Цель урока. Показать истоки изображения войны в литературе 1941-1945 гг., дать обзор прозы и поэзии времён Великой Отечественной войны.
Задачи:
- формирование коммуникативных навыков через вовлечение в совместную проектную деятельность;
- развитие умений логически мыслить, структурировать материал, обобщать собственный опыт;
- воспитание личности, осознающей себя частью русской культуры.
Оборудование:
- слайды с портретами писателей, поэтов, военными фотографиями, репродукциями картин;
- CD “Песни Победы”;
- фрагмент из фильма Ф.Бондарчука “9 рота”;
- мультимедийный проектор, компьютеры с выходом в Интернет;
- карточки “План работы”, “Оценивание”.
Технологии: проектная, ИКТ.
Проблема: воспитание патриотизма у молодого поколения (на примере литературных произведений) и ответственность власти.
Гипотеза: в результате совместной проектной деятельности учащиеся смогут дать обзор литературы Великой Отечественной войны.
Форма работы: групповая.
Планируемый результат: ученики самостоятельно формулируют подтемы и создают проекты (макеты, модели) в виде электронной газеты, альманаха, пособия для урока литературы (компьютерная презентация) и т.п.
Литература периода Великой Отечественной войны исследована достаточно полно и глубоко. Но ребята должны сделать открытие на уроке, должны погрузиться в эпоху, проникнуться духом того времени …
Конкретную тему урока учащиеся не знали, но так как в школе в эти дни проходил конкурс среди учителей “Проектный урок” и ребятам было сообщено, что на урок литературы придут гости, - они, посмотрев по учебнику дальнейший материал, пришли на занятие не с пустыми руками.
Ход урока
I этап. Определение темы (предсказание).
Урок начинается без предисловия.
У каждой группы на столе карточка “План работы”.
План работы.
|
Показываю фрагмент из кинофильма Ф.Бондарчука “9 рота” (любая сцена боя), затем предлагаю подумать: почему так начался урок?
После обсуждения в группе ребята делают предположения, что на уроке будем говорить о войне. А почему “9 рота”? Им, молодым, ближе современные фильмы, но тема войны их волнует так же, как и молодого режиссёра Фёдора Бондарчука. Вспоминают, что в 10-м классе смотрели фрагменты из киноэпопеи “Война и мир” Сергея Бондарчука, отца создателя “9-й роты”. Значит, тема войны волнует разные поколения людей.
Учащиеся формулируют тему урока, говорят, что в этом им помогло ещё присутствие в классе председателя Совета ветеранов города, участницы Великой Отечественной войны, бывшей учительницы истории.
II этап. Выявление проблемы.
В группе каждый участник предлагает свою проблему, обсуждают, приходят к единому мнению. Затем каждая группа высказывается, после чего выявляем общую проблему: патриотическое воспитание молодого поколения осуществляется не на должном уровне. В этом нам поможет содержание сегодняшнего урока.
III этап. Постановка цели и формулирование гипотезы.
“Мозговой штурм”: каждый предлагает цель и гипотезу, затем формулируют единое мнение.
В основном, группы поставили перед собой цель: изучить литературный процесс времён Великой Отечественной войны. Их гипотеза совпала с моей: в результате совместной проектной деятельности они смогут дать обзор литературы Великой Отечественной войны, определив для своей группы подтему.
IV этап. Определение путей решения проблемы.
Совместно в группе учащиеся определяют тему проекта, планируемый результат и способ защиты.
Темы учебных проектов получились следующими:
- Песни Великой Отечественной войны.
- Публицистика Великой Отечественной войны.
- Поэты, не пришедшие с войны.
- “У войны не женское лицо”.
V этап. Распределение ролей в группе.
В ходе обсуждения выбранный лидер группы заполняет карточку. (Приведу пример).
№ | Фамилия, имя | Роль в группе | Оценка (по 10-балльной шкале) |
1 | Лидер. | ||
2 | Оформитель. | ||
3 | Репортёр. | ||
4 | Пользователь компьютера (поиск информации в Интернете). | ||
5 | Пользователь компьютера (поиск информации в Интернете). |
VI этап. Проектирование.
При создании проекта (макета, модели) учащимся предлагается воспользоваться ресурсами Интернета. По наблюдениям, поиск информации осуществлялся через поисковые системы (Яndex, Rambler и другие). Кроме Интернет-ресурсов, ребята воспользовались школьной библиотекой, а группа, выбравшая публицистику, взяла интервью у участницы войны, которая присутствовала на уроке.
VII этап. Защита проекта.
1-я группа в качестве способа защиты выбрала компьютерную презентацию, материалы для которой были найдены в Интернете.
2-я группа представила макет электронной газеты “За победу!”, проиллюстрировав одну из рубрик. Учащиеся взяли интервью у М.П.Семенюк, бывшей во время ВОВ санинструктором. Мария Павловна рассказала, о чём писали газеты во время войны, а потом прочла своё стихотворение, напечатанное в одной из фронтовых газет.
(Звучит “Песенка военных корреспондентов”).
3-я группа, в которой были ребята с поэтическими данными, участники городских конкурсов чтецов, представили проект телепередачи “Поэты, не пришедшие с войны”.
При подготовке они использовали Интернет и книгу “Священная война… Стихи о Великой Отечественной войне”, издательство “Художественная литература”, Москва: 1966.
Мы услышали о Павле Когане, разведчике, убитом под Новороссийском 23 сентября 1942 года; о сыне Эдуарда Багрицкого Всеволоде, погибшего 26 февраля 1942 года на Волховском фронте; о Михаиле Кульчицком, сложившим свою голову под Сталинградом в январе 1943-его; о нашем земляке Георгии Суворове, участнике боёв по прорыву блокады Ленинграда (он погиб 13 февраля 1944 года). Ребята прочитали их стихи, а в заключение Романчук Роман прочитал своё стихотворение, посвящённое отцу, участнику войны в Афганистане.
Они делили что-то наверху,
А пацаны платили своей кровью.
Затеяли афганскую войну,
Прикрывшись к Родине святой любовью.Отец там был, отец там воевал,
И видел смерть глазами молодыми,
И сам порою убивал,
Чтоб жили мы в прекрасном, светлом мире.Он был тогда всего лишь пацаном,
Столкнувшимся со смертью взглядом.
И думал он, что жизнь его прошла,
Когда земля стонала от снарядов.Услышав выстрел, он подумал: “Всё…
Прощай, мой век, прощай, моя отрада…”
Но видно свыше было решено,
Что будет жить родителям на радость.А пуля, пуля-дура, вылетев к нему,
Решила вдруг: “Мальчишка этот лишний”.
Но! Упала в ноги, не задев его…
Отец сказал: “Спасибо, господи Всевышний!”Он видел, как плачет чья-то мать,
Моля вернуть ей сына лишь живого,
Но ничего не может сделать наша власть,
Она сгубить лишь может молодого.Отец со мной, и этому я рад,
Что вышел он живым из боя.
Имеет множество заслуженных наград
И я люблю его такого!
4-я группа подготовила компьютерную презентацию “У войны не женское лицо”. (Приложение 1).
Показываю презентацию, подготовленную мною к уроку. (Приложение 2).
VIII этап. Рефлексия.
Заполнение карточки “Оценивание” и работа с карточкой “Рефлексия”.
№ Фамилия,имя Группа_________ Группа_________ Группа_________ 1 2 3 …
Рефлексия.
- Какие смыслы изменились к концу урока?
- Что приобрели на уроке?
IX этап. Итоги урока.
Зная, что несколько выпускников собираются поступать в военные училища, вызываю их к доске. (Звучит песня-посвящение “Господа офицеры”).