В рамках гуманистической парадигмы человек понимается как уникальная, целостная личность, развивающаяся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействия с другими людьми.
В современном учебном процессе в условиях модернизации образования школы предполагается апробация и реализация таких форм и видов образовательной деятельности, которые позволят проявить учащимся интеллектуальную мобильность, их способность к сознательному и ответственному выбору, личностную и гражданскую зрелость. Одной из таких форм является, на мой взгляд, модульная технология обучения.
Модуль – это фундаментальный целевой узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно или с определенной дозой помощи достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, так как в него входят следующие составляющие: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактической цели. Именно модуль может выступать программой обучения, дающей уровень самостоятельности и темп учебно-познавательной деятельности.
Теория модульного обучения, исходя из практики, ценна тем, что опирается на рефлексивный подход, а это в первую очередь – процесс самопознания учеником своих внутренних психических актов и состояний. Рефлексия связана с самооценкой себя, своих действий, осознанием причин успеха и неудач. Кроме этого, не следует забывать, что образование, как деятельность личности, основано на внутренней мотивации, а также на полноценном общении учителя и учащихся, причем участие школьников в совместном принятии решения уважается и поощряется. И наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства.
Составление модульного тематического планирования уроков литературы предполагает процесс осмысления деятельности как учителя, так и ученика, начиная с целеполагания и завершая контролем разного типа.
В модуле темы “Рассказы В. М. Шукшина” в 11 классе модульное планирование ведется от общей темы – характеристики литературного процесса 60-70-х годов, творческой судьбы писателя через анализ своеобразия рассказов Шукшина, определение концепции личности героев и самого писателя к рассмотрению образов “духовной истины бытия” в его рассказах.
Каждый урок такого модуля имеет свою цель, название, логику построения. От этого зависит и тип урока, и вид контроля. В данном модуле самостоятельной деятельности ученика отводится максимум времени. Виды работы разнообразны: герменевтический подход к текстам рассказов позволяет рассматривать не только поступки, но и чувства, суждения героев, их мировосприятие, житейскую философию. Кроме того, учащиеся исследуют художественное пространство текстов Шукшина (индивидуально и работая в группах), конспектируют литературоведческие материалы, устно готовят ответы на проблемные вопросы, дают собственную интерпретацию рассказов (устно и письменно) и, наконец, выполняют творческое задание (например, эссе, рецензия).
К таблице “Модульное тематическое планирование уроков литературы в 11 классе.
Модуль “Рассказы В. М. Шукшина” разработана “Ориентировочная карта учащегося”, где определены необходимые знания, умения и навыки, отрабатываемые в модуле, а также “Технологическая карта для работы в группах”, в которой зафиксированы основные этапы, формы и содержание работы учащихся.
Модульное тематическое планирование уроков литературы в 11 классе.
Модуль “Рассказы В. М. Шукшина”.
№ урока | 1 | 2 | 3 | 4 |
Тема | Общая характеристика литературного
процесса 60-70-х годов XX века. Творческая судьба В. М. Шукшина. Многогранность его таланта. |
Своеобразие рассказов Шукшина. Герои, ситуации, конфликты.
|
Концепция личности в рассказах В. М. Шукшина. | Радость и тревога бытия. Образы
духовной истины бытия в рассказах “Алеша
Бесконвойный”, “Письмо”, “Осенью”. Обобщить представление о мироощущении автора и его героев. |
Цели | 1. Продолжить формирование достаточного
знания и понимания литературного процесса ХХ в. , взаимоотношения литературы и времени, литературы и социального бытия нации, литературы и духовных чаяний человека. 2. Познакомиться с фактами биографии и творчества писателя. 3. На основе сопутствующих материалов сделать выводы о мироощущении автора, его главных заповедях жизни и творчества. |
1. Продолжить знакомство с
художественным миром Шукшина. 2. Определить специфику прозы Шукшина как писателя- “деревенщика” через анализ системы персонажей, поэтики, связи с национальными традициями русской культуры. 3. Совершенствовать навыки и умения интерпретации текста: давать толкование, трактовку, оценку в форме аргументированного высказывания, рецензии. |
1. Понять особенности представления
писателя В. М. Шукшина о человеке, о его характере.
2. Суметь увидеть мастерство художника в изображении концепции личности. 3. В плане подготовки к творческой работе продолжить работу над составлением плана, основных тезисов, выводов по теме. |
1. Обобщить представление о
мироощущении автора и его героев. 2. Продолжить работу над понятийным анализом темы, совершенствовать навыки монологической (устной и письменной) речи. 3. Систематизировать собранные для творческой работы материалы. |
Ос-нов-ные виды работ | 1. Составить конспект или тезисы лекции. Определить место писателя в литературном процессе. 2. Проанализиро- вать материалы “Писатель о времени и о себе”, “О творчестве писателя”, “Свидетельства современников” 3. Ответить на проблемные вопросы: *Какие представления сложились у вас о Шукшине-человеке по воспоминаниям современников? *Как определяет писатель свою главную заповедь, как вы ее понимаете? Легко ли ей следовать? 4. Оформите выводы. |
1. Подобрать эпиграф, соответствующий
теме урока 2. Обмен мнениями по поводу прочитанных рассказов. 3. Какие очевидные приметы писательского мастерства обратили на себя внимание? Назовите их. Подтвердите примерами. 4. Какие ситуации и конфликты представлены в рассказах?(Анализ). 5. Кто является героями произведений? Как автор относится к изображаемому? Что ему дорого? Что он не принимает? 6. Сформулируйте и запишите основные выводы беседы или представьте собственную интерпретацию рассказов писателя. |
1. Обсуждение в группах домашнего
задания. 2. Характеристика героев рассказов: *суждения, *чувства, *поступки. 3. Анализ авторских приемов для изображения личности героя. 4. Работа со смысловыми фразами-доминантами, позволяющими “увидеть” героя и понять отношение к нему автора. 5. Определение главного вопроса рассказа и его решение автором. 6. Составление плана, тезисов, выводов по теме урока. |
1. Реализация домашнего задания: понятийный анализ темы 2. Работая с текстом, показать умение героя постигать в заурядных подробностях красоту бытия (“Алеша Бесконвойный”). 3. Анализируя рассказы “Письмо”, “Осень”, показать мудрую философию стариков. 4. Обозначить образы покоя и простора в прозе Шукшина как символ обретенного смысла. 5. Можно ли согласиться с писателем, что непостижимость покоя -свидетельство драматизма и незавершенности духовных метаний простого человека? |
Тип урока | Лекция с элементами беседы, самостоятельная и аналитическая работа | Эвристическая беседа, исследование, анализ текста рассказов Шукшина | Углубление знаний. Коллективная работа на основе индивидуально выполненных заданий, обмен мнениями. | Обобщение и систематизация знаний. |
Дом. зада-ние. | Прочитать рассказы В. М. Шукшина по выбору “Дядя Ермолай”, “Мастер”, “Чудик”, “Сапожки”, “Срезал”, “Обида”, “Верую!”, “Микроскоп”, “Упорный” и др. Осмыслить и откорректировать выводы, сделанные на уроке. |
1. Повторить материал, напоминающий, как
работать над рецензией, отзывом и эссе. 2. Образ героя в рассказах Шукшина. Варианты: 1. Традиционная схема анализа образа литературного героя, подобрать иллюстрационный материал. 2. Отзыв или рецензия на рассказ (по выбору ). |
Перечитать рассказы “Алеша
Бесконвойный”, “Письмо”, “Осенью”. Варианты: 1. Понятийный анализ темы “Образы духовной истины бытия” (трактовка ключевых понятий, проблемные вопросы и ответы на них; соотнесение эпизодов текста с темой) 2. Анализ характера одного из героев указанных рассказов в ряду персонажей -типов, раскрывающих концепцию личности(по типу работы в классе) |
Творческая работа по рассказам В. М.
Шукшина. Варианты (по выбору): 1. Рецензия. 2. Эссе. 3. Интерпретация текста одного или нескольких рассказов писателя (по выбору учащегося) 4. Тест на знание и понимание материала модуля |
Ориентировочная карточка учащегося
Знать
1. Тексты изучаемых рассказов.
2. Основные факты жизни и творчества писателя в контексте времени и литературы.
3. Литературоведческие понятия и термины: род, вид, жанр, композиция, тема, идея, хронотоп произведения.
4. Основные принципы
- анализа текста;
- характеристики темы творческой работы;
- работы над образом литературного героя.
Понимать
1. Своеобразие рассказов В. М. Шукшина.
2. Жанровую специфику рассказов (рассказ-характер; рассказ-судьба; рассказ-исповедь…)
3. Композиционные приемы писателя:
- ситуативность;
- высокое мастерство диалогов(реплики, раскрывающие психологию героев; точные, сжатые портретные детали; характеристики действующих лиц, передающие внезапный поворот мысли и др. )
- динамику поступка и ощущение покоя и величия бытия.
4. Особенность представления писателя о человеке, его характере.
Уметь
1. Свободно ориентироваться в текстах рассказов.
2. Использовать терминологию в устных и письменных монологических ответах.
3. Производить анализ текста с целью понимания авторской позиции и художественной значимости текста.
4. Качественно делать характеристику темы, составлять план, формулировать тезисы и резюме.
5. Последовательно и полно раскрывать образ литературного героя, делать сравнительную характеристику.
6. Объективно оценивать себя и других.
Технологическая карта работы в группах по теме “Концепция личности в рассказах В. М. Шукшина”.
3-й урок в модуле.
Организационный момент.
- Выберите руководителя группы.
- Выполняйте, реализуйте те задания, которые вам понятны.
- Время на работу в группах 10-15 минут.
Задания.
I. Обсудите индивидуальное домашнее задание и обобщите материал.
1. Представьте рассказ и его героев.
2. Выделите суждения,чувства,поступки героев,раскрывающие характер.
3. Работая с текстом, выпишите в тетрадь некоторые фразы-доминанты, позволяющие “увидеть” героя и понять отношение к нему автора.
4. Какие приемы использует автор для изображения личности героев?
5. Определите главный вопрос, поставленный в рассказе. Как он решается автором? Что можно сказать об авторской позиции и жизненных принципах писателя?
II. Составьте тезис и резюме по теме урока на примере анализируемого рассказа.
III. Произведите само- и взаимопроверку работы и ответов с позиции
- знания и понимания текста и авторской точки зрения;
- умения точно и правильно выразить мысль, делать обобщения .
Ф. И. | Оценка за д\з. | Вид работы на уроке в группе | Самооценка | Взаимооценка | Оценка учителя |