только в сильном классе с ярко выраженной гуманитарной направленностью, там, где дети послабее, ролевую игру можно провести и после подробного изучения произведения.
Игра должна начаться с распределения ролей. Главное лицо в театре – это режиссер. Ученик, которому достанется эта роль, выступает первым и может задавать любые вопросы любому участнику игры. Он определяет общую концепцию спектакля, о чем он будет.
Следующим вступает в игру сценарист. Он должен предложить сценарий спектакля, естественно, опираясь на текст произведения. Сценаристу необходимо четко представлять себе, сколько будет действий в спектакле, чем он начнется, закончится, где будет его кульминация, какие эпизоды войдут в инсценировку.
Заведующий литературной частью – это человек, досконально знающий текст, его мельчайшие детали. Он должен внимательно выслушать сценариста и одобрить или не одобрить его проект сценария. Если необходимо, он может вносить уточнения, корректировать, изменять что-либо.
Художник отвечает за художественное оформление спектакля. Это декорации, цвет, свет, костюмы. Он заранее знакомится со сценарием и предлагает свое художественное решение каждого действия.
Композитор, который берет слово вслед за художником, говорит о музыке к спектаклю, где она будет звучать (и будет ли она вообще звучать), в каких картинах, с какими героями какой лейтмотив будет связан.
И, наконец, актеры. Они должны предложить свою версию роли, их задача – увидеть все произведение изнутри героя. Для этого необходимо собрать все детали, все частности, касающиеся этого персонажа: его происхождение, поведение, жесты, манеры, внешность, одежду, привычки, особенности речи. . Но самое главное – они должны понять, что это за человек, как его играть, что в нем доминирует.
Роли актеров самые сложные, так как здесь нужно не только знать текст, но и обладать навыками психологического анализа, элементарной фантазией. После выступлений актеров (желательно на роль каждого героя назначить не одного, а 2-х человек), режиссер подводит итоги и сообщает, каких актеров он возьмет в основной состав, каких – во второй.
Директор театра завершает воображаемый художественный совет. Он – человек коммерческий, его волнует прежде всего, будет ли иметь спектакль кассовый успех, пойдет ли на него публика и какого возраста, будет ли он приносить доход. С этих позиций он и должен выступить.
Роль театрального критика сложна тем, что она импровизационная. Должна прозвучать устная рецензия на спектакль. Будет ли он событием в театральной жизни?
Наивный зритель, выступающий последним, должен войти в роль обыкновенного среднего обывателя, который посмотрел этот спектакль из зрительного зала. Его мнение очень важно, так как по нему можно судить, поймет ли публика то, что ей хотели сказать и показать.
Учитель, по возможности, не должен прерывать ход игры своими репликами, а после обсуждения высказать общее мнение о спектакле и отдельно оценить игру каждого.
Заранее, до игры, необходимо проинструктировать ребят о культуре выступления, регламенте и о том, что вопросы можно задавать только на понимание (никакой полемики).
Если серьезно отнестись к такой форме урока, то должен получиться заинтересованный, неформальный разговор о произведении, который кому-то поможет взглянуть на эту книгу по-другому, отвлечься от стереотипов и в конце-концов даже снова перечитать ее.
Мною накоплен опыт проведения ролевых игр по романам И.С. Тургенева “Отцы и дети”, Б. Пастернака “Доктор Живаго” и повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель”, рассматривается возможность разработки ролевых игр и по другим произведениям.
Методика проведения ролевой игры разработана и впервые применена главным научным сотрудником учебно-консультационного центра “Текст” г. Новосибирска В.И. Тюпой и давно уже используется многими учителями России как одна из эффективных педагогических технологий.