Урок-исследование на тему: "Мифологический герой в произведениях Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова"

Разделы: Литература


Комбинированный тип урока. (Это один из ряда уроков, на котором школьники учились самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, обобщать и систематизировать материал. )

Цели:

- Выявить развитие гоголевской традиции Булгаковым по линии изображения мифологического героя (черта).

- Научить школьников, используя правила работы с текстом, справочной и научной литературой, систематизировать знания по теме и представить их в качестве творческой работы.

- Развивать у учеников интерес к самостоятельной творческой деятельности, навыки вдумчивого чтения, умения сравнивать и сопоставлять.

- На примере произведений классической литературы воспитывать нравственно-этическую культуру у подрастающего поколения.

Оборудование: слайды фрагментов из произведений; портреты писателей; видеозаписи; музыкальное оформление: вальс из оперы Ш. Гуно “Фауст”, отрывок из 5-й части Фантастической симфонии” Г. Берлиоза, отрывок из “Вальпургиевской ночи” Ш. Гуно.

1 этап: Подготовка к восприятию материала.

Вступительное слово учителя:

Учитель: Здравствуйте! Сегодня у нас необычная тема и необычный урок. Что называется мифом? Кого можно назвать мифологическим героем? Может ли черт быть мифологическим героем?

Цель урока:

Очень часто, рассматривая творчество какого-нибудь автора, мы говорим о традициях и новаторстве. Вот и сегодня тема позволяет рассмотреть как традиции Н. В. Гоголя в творчестве М. А. Булгакова, так и его новаторство по линии изображения мифологического героя (черта).

2 этап: Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Добро и зло – хорошо знакомые нам слова. Но каково их истинное значение?

Вопросы выносятся на доску:

- Что страшнее, зло видимое или невидимое?

- Кто совершает зло?

- Чего больше на земле, добра или зла?

На эти вопросы мы ответим в ходе урока

3 этап: Изучение материала.

Учитель:

Н. В. Гоголь – один из величайших писателей русской литературы XIX века.

М. А. Булгаков – один из величайших писателей русской литературы XX века.

Несмотря на целый век, который разделяет этих великих людей, а сколько общего…

Широко известен интерес А. Булгакова к личности Гоголя. Не случайно одно из произведений называется демонстративно по-гоголевски “Похождение Чичикова”.

Понимание связи с Гоголем, желание близко стоять к нему, проявилось в известном афористическом обращении: “Укрой меня своей шинелью”.

Гоголь и Булгаков жили в разное время, которое ни могло не отразиться на их творчестве.

1. Сообщение-доклад ученика о событиях времени правления Николая I.

2. Сообщение-доклад ученика о событиях времени правления И. В. Сталина.

Учитель:

Каждая историческая эпоха, каждый писатель пользуется своими средствами художественно-эстетической интерпретации традиций мифологии. Особенно возрастал интерес художников к мифологемам в переломные исторические эпохи, когда происходила переоценка ценностей.

Обращение к мифологии, в том числе и к черту, позволяет увидеть человека в необычных обстоятельствах. Не случайно интерес искусства к бесовской силе возрастает на каких-то вихревых поворотах истории, которые, к тому же, не всегда поддаются анализу разума. Интерес к мифу, видимо, обостряется в период, “когда на ногах не стоит человек”, по причине поисков в традиционном. Таким образом, устанавливается связь времен.

4 этап: Обсуждение домашнего задания.

Класс заранее был разделен на две группы: 1 группа – эксперты гоголевских повестей;

2 группа – эксперты булгаковского романа “Мастер и Маргарита”. Каждой из них были даны карточки с вопросами и заданиями.

Учитель:

Нашу исследовательскую работу будем вести по такому плану:

Содержание понятия “черт”.

Народные истоки портрета черта.

Соседство черта с человеком.

Функции черта.

Через черта к познанию человека.

Вышеизложенный план и выводы по каждому пункту плана выводятся через проектор на экран.

Учитель:

В народном понимании этот противник Бога носит еще два однозначных названия: бес и дьявол. (Проектируется на экране. ) В. И. Даль слово “черт” ставит в синонимический ряд к слову “дьявол” - “злой, нечистый дух, бес, черт, сатана, демон, лукавый”. Как видим, в народной среде все три названия равнозначны. В литературе, а также в изобразительном искусстве утвердилась градация этой нечисти. Верховный владыка, стоящий наравне с Богом, его противник, назван дьяволом. Ниже стоят бесы. На бытовом уровне действуют черти. Вместе с тем, у каждого писателя свое отношение к этой градации, как и к самой нечистой силе.

Карточка №1

Группа № 1

Как прослеживается градация нечистой силы в повестях Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” и “Вий”?

Примерные ответы учащихся первой группы по карточке№1:

- В ранней повести Гоголя “Ночь перед Рождеством” не обнаружена градация нечистой силы. А уже в поздней повести “Вий” эта градация осуществляется. Вий не приходит сам, за ним специально отправляются посыльные. Он появляется со свитой, которая открывает ему глаза.

Карточка №1

Группа № 2

1. Как прослеживается градация нечистой силы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”?

Примерные ответы учащихся второй группы по карточке №1:

- В романе Булгакова “Мастер и Маргарита” прослеживается градация нечистой силы.

Воланд появляется в Москве 30-х годов не один, а со свитой (в которую входят некто Коровьев, кот-Бегемот, Азазелло, Гелла).

Учитель:

Как видим, от Вия нити тянутся к князю тьмы – Воланду. Думается, именно в повестях Гоголя наметилась градация нечистой силы, которая по-своему развита Булгаковым.

Карточка № 2

Группа № 1

Обратите внимание на описание народного портрета черта: хромой, с разным цветом глаз, пронзительный взгляд, тонконогость, нерусская внешность, выдающая как бы иностранца.

Что общего и различного в описании гоголевского портрета черта с народным портретом?

Нарисуйте портрет гоголевского черта.

Примерные ответы учащихся первой группы по карточке №2:

- В народном же духе обрисован черт в “Ночи перед Рождеством”: “спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертящаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке”. Приметой гоголевского черта в соответствии с народной фантазией является “хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды” портрет дорисовывают козлиная борода под мордой, небольшие рожки, торчавшие на голове, и что весь был не более трубочиста. Характерна внешность близкого к чертям Пацюка: “несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые носил он, были так широки, что какой бы большой не сделал он шаг, ног было совершенно незаметно, и казалось – винокуренная кадь двигалась по улице”. Портреты гоголевских героев позволяют говорить о различном подходе к народным традициям.

Карточка №2

Группа № 2

Обратите внимание на описание народного портрета черта: хромой, с разным цветом глаз, пронзительный взгляд, тонконогость, нерусская внешность, выдающая как бы иностранца.

Гоголевское описание: “Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке”.

Кто из героев Булгакова больше подходит под эти описания? В чем вы видите своеобразие булгаковского портрета черта? Попробуйте нарисовать этот портрет.

В чем отразилась сила Булгакова-реалиста?

Примерные ответы учащихся второй группы по карточке №2:

- Портреты свиты Воланда – индивидуализированы. Они не во всем похожи на гоголевских чертей. Так, например, описание внешности Коровьева видим из отдельных реплик: “За столом покойного сидел неизвестный тощий и длинный гражданин в клетчатом пиджачке, в жокейской шапочке и пенсне…”.

Портрет другого подручного сатаны – Азазелло Булгаков описывает так: “Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без этого невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий”.

Бегемот же представляет собой: “кота огромных размеров, черного, жирного, с большим пушистым хвостом”.

Портрет Воланда Булгаков описывает так: “Раньше всего: ни на какую ногу он не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с левой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец”. По описанию представителей свиты мы видим, что портрет Воланда имеет большее сходство с народным и гоголевским портретом черта, но без снижающих деталей: хвоста, рожек, пяточка и т. д. Изображение портрета у Булгакова подчинено реалистической манере письма инесколько иным задачам, чем у Гоголя. Кроме того, в особенностях портретных характеристик во многом сказалась мировая традиция дьяволиады. Сила Булгакова-реалиста проявилась и в том, что он через новые портреты сумел передать характеры как Воланда, так и его свиты.

Итог:

Портреты гоголевской нечисти статичны, будучи всецело подчинены народной традиции с ее универсальными принципами обобщенности. Обобщены персонажи, чувства, осмысление явлений, событий и т. д. Изображение портрета Булгакова подчинено реалистической манере письма, где во многом сказалась мировая традиция дьяволиады.

Учитель:

Хотя герои Булгакова на земле, как видим, имеют традиционный, характерный для народной и гоголевской фантастики облик. Однако, оказавшись в своем мире, на своей территории, потусторонние силы сбрасывают маски, явившись в своем истинном виде: “На месте того, … Коровьего-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотой цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом”.

“Ночь оторвала пушистый хвост Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, … теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом”.

Азазелло тоже преобразился, теперь он “летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца”. Изменение портретов булгаковской нечисти заставляет подумать над вопросом: Что страшнее, зло видимое или невидимое? А также задуматься над важной проблемой, которая проходит через весь роман – проблемой человека и условий, человека и общества.

- Зло скрытое страшнее, опаснее зла проявленного, преданного осмеянию и посрамлению.

Не над людьми как таковыми издевается свита Воланда, а над их пороками, предавая в конце своего визита очистительному огню места их скопления.

Учитель:

Проблема нечистой силы волновала Гоголя в связи с проблемой человека, начиная с первых повестей до последних произведений. Писатель постоянно обращается к бесовскому, при этом его волновала проблема отношения человека к своей душе.

Трудно сказать с полной уверенностью, что обращение к демоническому у Булгакова сложилось под воздействием Гоголя. Однако в пользу этого многое говорит. Многие герои Булгакова и Гоголя употребляют ругательства с именем черта

Карточка №3

Группа № 1.

У Гоголя человек не вникает в сказанные им или кем-то другим метафоры с “чертом”, он не придает большого значения сказанному.

1. Подтвердите эту мысль цитатами из текста.

2. У Гоголя часто встречается подмена слов “черт” и “Бог”, как называется этот прием?

Для чего использует его автор в произведении?

Примерные ответы учащихся первой группы по карточке № 3:

- Гоголь отразил народное представление о нечистой силе как неизбежном соседе, которого не все боятся, многие опасаются, но постоянно упоминают.

- У Гоголя алогизм часто имеет метафорический налет, что вызывает комический эффект. Подмена беса Богом имеет место в “Ночи перед Рождеством”. Прилетевшего в Петербург Вакулу запорожцы приветствуют: “Здорово, земляк, зачем тебя Бог принес?”.

Карточка №3

Группа № 2

У Булгакова человек не вникает в сказанные им или кем-то другим метафоры с “чертом”, он не придает большого значения сказанному.

1. Подтвердите эту мысль цитатами из текста.

2. У Булгакова часто встречается подмена слов “черт” и “Бог”, как называется этот прием? Для чего использует его автор в произведении?

Примерные ответы учащихся второй группы по карточке № 3:

-Булгаков не только отразил народное представление о нечистой силе, но и привнес свое: нечисть не замечают, в нее не верят, но постоянно упоминают.

- Прием алогизма обнаруживает и булгаковский роман. Домработница Маргариты Николаевны “вступила со своей хозяйкой в разговор и стала рассказывать бог знает что, вроде того, что вчера в театре…”. Воланд – извечный враг Бога – отстаивает идею существования Бога, входя в спор с атеистами послереволюционной России. Он даже напуган их неверием в Бога.

Итог:

Гоголь и Булгаков отразили народное представление о нечистой силе как неизбежном соседе. Но булгаковские герои не верят в нечисть и не замечают ее. У Гоголя алогизм часто имеет метафорический налет, что вызывает комический эффект. Прием алогизма обнаруживает и булгаковский роман.

Учитель:

Традиции Гоголя и развитие их Булгаковым наиболее отчетливо проявляются в изображении функций черта.

Карточка №4

Группа № 1.

“Черт всегда несет в себе зло, он никогда не выступает в качестве благодетеля, как иногда леший, водяной и особенно домовой. Это опасное зло, которое иногда человеку удается победить с помощью хитрости или же Бога, крестной силы, ангела”.

1. Отвечают ли функции гоголевских чертей специфике народной поэзии?

Примерные ответы учащихся первой группы по карточке № 4:

- В повести Гоголя “Ночь перед Рождеством” черт пакостит, наносит вред на сугубо бытовом, житейском уровне. Но в повести “Вий” нарисован другой тип черта – черт как воплощение злой воли, злобности, хищности, стремления погубить человека без покаяния, лишить жизни. Гоголевский черт описан в духе народной традиции.

Карточка № 4

Группа № 2

Черт всегда несет в себе зло, он никогда не выступает в качестве благодетеля, как иногда леший, водяной и особенно домовой. Это опасное зло, которое иногда человеку удается победить с помощью хитрости или же Бога, крестной силы, ангела”.

1. Отвечают ли функции булгаковских чертей специфике народной поэзии?

Примерные ответы учащихся второй группы по карточке №4:

- Булгаковские черти морочат, пугают людей, искушая богатством. Функции Воланда

далеки от традиционно дьявольских – он носитель принципа Справедливости, осуществляемой после жизни человека по фактам. Воланд не сеет зло, не внушает зла. Он вскрывает зло, разоблачая его, снижая, уничтожая то, что действительно ничтожно. В этом заключается новаторство Булгакова.

Итог:

В соответствии с народной мифологией гоголевская и булгаковская нечисть испытывает человека на прочность веры. Хотя у Гоголя обнаруживается другой тип черта – способный погубить человека без покаяния, лишить жизни. У Булгакова же Воланд не сеет зло, не внушает зла. Он вскрывает зло, разоблачая его, снижая, уничтожая то, что действительно ничтожно.

Учитель:

Введение в произведения черта ни для Гоголя, ни для Булгакова не было самоцелью. Оно “было основой, одним из путей постижения народного мировоззрения” и человека.

Карточка № 5

Группа № 1

1. Как в повестях Гоголя познается человек в столкновении с нечистой силой?

Примерные ответы учащихся первой группы по карточке № 5:

- В повестях Гоголя зло идет только от черта. Людям сильным, честным, незлобливым он только по мелкому пакостит. Жадных до золота – хороводит, запутывает. Горе тем, в кого он вселяется. Нигде, кажется, черт не проникает в человека по своему только желанию. Гоголь отстаивает за человеком право выбора.

Карточка № 5

Группа № 2

1. Как в романе Булгакова познается человек в столкновении с нечистой силой?

Примерные ответы учащихся второй группы по карточке № 5:

- Москвичи страдают не от самого Воланда, а от проделок его свиты, которая обнажает зло и глумится над ним. Но в этом случае понятие “зло” уже связано не со справедливостью высших сил, а с аморальностью человека. Москва оказывается прибежищем этического зла, исходящего от самого человека, т. е. всех смертных грехов: поступками жителей столицы руководят тщеславие, зависть и алчность, они легко впадают в гнев, прелюбодействуют и чревоугодничают.

Обобщающий вывод по уроку:

- Кто совершает зло?

- Чего больше на земле добра или зла?

- В повестях Гоголя “зло” идет только от черта. А у Булгакова от самого человека. Но оба писателя в своих произведениях дают еще один шанс человеку – исправиться.

- Добро и Зло на равных существуют на земле. Это доказывает Воланд в разговоре с Левием Матвеем.

По выполненному нами исследованию можно сделать вывод, что Гоголь и Булгаков следовали народной традиции в описании черта. Но много привнесли и своего. Булгаков следуя традициям Гоголя показывает нечистую силу в новых социально-исторических условиях с новыми целями и задачами. Тем самым мы рассмотрели традиции Гоголя в романе “Мастер и Маргарита”, и обнаружили новаторство Булгакова по линии изображения мифологического героя (черта).

Домашнее задание: написать сочинение на тему: “Традиции Гоголя в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Презентация