Тема: Пушкин и Абай – поэты вселенской культуры.
Цели:
Обучающие:
- учить, познавать отечественную и мировую классику;
- обучать умению выполнять сопоставительный анализ произведений двух поэтов;
- обогатить и закрепить знания учащихся о жизни и творчестве двух поэтов.
Развивающие:
Воспитательные:
- приобщать молодежь к высокому, духовному, нравственному, всему тому, что дарит добро и красоту;
- способствовать воспитанию интереса к познанию творчества двух великих поэтов.
Задачи (потребности):
- дать объемный материал, интересный, значимый, системный;
- реализовать возможности развивающего обучения, показать приемы интеграции и информатизации учебного процесса;
- понимать, говорить грамотно, читать сознательно, работать увлеченно.
Концепция: предметы гуманитарного цикла развивают ученика:
-
в плане мировоззренческом: литература –
это не просто школьный предмет, а прежде всего
вид искусства. Литература – искусство слова, а
слово чудодейственно, оно побуждает нас думать,
чувствовать, сопереживать, излагать свои мысли;
в плане общекультурном, духовном: только
искусство может и должно стать главным творцом в
деле создания, взращивания и культивирования
духовных потребностей учащихся. Это наше
убеждение.
-
в плане воспитательном: литература как
вид искусства и предмет должна помочь воспитать
творческую личность, развить в ребенке добрые
чувства и благородные намерения, любовь и
уважение к творчеству писателей и поэтов, к
обычаям предков и их культуре;
-
в плане деятельностном:
- усиление в культурологическом аспекте;
- актуализация национального материала, осуществление принципа историзма в обучении литературы;
- усиление самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся в разных направлениях;
- интеграция предметов филологической и искусствоведческой ориентации.
Оборудование, наглядность:
Портреты Абая и А. С. Пушкина, книжная выставка, выставка рисунков учащихся школы, альбомы, мультимедийный кабинет, слайды, видеоматериалы, проектор.
Тип урока: нестандартный.
Жанр: творческая научная конференция.
Формы и методы работы:
Композиция, беседа, работа в группах, работа с текстом, с исследовательскими картами, чтение стихотворений, сообщения, составление диаграммы.
Методический принцип: исследуя – находим, познаём.
Опережающие задания к уроку:
- Составить и красочно оформить программу конференции (инд. задание).
- Изготовить приглашения для всех участников конференции (инд. задание).
- Чтение текстов стихотворений, произведений.
- Работа по исследовательской карте (группы литературоведов и краеведов):
- исследовательская карта № 1 – тема природы в творчестве двух поэтов;
- исследовательская карта № 2 – тема любви в лирике поэтов;
- исследовательская карта № 3 – тема поэта и поэзии;
- группа краеведов. Сбор материала об изучении жизни и творчества А.С. Пушкина и Абая в нашей области.
План урока.
- Организационный момент.
- Приветствие на казахском и русском языках.
- Сообщение темы, цели и задач урока.
- Вступительное слово учителя.
- Выступление исследовательских групп по заданным темам (смотри задания к уроку).
- Заключительное слово с видеообзором по теме урока.
Литература.
1. “УК”, № 4–6 (2585), 18 марта 2006 год.
2. Журнал “Средняя школа Казахстана”, № 12, 2005 г., стр.28.
3. Журнал “Русский язык и литература в казахской школе”, № 2, 2003 г., стр. 36.
4. Журнал “Русский язык и литература в казахской школе”, № 5, 1999 г., стр. 27.
5. Журнал “Русский язык и литература в казахской школе”, № 6, 1999 г., стр. 26–45.
6. Журнал “Жулдыз”, № 1 – 2006 г., стр. 151.
7. Газета “Проспект СК”, № 19 (120), 12 мая 2006 г.
8. Газета “Северный Казахстан” за 2006 год (рубрика “Год Абая и Пушкина”).
9. Абай Кунанбайулы. Олендер, поэмалар, аудармалар, кара создер / Курастырушысы Г. Бельгер. – Алматы : Мектеп, 2003. – 248 б. – (“Жетінші соз” сериясы).
10. М. Эуезов “Абай жолы” романы.
11. Г. “Казахстанская правда” за 1999 год ( рубрика “К 200-летию А.С. Пушкина”).
Эпиграф:
Нация обязана сделать всеобщим достоянием то, что у нее есть.
Р. Тагор
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью.
А.С. Пушкин
Приветствия на казахском и русском языках
I. Вступительное слово учителя: “Есть имена как солнце! Как яблоня в расцвете! Мы говорим о Пушкине, Абае…”.
(Портрет Пушкина и Абая, а по середине – знакомые поэтические строки;
Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует:
Они жрецы единых уз;
Единый пламень их волнует…
А.С. Пушкин)
Учитель русской литературы:
Наш урок посвящен году Пушкина в Казахстане.
Славная дата! Ничто так не сближает и не роднит души людей разных стран и народов, как высокое поэтическое слово – “сладостный союз” двух поэтов-гениев.
Как известно, идея проведения года Пушкина в Казахстане и Абая в России принадлежит президентам двух братских стран – Владимиру Путину и Нурсултану Назарбаеву.
Известно, что памятник Пушкину сооружен в Алматы несколько лет тому назад. Точно такой же памятник Абаю поставлен в апреле 2006 года в центре Москвы, недалеко от памятника Пушкину.
Два гения двух народов, два поэта вселенской культуры наконец-то встретились друг с другом, чтобы вести сокровенный диалог о добре, любви, счастье, о месте поэта и поэзии, об исторической дружбе двух народов.
Учитель русской литературы:
Ученый – литературовед, профессор Н. Джуанышпеков утверждает, что “Пушкин – это … казахский народный поэт”. И приводит следующие доказательства: “Разве “Евгений Онегин”, переведенный в отрывках на казахский язык Абаем, не стал в подлинном смысле национальным явлением казахской культуры? Распивая песню Татьяны из её письма Онегину, степные красавицы, естественно, ничего не знали ни о самом Пушкине, ни о его романе в стихах.
Для них Татьяна, её чувства и ожидания стали просто фактом собственной “казахской жизни”. Так почему же не назвать Пушкина “казахским народным поэтом?”.
Чтец. На казахском языке чтение отрывка из романа М. Эуезова “Абай жолы” (“Татьянанын сахарадагы эні”)
Учитель русской литературы:
Явление Пушкина. Чудо Пушкина. Гений Пушкина. Что же это такое? “У нас всё от Пушкина”, – сказал Достоевский.
Да, всё в русской литературе едёт от Пушкина. Создатель русского литературного языка. Основоположник реализма. Первый подлинный художник. Историк. Первый… Первый… Первый… Пушкин не только стал первым хронологически, но и остался первым по масштабам дарования в России.
Учитель казахской литературы:
И таким же первым поэтом является наш великий казахский акын, основоположник казахской литературы, мыслитель и философ.
Абай видел в Пушкине самую крупную и яркую творческую личность, о которой слух прошёл по всей Руси великой, – это бесспорный факт. Жаль только, что казахский классик нигде – ни в письмах, ни в “Словах – афоризмах” не высказался о своих учителях и единомышленниках.
Пушкин и Абай – это феноменальный пример духовного родства двух выдающихся личностей. Уникальное созвучие их поэзии, выражающее целостность мира и человека, есть блестящее подтверждение тому. По мысли Р. Тагора “Нация обязана сделать всеобщим достоянием то, что у нее есть”. Эти два великих имени – наше достояние, которое должно стать фактором образованности и культуры вас, нашего молодого поколения, вы должны дружить с произведениями великих поэтов.
Не суждено было встретиться при жизни двум великим поэтам – А.С. Пушкину и Абаю Кунанбаеву.
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью.
Пушкин и Абай… Эти два имени, как мост, перекинутый меж двух культур – русской и казахской.
Учителя русской и казахской литературы:
Сегодня мы проводим необычный урок – интегрированный (русская и казахская литература) в форме творческой научной конференции, основная проблема которой обозначена девизом “Двух голосов перекличка: Пушкин и Абай”. Посвящен урок году А.С. Пушкина в Казахстане. В этой проблеме мы выделили тему “Пушкин и Абай – поэты вселенской культуры”.
Размышляем мы сегодня о великих личностях поэтов, о их месте в мировой культуре, о значении их творчества для всей нашей Вселенной.
Поговорим о вечных темах их творчества – теме любви, добра, зла, природы. В настоящее время мы много говорим об экологии и защите природы. Абай же и Пушкин часто говорили об экологии души человека и душе своего народа. Их гражданская позиция раскрывается и в лирике, и в прозе.
Основная часть нашего урока пройдет под девизом “Созвучие духа. Созвучие таланта. Единство разноязычия” (слова Белгера из книги “Гете и Абай”).
На нашем уроке-конференции работают группы исследователей. Им слово.
Первое слово группе – исследователей темы природы в творчестве двух великих поэтов. Группа представляет свою работу по исследовательской карте №1.
Приложение 1 (идет демонстрация по монитору).
Сегодня мы обратимся и к теме любви в творчестве двух поэтов, представителей русской и казахской культуры, которые являют собой “Солнце поэзии”.
Слово предоставляется группе исследователей темы любви в лирике поэтов.
Одна из исследовательских групп работала над темой поэта и поэзии двух поэтов.
А теперь слово самой интересной с нашей точки зрения, группе исследователей – краеведам, которые выступят с отчетом о своей краеведческо-исследовательской работе.
Эпиграф
Кто бы ни был ты, о мой читатель...
Дай бог, что б в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных ошибок
Хотя крупицу мог найти
А.С. Пушкин
Эти крупицы биографии и творчества великих поэтов представляют неиссякаемый источник дыхания времени, голос самого народа. Эти крупицы может найти каждый человек, а людям творческим он просто не обходим.
Для поэтов музыкантов, художников, исследователей родного края, пушкинская и абаевская поэзия – источник вдохновения.
Мы, краеведы, изучили тему отражения идей Абая и Пушкина в творчестве наших современников земляков.
Очень интересный материал нами изучен. Например, в нашем городе живет очень интересный человек – Вера Яворская, преподаватель СКГУ, которая опубликовала материал о детях А.С. Пушкина “Дети великого поэта”.
Доктор филологических наук, преподаватель СКГУ Заркын Тайшыбай в замечательном литературно-художественном журнале “Жулдыз” опубликовал большую исследовательскую работу по биографии Абая “Нагашым-Ер Казыбек Эулие Откен” (Абайдын нагашылары мен кайын журты туралы).
Всегда вызывает интерес и читаемо творчество нашего земляка Г.К. Бельгера. Готовясь к конференции, мы перечитали его книгу “Созвучие: Гете и Абай”, строки из которой нам сегодня хочется привести: “В великих людях есть некие общий фундамент духовности. Он выражается в единстве духа, в страстном целеустремленном порыве к Истине, к Красоте, к жизни”.
В газетах “Северный Казахстан” печатается в рубрике “Год Пушкина и Абая” материал Василия Коноплева и Кайроллы Муканова “Читаем мы Вас с упоением в глазах...”
Преподаватель Первого общеобразовательного лицея Елена Викторовна Коноплева удостоена медали А.С. Пушкина. Эта награда дана за многолетнюю успешную научную, педагогическую, творческую деятельность по и изучению творчества А.С. Пушкина.
Медалью А.С. Пушкина, начиная с 1972 года, награждено всего три Казахстанца... Высокая награда международной организации является признанием большого вклада Елены Викторовны в дело взаимообогащения языков и культур казахского и русского народов
И наш обзор мы заканчиваем чтением стихотворения преподавателя СКГУ, профессора Валерия Любушина.
На неприметной речке Черной…
Какой нам выпал день и век!
В тот год, для всей России скорбной,
Кровь обагрила белый снег.
Слепых страстей вражда, интриги,
Несправедливой пули суд
Вдруг так пронзительно и мигом
Нить жизни грубо оборвут.
Ведь не обманешь смерть с косою,
Ту, что уносит в Лету нас…
И шла Россия к нам босою,
Как Богородица на Спас.
Я в храм войду с душой смиренной,
Свечу поставлю и зажгу.
Я помолюсь за убиенных,
За тех, о ком Христу скажу…За Александра, Михаила
(Еще Сергей и Николай,
Марина, Ося…). Их вместила
В себя земля – наш ад и рай.
На незабвенной речке Черной
(Смешались в горе день и век)
Упал, чтоб стать звездою горней,
Кудрявый смуглый человек.
Итог: “Ты не умрешь, возлюбленный поэт…”.
Завершаем обсуждение проблем, поднятых по нашей конференции словами нашего современника, поэта Жармагамбетова “Их сила – поэзия, его надежда – народ”. (Это о каждом поэте) и писателя Амантая Ахетова “Воспитанный на той же славной русской культуре, понимаем, что Пушкин – достояние планетарное, интернациональное, в лучшем смысле оного, а также воплощение высокой сути глашатая небес. И недаром вот уже многие поколения одержимых поэзией взрастают и творят под влиянием величественного пушкинского слога, искрометной мысли и высочайшей одухотворенности”, показом видеоматериалов, подготовленных нашими учащимися, которые принимают активное участие в изучении творчества поэтов. Мы верим, что Родина Абая, Родина Пушкина – земля казахстанская и русская – это земли с великим будущим. Это не только предсказания астрологов, но и воля великих двух поэтов – Абая и Пушкина, представителей вселенской культуры.
Резолюция нашей конференции:
Абай и Пушкин – актуальны, Абай и Пушкин – современны, Абай и Пушкин – необходимы каждому из нас.
Чтец.
Радушно распахнуты двери поэтом.
В домах и лачугах Вселенной большой
Пушкин и Абай шагают по свету
С прекрасную нежной и мудрой душой
Так пусть же и у нас будут такими наши души, а мы будем трудолюбивыми, честными, мужественными, просвещенными, счастливыми, как завещали нам великие поэты. Пусть эти имена будут спасением от духовной пустоты, движением вечной жизни.
(Идет показ видеоматериалов с конкурсов, посвященных году Абая и Пушкина, в котором активное участие принимали учащиеся школы-интерната).
Звучит куй Курмангазы “Золотая степь”.