Цели урока:
- познакомить с биографией поэта;
- развивать творческие способности учащихся, навыки выразительного чтения стихотворений;
- привить чувство любви к природе родного края.
Оборудование: портрет поэта, компьютерная презентация, пейзажи русских художников, аудиозаписи музыкальных произведений на тему природы, книжная выставка.
Опережающее домашнее задание: выучить наизусть любимое стихотворение поэта и к нему сделать рисунок.
Ход урока
1. Вступление (на фоне музыки)
Чтец:
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком…
(проецируется репродукция картины И. Левитана “Золотая осень”)
Чтец:
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чем.
(проецируется репродукция картины А. Рылова “В голубом просторе”)
Чтец:
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножки рад поцеловать.
(проецируется репродукция картины А. Куинджи “Березовая роща”)
Чтец:
Несказанное, синее нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.
(проецируется репродукция картины Ф. Васильева “Мокрый луг”)
Вопрос: что объединяет автора этих стихотворных строк с художниками картин “Золотая осень”, “В голубом просторе”, “Березовая роща”, “Мокрый луг”? (ответы учащихся)
Вывод учителя: тема родной природы – это вечная тема. Красоту родной природы воспевали художники, поэты, композиторы.
Объявляется тема и цель урока.
Эпиграф
Я навек за сиянье и росы
Полюбил у березки стан,
И её золотисты косы,
И холщовый её сарафан.С.Есенин
Слово учителя.
Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов. Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы. Где же Есенин брал истоки своего творчества? Давайте поближе познакомимся с поэтом.
1 слайд.
Чтец.
Перед вами портрет С.А. Есенина. “В поэте меня привлекали его голубые глаза и золотые кудри. Поражала его улыбка, необыкновенно мягкая и обаятельна”, - так писала поэтесса Мартьянова.
2 слайд.
Чтец.
Родился поэт 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области.
3 слайд.
Чтец.
Родители – потомственные рязанские хлеборобы. Мать Татьяна Федоровна была неграмотной, но многие стихи сына знала наизусть и их пела. Отец Александр Никитич был умным, грамотным.
4 слайд
Чтец.
С 2 до 9 лет воспитывался в семье деда Титова. Бабка рассказывала сказки, а дед знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них.
5 слайд.
Чтец.
Сергей любил ходить с деревенскими мальчишками на ночное пасти лошадей, купаться, собирать ягоды, грибы и всегда любовался родной природой.
6 слайд.
Чтец.
Ещё в школе начал писать стихи, его поэтический дар заметил учитель словесности Евгений Хитров и посоветовал заняться литературой, сблизиться с известными поэтами.
7 слайд.
Чтец.
Из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил в Москве, Петербурге, за границей, в родную деревню приезжал как гость. Именно разлука с родной землёй придала его стихам теплоту воспоминаний.
8 слайд.
Чтец.
1916 год. Выходит первый сборник его стихов “Радуница”. О Есенине заговорили как о творце “дивных красок”, художнике слова с большим будущим.
9 слайд. (На фоне музыки)
Чтец.
Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии светит ярко и будет светить вечно, потому что его стихи зовут к добру, воспитывают чувство красоты.
Чтец.
Уходят лучшие, как будто мир им тесен,
Как будто он не в силах их понять.
Уходят лучшие, не спев последних песен,
Осиротив родную Землю-мать,Мы перечитываем созданное ими
И жжёт глаза горячая строка.
Уходят лучшие, своё оставив имя,
Утраты боль и память на века.
Вывод:
“Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения:
- Живописная природа Рязанской области.
- Богатый запас детских впечатлений.
- Окружала атмосфера народной поэзии.
- Долгая разлука с родными местами.
- Высокая оценка его творчества талантливыми поэтами.
Просмотр фрагмента из кинофильма “Сергей Есенин”(Встреча С. Есенина с А. Блоком)
Кто смотрел этот фильм?
А кто играет роль Есенина?
Как оценил стихи поэта Александр Блок?
Какое впечатление произвело на вас чтение стихотворения артистом?
Выступление редактора о работе над выпуском рукописного сборника.
Каждый ученик выучил любимое стихотворение поэта ,сделал к нему иллюстрацию, а мы, ответственные за выпуск ,собрали материал и оформили титульный лист сборника.
Сборник по тематике разделён на 3 части:
- Родина и природа.
- Времена года.
- Человек и природа.
Чтение любимых стихотворений С.А. Есенина (объявляется конкурс чтецов)
Чтец.
Тема родины и тема природы в лирике Есенина неразделимы. Это им сказано “Нет поэта без родины”. И лежит без конца и края в лесах и перелесках, среди хлебов, возле рек и озёр оплаканная русским певцом Россия.
Чтение стихотворений из 1 раздела.
“Спит ковыль. Равнина дорогая”.
“О верю, верю, счастье есть”
“Край ты мой заброшенный”
Чтец.
Красива есенинская природа во все времена года. Сколько добра, красоты, любви к родным местам слышится в стихах поэта.
Чтение стихотворений из 2 раздела.
“Я по первому снегу бреду”
“Черёмуха”
“С добрым утром!”
“Закружилась листва золотая”
“Нивы сжаты, рощи голы”
“Отговорила роща золотая”
Чтец.
Человек и природа у Есенина находятся в полной гармонии. Своё состояние души поэт передаёт через картины природы.
Чтец.
Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природа - одна из особенностей есенинской лирики.
Чтение стихотворений из 3 раздела.
“Разбуди меня завтра рано”
“Не жалею, не зову, не плачу”
Подведение итога конкурса чтецов.
Индивидуальная исследовательская работа.
А сейчас обратимся к есенинскому художественному миру и постараемся ответить на вопрос.
Как поэт добивается плавности, мелодичности своих стихов?
Многие стихотворения С.А. Есенина переложены на музыку. Послушайте романс “ Над окошком месяц” в исполнении ученицы.
Определите, каким размером написано ваше стихотворение. (Один ученик у доски).
Вывод:
большинство стихотворений написано двусложным размером: ямбом или хореем; этот размер придаёт стихам лёгкость и плавность.
Какие художественные средства чаще использует поэт и с какой целью?
- Проведём наблюдение.
- Задремали звёзды золотые.
- Проплясал, проплакал дождь весенний.
- Берёзы стоят, как большие свечки.
- Улыбнулась солнцу сонная земля.
- Дремлет взрытая дорога.
- Снег, словно мёд ноздреватый.
- В саду горит костёр рябины красной.
- О красном вечере задумалась дорога.
- Плачут вербы, плачут тополя.
Вывод:
- поэт использует разные художественные средства;
- часто употребляет олицетворение, это выразительное средство оживляет мир природы.
Коллективная исследовательская работа (Защита рефератов)
Проблемные вопросы:
Какие цвета преобладают в стихах Есенина?
Какие деревья воспевает поэт в своих стихах?
Вывод:
Можно ли утверждать, что тема родной природы привлекает С. Есенина?
Родная природа для поэта- источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро
чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов.
Слова учителя.
Стихи поэта призывают нас любить и оберегать родную природу. Наша природа полна прелести, трогает и волнует каждого из нас. У писателя К. Г. Паустовского есть такие прекрасные слова: “В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя”.
Чтец.
Одно поколение сменяет другое. Движется, живёт по своим законам мир поэзии. Непрерывно рождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические звёздочки и звёзды. Одни сгорают и навсегда исчезают, другие согревают народную “живую душу” в веках. Имя одной из таких звёзд в созвездии поэтической России Сергей Есенин.
Чтец. (Звучит тихая музыка)
Стихотворение “ Есенинское небо”.
Задание на дом:
- Написать мини-сочинение на тему “Мой любимый уголок природы”.
- Ответить на вопросы теста. Приложение 2
Выставление оценок учащимся.