Урок литературы в 11-м классе "Поэзия и проза во время Великой Отечественной войны" с использованием проектной и ИКТ

Разделы: Литература


Цель урока. Показать истоки изображения войны в литературе 1941-1945 гг., дать обзор прозы и поэзии времён Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • формирование коммуникативных навыков через вовлечение в совместную проектную деятельность;
  • развитие умений логически мыслить, структурировать материал, обобщать собственный опыт;
  • воспитание личности, осознающей себя частью русской культуры.

Оборудование:

  • слайды с портретами писателей, поэтов, военными фотографиями, репродукциями картин;
  • CD “Песни Победы”;
  • фрагмент из фильма Ф.Бондарчука “9 рота”;
  • мультимедийный проектор, компьютеры с выходом в Интернет;
  • карточки “План работы”, “Оценивание”.

Технологии: проектная, ИКТ.

Проблема: воспитание патриотизма у молодого поколения (на примере литературных произведений) и ответственность власти.

Гипотеза: в результате совместной проектной деятельности учащиеся смогут дать обзор литературы Великой Отечественной войны.

Форма работы: групповая.

Планируемый результат: ученики самостоятельно формулируют подтемы и создают проекты (макеты, модели) в виде электронной газеты, альманаха, пособия для урока литературы (компьютерная презентация) и т.п.

Литература периода Великой Отечественной войны исследована достаточно полно и глубоко. Но ребята должны сделать открытие на уроке, должны погрузиться в эпоху, проникнуться духом того времени …

Конкретную тему урока учащиеся не знали, но так как в школе в эти дни проходил конкурс среди учителей “Проектный урок” и ребятам было сообщено, что на урок литературы придут гости, - они, посмотрев по учебнику дальнейший материал, пришли на занятие не с пустыми руками.

Ход урока

I этап. Определение темы (предсказание).

Урок начинается без предисловия.

У каждой группы на столе карточка “План работы”.

План работы.
  1. Определение темы урока.
  2. Выявление проблемы.
  3. “Мозговой штурм” —> гипотеза (предположение).
  4. Пути решения проблемы (определение подтемы и способа защиты).
  5. Распределение ролей в группе.
  6. Проектирование.
  7. Защита проекта (макета, модели).
  8. Рефлексия.

Показываю фрагмент из кинофильма Ф.Бондарчука “9 рота” (любая сцена боя), затем предлагаю подумать: почему так начался урок?

После обсуждения в группе ребята делают предположения, что на уроке будем говорить о войне. А почему “9 рота”? Им, молодым, ближе современные фильмы, но тема войны их волнует так же, как и молодого режиссёра Фёдора Бондарчука. Вспоминают, что в 10-м классе смотрели фрагменты из киноэпопеи “Война и мир” Сергея Бондарчука, отца создателя “9-й роты”. Значит, тема войны волнует разные поколения людей.

Учащиеся формулируют тему урока, говорят, что в этом им помогло ещё присутствие в классе председателя Совета ветеранов города, участницы Великой Отечественной войны, бывшей учительницы истории.

II этап. Выявление проблемы.

В группе каждый участник предлагает свою проблему, обсуждают, приходят к единому мнению. Затем каждая группа высказывается, после чего выявляем общую проблему: патриотическое воспитание молодого поколения осуществляется не на должном уровне. В этом нам поможет содержание сегодняшнего урока.

III этап. Постановка цели и формулирование гипотезы.

“Мозговой штурм”: каждый предлагает цель и гипотезу, затем формулируют единое мнение.

В основном, группы поставили перед собой цель: изучить литературный процесс времён Великой Отечественной войны. Их гипотеза совпала с моей: в результате совместной проектной деятельности они смогут дать обзор литературы Великой Отечественной войны, определив для своей группы подтему.

IV этап. Определение путей решения проблемы.

Совместно в группе учащиеся определяют тему проекта, планируемый результат и способ защиты.

Темы учебных проектов получились следующими:

  1. Песни Великой Отечественной войны.
  2. Публицистика Великой Отечественной войны.
  3. Поэты, не пришедшие с войны.
  4. “У войны не женское лицо”.

V этап. Распределение ролей в группе.

В ходе обсуждения выбранный лидер группы заполняет карточку. (Приведу пример).

Фамилия, имя Роль в группе Оценка (по 10-балльной шкале)
1   Лидер.  
2   Оформитель.  
3   Репортёр.  
4   Пользователь компьютера (поиск информации в Интернете).  
5   Пользователь компьютера (поиск информации в Интернете).  

VI этап. Проектирование.

При создании проекта (макета, модели) учащимся предлагается воспользоваться ресурсами Интернета. По наблюдениям, поиск информации осуществлялся через поисковые системы (Яndex, Rambler и другие). Кроме Интернет-ресурсов, ребята воспользовались школьной библиотекой, а группа, выбравшая публицистику, взяла интервью у участницы войны, которая присутствовала на уроке.

VII этап. Защита проекта.

1-я группа в качестве способа защиты выбрала компьютерную презентацию, материалы для которой были найдены в Интернете.

2-я группа представила макет электронной газеты “За победу!”, проиллюстрировав одну из рубрик. Учащиеся взяли интервью у М.П.Семенюк, бывшей во время ВОВ санинструктором. Мария Павловна рассказала, о чём писали газеты во время войны, а потом прочла своё стихотворение, напечатанное в одной из фронтовых газет.

(Звучит “Песенка военных корреспондентов”).

3-я группа, в которой были ребята с поэтическими данными, участники городских конкурсов чтецов, представили проект телепередачи “Поэты, не пришедшие с войны”.

При подготовке они использовали Интернет и книгу “Священная война… Стихи о Великой Отечественной войне”, издательство “Художественная литература”, Москва: 1966.

Мы услышали о Павле Когане, разведчике, убитом под Новороссийском 23 сентября 1942 года; о сыне Эдуарда Багрицкого Всеволоде, погибшего 26 февраля 1942 года на Волховском фронте; о Михаиле Кульчицком, сложившим свою голову под Сталинградом в январе 1943-его; о нашем земляке Георгии Суворове, участнике боёв по прорыву блокады Ленинграда (он погиб 13 февраля 1944 года). Ребята прочитали их стихи, а в заключение Романчук Роман прочитал своё стихотворение, посвящённое отцу, участнику войны в Афганистане.

Они делили что-то наверху,
А пацаны платили своей кровью.
Затеяли афганскую войну,
Прикрывшись к Родине святой любовью.

Отец там был, отец там воевал,
И видел смерть глазами молодыми,
И сам порою убивал,
Чтоб жили мы в прекрасном, светлом мире.

Он был тогда всего лишь пацаном,
Столкнувшимся со смертью взглядом.
И думал он, что жизнь его прошла,
Когда земля стонала от снарядов.

Услышав выстрел, он подумал: “Всё…
Прощай, мой век, прощай, моя отрада…”
Но видно свыше было решено,
Что будет жить родителям на радость.

А пуля, пуля-дура, вылетев к нему,
Решила вдруг: “Мальчишка этот лишний”.
Но! Упала в ноги, не задев его…
Отец сказал: “Спасибо, господи Всевышний!”

Он видел, как плачет чья-то мать,
Моля вернуть ей сына лишь живого,
Но ничего не может сделать наша власть,
Она сгубить лишь может молодого.

Отец со мной, и этому я рад,
Что вышел он живым из боя.
Имеет множество заслуженных наград
И я люблю его такого!

4-я группа подготовила компьютерную презентацию “У войны не женское лицо”. (Приложение 1).

Показываю презентацию, подготовленную мною к уроку. (Приложение 2).

VIII этап. Рефлексия.

Заполнение карточки “Оценивание” и работа с карточкой “Рефлексия”.

Фамилия,имя Группа_________ Группа_________ Группа_________
1        
2        
3        
       
Рефлексия.
  • Какие смыслы изменились к концу урока?
  • Что приобрели на уроке?

IX этап. Итоги урока.

Зная, что несколько выпускников собираются поступать в военные училища, вызываю их к доске. (Звучит песня-посвящение “Господа офицеры”).

Приложение 1

Приложение 2