Поговорим о человечности. По произведению К.Г. Паустовского "Телеграмма"

Разделы: Литература


Оформление: портрет К.Г.Паустовского, выставка книг с рассказами писателя, рисунки к произведениям.

Цели урока:

  1. показать мастерство писателя в раскрытии психологического состояния героев,
  2. силу душевных переживаний, дать понятие о милосердии истинном и ложном,
  3. вовлечь учащихся в разговор о вечных ценностях, в ходе беседы помочь учащимся понять и оценить поведение героев, совершенствовать навыки анализа текста,
  4. воспитание истинного милосердия и человеческой чуткости.

Предварительное домашнее задание:

1. Прочитать рассказ “Телеграмма” и отметить отрывки, в которых автор рассказывает о жизни Катерины Петровны в ту осень.

2. Творческие задания по группам:

1-я группа: проанализировать, каким настроением проникнуто начало произведения, обратить внимание на роль пейзажа, интерьера.

2-я группа: найти материалы, где рисуется поведение соседей, их настроение и поступки по отношению к Катерине Петровне.

3-я группа: рассказать о жизни дочери Катерины Петровны в Ленинграде, о её заботах и хлопотах, обратить особое внимание на её отношение к матери.

4-я группа: подготовить рассказ о молоденькой учительнице, прибывшей в село, и её отношение к умершей героине.

5 –я группа: проанализировать сцену получения дочерью телеграммы.

6-я группа: проанализировать сцену в мастерской у скульптора (встреча с Гоголем).

"Пуская во всем, что совершаешь ты,
проступит след душевной чистоты.
Ведь сила не во внешности твоей,
А только в человечности твоей"

М.Джалиль.

"Воспитание - великое дело, им решается участь человека"

К.Ушинский

I. Слово учителя (на фоне музыки)

а) Литературу не случайно называют учебником жизни. "Всем лучшим во мне я обязан книгам", - писал Горький М. Да, каждая мысль писателя, пропущенная через призму собственного сердца, заставляет нас быть неравнодушными: открывать вместе с героями те или иные неизведанные дали, покорять вершины, преодолевать расстояния, шагать трудными тропами, быть романтиком, героем, который способен совершать чудеса. Книга учит ненавидеть зло и предательство, человеческую несправедливость. Именно таким мастером слова был Константин Георгиевич Паустовский.

Его произведения делали людей крылатыми, те, кто читал его мудрые книги, мечтал быть моряком и совершить открытие. Герои его книг были мужественные, человечные, скромные.

До слез трогают его рассказы о природе. Писатель призывает сделать планету людей лучше, добрее, солнечнее.

Сегодня мы откроем еще несколько страниц великого мастера слова.

"Телеграмма" ..... Короткое название, но мысли, высказанные в произведении, столь глубоки, что не могут оставить читателя равнодушным.

- Что же вас потрясло в этом рассказе? О чем думали после его прочтения?

Да, мы сегодня будем говорить о душевных качествах людей и прежде всего о человечности.

б) Работа с эпиграфом.

Словарь: человечность, человеколюбие, альтруизм, доброжелательность, гуманность

- Что такое счастье в вашем понимании?

II. Анализ произведения.

а) Рассказы ребят о прошлой жизни Екатерины Петровны. А как она себя чувствует этой осенью?

- Какие художественные средства помогают автору раскрыть глубину переживаний и страданий одинокой женщины (Пейзаж, описание дома, особый нежилой запах дома;

ДЕТАЛЬ: даже мышь и та не воспринимала, что в доме кто-то живет!)

- Какие слова усиливают тоску и одиночество? (стылое, холодное, одинокое, нечищенное, тусклое, надоедливое)

- О чем тоска одинокой женщины?

Не с кем поговорить о прошлом, никто её не понимает, её нужен был человек искусства, который смог бы по достоинству оценить тот клад, которым владела Катерина Петровна

- Как соседи относились к Катерине Петровне:

а) Манюшка

б) Тихон

То, что ей было дорого, для Мани было лишь хламом, рухлядью. Тихон поступал иначе. Возраст у него был другой, старше: "Тихон научился ценить и щадить больное сердце соседки".

- Зачем он появлялся в доме?

Не для выполнения той или иной работы, а хотел проявить своё участие в судьбе почти брошенной женщины. Мучило Тихона то, что Катерина Петровна страдает от одиночества, но помочь ей ничем, кроме слов сострадания, уже ничем не мог.

- Что усиливало отчаяние Катерины Петровны? Как автору удалось это передать?

Роль пейзажа: осенние ночи, ветер, заброшенность, одинокий ночник и слова: "Умирает от тоски Катерина Петровна, сад, дом".

- Что же заставляет жить эту женщину? (ожидание появления дочери или хотя бы писем от неё, желание увидеть дочь)

- Какая сцена, на ваш взгляд, наиболее яркая?

Да, еле живая, она идет ночью открывать калитку сада, так как ей показалось, что кто-то стучит в неё. Ветер, холод, боль - ничто не пугает: дочь ждёт!

Деталь: до этого события больная женщина несколько дней не вставала.

Возвращаясь, сталкивается с клёном (прочесть описание его).

- Какие чувства пробудила в её душе встреча с ним? (Он тоже бесприютен и одинок)

Тоже одинокий, холодный, которому тоже некуда уйти от этой "бесприютной ночи".

- Какова её реакция? (Она его пожалела, потрогала, погладила)

Боль своей души она выразила в письме, написанном ночью.

Читаем письмо.

- Какие чувства Катерины Петровны нашли в нем отражение? (отчаяние, боль, тоска, одиночество, желание ласки, дочернего понимания).

- Какое самое важное слово в письме? Ненаглядная.

Работа по лексике: как понимаете прямой, переносный смысл этого слова?

Итак, Катерина Петровна - это..... (словесное рисование )

б) А какой вам видится её дочь Настя?

- Для чего писатель показал нам страницы жизни Насти в Ленинграде? Каково её положение? Отношение к работе и людям?

- Как Настя отнеслась к полученному письму, почему? (совестливость, беспокойство, упор ей доставило ) За что?

- Для чего она после работы пошла к скульптору Тимофееву?

Напомню, её все звали Сольвейг - солнечный луч или путь. Но была ли она им для матери? Для чужих людей?

- Что её поразило в мастерской Тимофеева, молодого, сильного скульптора? Для чего автор почти дословно описывает теми же словами обстановку в доме матери и в доме Тимофеева? (холод, чад, дымящая печь)

Одно НО, какое?

Молодой полный сил человек, который сам мог бы все заделать, обустроить свой быт, но совершенно беспомощен, а её мать - больная, старая, бесприютная женщина.

Замечу, такой художественный прием называется параллелизм.

Он лишь критикует, хотя, конечно, талант, мастерство у него есть.

Какой факт подтверждает это? "Его Гоголь поразил Настю: "Эх, ты сорока!" Она даже задохнулась от его гневного взгляда."

- А что за смысл вы почувствовали в слове СО - РО - КА?

- Сумела ли Настя помочь Тимофееву и почему?

- Почему во время праздника она смутилась, срочно спрятала письмо в сумочку и прочла его дома, вдали от всех?

Работа по лексике: двуличие. Как вы понимаете значение этого слова?

- Почему решила, несмотря ни на что, не ехать? (стр.316)

Дилемма: мать или выставка? - Что выбрала дочь?

"Выставка состоялась!!!" Как поступок - не ехать - показывает внутренний мир героини?

- Каково отношение к ней на выставке?

- Почему автор ввел сцену вручения телеграммы, страшной по содержанию, именно во время праздника? (Её отсутствие на выставке в разгар веселья не заметили бы, но ей нравится быть у все на виду, нравится быть хорошей;

а её отсутствие возле матери - смерть. А теперь разберем фразу и почувствуем глубокий смысл, вложенный Паустовским в каждое слово: "ВРУЧИЛА ЕЁ ДАША, УХМЫЛЯЯСЬ". Зачем введено это слово?

- Какова реакция дочери, почему боялась поднять голову?

Боялась, что об её бесчеловечности, черствости, жестокости по отношению к матери узнают все.

- Кто же её осуждает и судит больше всех? (Гоголь смеётся, осуждает, его гнев, рвущийся сквозь зубы "ЭХ, ты!"

- Почему она плакала и что осознала?

Мать - самое дорогое (стр.319)

- Поняла ли Настя свою вину? Осудила ли себя?

в) Тихон

- Как Тихон, зная о близящейся смерти Катерины Петровны, решил скрасить последние дни её жизни?

- Почему не взяла телеграмму эта женщина?

По каким деталям старушка догадалась, что телеграмма не от дочери. Какой наказ даёт Тихон Манюшке?

"ЗА ДОБРО ПЛАТИ ДОБРОМ, НЕ БУДЬ ПУСТЕЛЬГОЙ"

Как вы поняли смысл этой фразы? Кого называют пустельгой?

Как люди отнеслись к смерти чужого человека? Почему так поступили? (все помогли сделали, так как сами были обречены на одиночество при живых людях)

г) учительница

Как и почему эта девушка вела себя эта девушка во время похорон?

Как вы думаете, приживётся ли она в Заборье, где столько озорных ребят? Чему она может научить их? Как к ней будут относиться жители села.

Почему Настя приезжает и уезжает, крадучись? Испытывает ли она облегчение?

III. Какой важную тему поднял Паустовский в рассказе? Если у вас примеры людской человечности и факты, свидетельствующие об обратном? За что вы бы осудили Настю? А вы сами всегда ли в должной мере проявляете свои лучшие человеческие качества?

Есть замечательные слова о чудесах, сказанные Александром Грином: "Какое великое чудо вовремя сказанное доброе слово, человеческое участие, простое человеческое сочувствие".

Работа с эпиграфом: Как вы поняли совет Мусы Джалиля? В чем смысл истинного и ложного милосердия?

ВЫВОД: Да, мы, действительно, не всегда чутки, добры, давайте же в своей жизни всегда будем помнить библейскую истину: "Относись к людям так, как хочешь, чтобы к тебе относились"

Домашнее задание: написать отзыв о рассказе.

IV. Оценки за урок.