Сергей Есенин — певец русской природы

Разделы: Литература


Цели урока:

  • познакомить с биографией поэта;
  • развивать творческие способности учащихся, навыки выразительного чтения стихотворений;
  • привить чувство любви к природе родного края.

Оборудование: портрет поэта, компьютерная презентация, пейзажи русских художников, аудиозаписи музыкальных произведений на тему природы, книжная выставка.

Опережающее домашнее задание: выучить наизусть любимое стихотворение поэта и к нему сделать рисунок.

Ход урока

1. Вступление (на фоне музыки)

Чтец:

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком…

(проецируется репродукция картины И. Левитана “Золотая осень”)

Чтец:

И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чем.

(проецируется репродукция картины А. Рылова “В голубом просторе”)

Чтец:

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножки рад поцеловать.

(проецируется репродукция картины А. Куинджи “Березовая роща”)

Чтец:

Несказанное, синее нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.

(проецируется репродукция картины Ф. Васильева “Мокрый луг”)

Вопрос: что объединяет автора этих стихотворных строк с художниками картин “Золотая осень”, “В голубом просторе”, “Березовая роща”, “Мокрый луг”? (ответы учащихся)

Вывод учителя: тема родной природы – это вечная тема. Красоту родной природы воспевали художники, поэты, композиторы.

Объявляется тема и цель урока.

Эпиграф

Я навек за сиянье и росы
Полюбил у березки стан,
И её золотисты косы,
И холщовый её сарафан.

С.Есенин

Слово учителя.

Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов. Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы. Где же Есенин брал истоки своего творчества? Давайте поближе познакомимся с поэтом.

Презентация

Приложение 1

1 слайд.

Чтец.

Перед вами портрет С.А. Есенина. “В поэте меня привлекали его голубые глаза и золотые кудри. Поражала его улыбка, необыкновенно мягкая и обаятельна”, - так писала поэтесса Мартьянова.

2 слайд.

Чтец.

Родился поэт 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области.

3 слайд.

Чтец.

Родители – потомственные рязанские хлеборобы. Мать Татьяна Федоровна была неграмотной, но многие стихи сына знала наизусть и их пела. Отец Александр Никитич был умным, грамотным.

4 слайд

Чтец.

С 2 до 9 лет воспитывался в семье деда Титова. Бабка рассказывала сказки, а дед знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них.

5 слайд.

Чтец.

Сергей любил ходить с деревенскими мальчишками на ночное пасти лошадей, купаться, собирать ягоды, грибы и всегда любовался родной природой.

6 слайд.

Чтец.

Ещё в школе начал писать стихи, его поэтический дар заметил учитель словесности Евгений Хитров и посоветовал заняться литературой, сблизиться с известными поэтами.

7 слайд.

Чтец.

Из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил в Москве, Петербурге, за границей, в родную деревню приезжал как гость. Именно разлука с родной землёй придала его стихам теплоту воспоминаний.

8 слайд.

Чтец.

1916 год. Выходит первый сборник его стихов “Радуница”. О Есенине заговорили как о творце “дивных красок”, художнике слова с большим будущим.

9 слайд. (На фоне музыки)

Чтец.

Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии светит ярко и будет светить вечно, потому что его стихи зовут к добру, воспитывают чувство красоты.

Чтец.

Уходят лучшие, как будто мир им тесен,
Как будто он не в силах их понять.
Уходят лучшие, не спев последних песен,
Осиротив родную Землю-мать,

Мы перечитываем созданное ими
И жжёт глаза горячая строка.
Уходят лучшие, своё оставив имя,
Утраты боль и память на века.

Вывод:

“Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения:

  • Живописная природа Рязанской области.
  • Богатый запас детских впечатлений.
  • Окружала атмосфера народной поэзии.
  • Долгая разлука с родными местами.
  • Высокая оценка его творчества талантливыми поэтами.

Просмотр фрагмента из кинофильма “Сергей Есенин”(Встреча С. Есенина с А. Блоком)

Кто смотрел этот фильм?

А кто играет роль Есенина?

Как оценил стихи поэта Александр Блок?

Какое впечатление произвело на вас чтение стихотворения артистом?

Выступление редактора о работе над выпуском рукописного сборника.

Каждый ученик выучил любимое стихотворение поэта ,сделал к нему иллюстрацию, а мы, ответственные за выпуск ,собрали материал и оформили титульный лист сборника.

Сборник по тематике разделён на 3 части:

  • Родина и природа.
  • Времена года.
  • Человек и природа.

Чтение любимых стихотворений С.А. Есенина (объявляется конкурс чтецов)

Чтец.

Тема родины и тема природы в лирике Есенина неразделимы. Это им сказано “Нет поэта без родины”. И лежит без конца и края в лесах и перелесках, среди хлебов, возле рек и озёр оплаканная русским певцом Россия.

Чтение стихотворений из 1 раздела.

“Спит ковыль. Равнина дорогая”.

“О верю, верю, счастье есть”

“Край ты мой заброшенный”

Чтец.

Красива есенинская природа во все времена года. Сколько добра, красоты, любви к родным местам слышится в стихах поэта.

Чтение стихотворений из 2 раздела.

“Я по первому снегу бреду”

“Черёмуха”

“С добрым утром!”

“Закружилась листва золотая”

“Нивы сжаты, рощи голы”

“Отговорила роща золотая”

Чтец.

Человек и природа у Есенина находятся в полной гармонии. Своё состояние души поэт передаёт через картины природы.

Чтец.

Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природа - одна из особенностей есенинской лирики.

Чтение стихотворений из 3 раздела.

“Разбуди меня завтра рано”

“Не жалею, не зову, не плачу”

Подведение итога конкурса чтецов.

Индивидуальная исследовательская работа.

А сейчас обратимся к есенинскому художественному миру и постараемся ответить на вопрос.

Как поэт добивается плавности, мелодичности своих стихов?

Многие стихотворения С.А. Есенина переложены на музыку. Послушайте романс “ Над окошком месяц” в исполнении ученицы.

Определите, каким размером написано ваше стихотворение. (Один ученик у доски).

Вывод:

большинство стихотворений написано двусложным размером: ямбом или хореем; этот размер придаёт стихам лёгкость и плавность.

Какие художественные средства чаще использует поэт и с какой целью?

  • Проведём наблюдение.
  • Задремали звёзды золотые.
  • Проплясал, проплакал дождь весенний.
  • Берёзы стоят, как большие свечки.
  • Улыбнулась солнцу сонная земля.
  • Дремлет взрытая дорога.
  • Снег, словно мёд ноздреватый.
  • В саду горит костёр рябины красной.
  • О красном вечере задумалась дорога.
  • Плачут вербы, плачут тополя.

Вывод:

  • поэт использует разные художественные средства;
  • часто употребляет олицетворение, это выразительное средство оживляет мир природы.

Коллективная исследовательская работа (Защита рефератов)

Проблемные вопросы:

Какие цвета преобладают в стихах Есенина?

Какие деревья воспевает поэт в своих стихах?

Вывод:

Можно ли утверждать, что тема родной природы привлекает С. Есенина?

Родная природа для поэта- источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро

чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов.

Слова учителя.

Стихи поэта призывают нас любить и оберегать родную природу. Наша природа полна прелести, трогает и волнует каждого из нас. У писателя К. Г. Паустовского есть такие прекрасные слова: “В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя”.

Чтец.

Одно поколение сменяет другое. Движется, живёт по своим законам мир поэзии. Непрерывно рождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические звёздочки и звёзды. Одни сгорают и навсегда исчезают, другие согревают народную “живую душу” в веках. Имя одной из таких звёзд в созвездии поэтической России Сергей Есенин.

Чтец. (Звучит тихая музыка)

Стихотворение “ Есенинское небо”.

Задание на дом:

  1. Написать мини-сочинение на тему “Мой любимый уголок природы”.
  2. Ответить на вопросы теста. Приложение 2

Выставление оценок учащимся.