Конкурсный урок по литературе "Поговорим об одиночестве…" (Анализ рассказа Л.С. Петрушевской "Шопен и Мендельсон")

Разделы: Литература


Вид занятия: урок усвоения знаний на основе имеющихся.

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  1. формирование нравственных понятий на примере интересных эпизодов жизни героев рассказа;
  2. развитие навыков целостного анализа текста литературного произведения.

Задачи:

1. Обратить внимание на понятие “одиночество”, установить связь с современностью; увидеть авторское мастерство в создании атмосферы одиночества, сформировать понятия – компромисс, гуманизм, оптимизм, пессимизм, одиночество.

2. Развивать умение работать с художественной деталью, обнаруживать авторские приёмы создания литературного образа; развивать абстрактное мышление, умение обобщать и структурировать материал, связанный с нравственными понятиями по теме.

Межпредметные связи:

А). Обеспечивающие: ИЗО, МХК, музыка.

Б). Обеспечиаваемые: история, этика, русский язык.

В). Внутрипредметные: теория литературы.

Обеспечение занятия:

А). Наглядными пособиями (портрет писателя, аншлаги понятий, художественная модель рассказа).

Б). Раздаточный материал: разноуровневая карточка – алгоритм для анализа рассказа, материалы для создания коллажа.

В). ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, ТВ –ДВД- плеер, аудиомагнитофон.

Литература основная: рассказ Л. С. Петрушевской “Шопен и Мендельсон”.

Литература дополнительная: биография писательницы; сборник статей по материалам Международной научно – практической конференции (Пермский государственный педагогический университет, 2005год)

План и ход урока

Мотивация. Краткий свободный пересказ.

Первичное осмысление прочитанного дома.

Беседа.

Целеполагание: Предложите сами, о чём мы с вами сегодня поразмышляем?. . От себя могу добавить: мы попытаемся увидеть не только своеобразие рассказа Петрушевской, но и осмыслить в целом ряд нравственных понятий. Для этого мы отведём отдельную страницу ваших тетрадей, на которой будем создавать “понятийное поле” – собирать отдельные компоненты будущей модели.

Что бы вы хотели получить от сегодняшнего урока?

Анализирующее наблюдение.

Прежде, чем перейти непосредственно к анализу рассказа, сделаем небольшое отступление и поговорим о музыке и двух замечательных композиторах. Итак, Шопен и Мендельсон, хотя, правильнее бы было произнести эти имена наоборот. (слайд №1).

Прослушивание музыкальных фрагментов.

Возможно, эта прекрасная музыка вдохновила замечательную писательницу создать свой рассказ под названием “Шопен и Мендельсон”. (Слайд №2).

Вопрос: что вы знаете о Л. С. Петрушевской?

(Родилась и живёт в Москве, закончила факультет журналистики МГУ, прозаик, драматург, кинодраматург, переводчик. Пишет об обыденной жизни).

Она один из классиков современной русской литературы, работает во многих жанрах (проза, поэзия, драматургия, сказки, сценарии к фильмам…). Но, оказывается, она ещё и талантливый художник. Позвольте зачитать вам несколько строк.

В Москве, в художественной “Галерее Леонида Шишкина” две недели проходила её персональная выставка “Мания розы”. Эта выставка у Петрушевской - не первая. До этого её работы уже были показаны публике, но камерно, без огласки, скромно. Новая выставка, может быть, станет началом иного периода в творчестве рисующего писателя. И, возможно, писатель станет жить отдельно, а художник получит своё собственное имя, , не основанное на литературной популярности”.

(Слайд №3).

А теперь переходим непосредственно к тексту:

- Какой мотив сразу же бросается в глаза? (Одиночества)

Проследим вскрытый нами мотив одиночества по тексту. (Сначала прослеживаем совместно с детьми по тексту, а затем – закрепление по слайду №4).

Одиночество человека в этом мире сразу же бросается в глаза, всплывает на поверхность.

- Чему противопоставлено одиночество женщины (женщина одна, а стариков – двое, композиторов – двое, музыка звучит в паре…) Слайд №5.

А хорошо ли старикам вдвоём, в этом мире?

(Да, вроде бы, но ведь старики оказываются тоже вместе в этом мире одиноки, хоть и вдвоём, зачитаем 2-й абзац:… вот они двое, никем не потревоженные, не замеченные…)

- А музыка Шопена и Мендельсона? Нужна ли она? Кому?

(Старикам она напоминает об их молодости, о любви о чувствах, пережитых ими в молодости, что, возможно, помогает им жить…

Можно ли современному поколению слушать эту музыку постоянно?(Ответы учащихся.) У каждого времени своя музыка. . .

- Приходят ли к старикам дети, сослуживцы? Нужны ли они кому-нибудь?

- Кому мешает музыка стариков? Почему?

(музыку соседка называет проклятой).

Представим себе модель мира этого рассказа.

В центре – одна женщина. Её окружают: муж с женой, Шопен и Мендельсон. Всех вместе окружают …все знакомые и на работе, все подряд.

- Почему женщина одинока?

(Скорее всего, потому, что она эгоистична. )

- В каком произведении мы уже встречались с понятием “одиночество”?(Старуха Изергиль).

- Что нужно сделать, как вести себя, чтобы не стать одиноким в этой жизни?(Ответы учащихся).

Расставляя акценты в трактовке одиночества женщины, мы уже столкнулись с тем, что одиночество это двойственно: одна, и в то же время с соседями и их музыкой. Они вместе, а в сущности, одиноки. .

Противопоставления существуют не только в такой парадигме: --ОДНА – ДВОЕ, мы уже выяснили, что в рассказе противопоставлено практически всё, но только один предмет может быть контрастен по своему предназначению:

Телефон
Женщина звонит по телефону, рассказывает о своих соседях, попросту болтает. Старик же ползёт к телефону за помощью.

Орфоэпическая работа: звонишь, звоню, звоните, позвоните.

Противоречивы не только действия героини, но и её мысли. Она жалуется всем подряд по телефону на шум музыки. Найдите в тексте, что она конкретно говорит по этому поводу (…невозможно ведь каждый вечер затыкать уши телевизором). И вот здесь мне хотелось бы познакомить вас с таким замечательным средством выразительности русской речи, как оксюморон. (Слайд №7).

Запишем понятие в тетради.

Рассказывает всем о соседях, а самой было не до смеха.

Ещё раз обратим внимание на то, откуда исходит музыка в квартирах женщины и стариков.

Пианино, рояль – король инструментов, (словарная работа, мужской род, как и тюль, шампунь и т. д. )

А у женщины – телевизор, можно сказать, что этот предмет противостоит тому, причём и стоит о наПРОТИВ, у другой стены.

В рассказе два предмета, издающие звуки:

Высокое, благородное пианино. Телевизор и…унитаз, низменная потреба человека.

Героиня постоянно снижает возвышенный образ пианино. Как она его называет?(то шарманкой, то патефоном).

Петрушевская мастерски использует сниженную лексику в описании стариков (“как по расписанию”, “семенили в магазинчик”, “как поезд прибывали к пианино”, своим “шурум-бурумом” давили её, несчастную жертву.)

Она столкнулась с ними только один раз, на улице. Потом Шопен и Мендельсон исчезнут из её жизни, и старики окажутся тихими.

Найдите в тексте слова, подтверждающие это (… всего 15 минут в день шумели). Образованными… К слову, образованностью своей героиня похвастать не может (судите по её речи, переданной нам в косвенно – прямой форме).

Перейдём теперь от противопоставлений частных к общему, большому, главному, как нам представляется.

Если всмотреться в образы женщины и стариков и ещё глубже, мы сможем увидеть с вами два мира – мир реальной жизни и мир сказки – мечты. . (Слайд№8).

Но могут ли эти миры существовать друг без друга?

Наверное, нет. (Слайд№9)

Хочется остановиться на многих и многих деталях рассказа. Однако, предлагаю завершить наш сегодняшний разговор обострившимся слухом героини. Что это? Она, равнодушно – грубая, шутливая, смеющаяся, когда не до смеха, раздражённая татати – татата, вдруг меняется, вспоминает Шопена и Мендельсона и стариков с любовью и жалостью, оценивает стариков, как образованных, завидует им даже(вот это были люди, как в сказке).

Слух обострился, и обострилось чувствующее прекрасное сердце, или родилась (а может быть, возродилась)душа?…

Ну и слух у меня – это жалоба на что, тревога за что, восхищение чем, укор чему ?. .

Так о чём же этот рассказ? (о любви и верности, о любви и смерти).

Дома вы создавали художественную модель этого рассказа

(коллаж).

Прокомментируйте их.

Почему у героев рассказа нет имён ? (таких в наше время очень много).

Как надо жить, чтобы не стать одиноким стариком или “брошкой”?

(Не быть эгоистом, равнодушным, уметь договариваться, слушать других).

Предлагаю вам поработать в группах: “Взрослые и дети, поход на вечеринку. ” Подросток должен убедить родителей, что он не будет ночевать сегодня дома, а родители должны убедить его прийти домой.

Вывод: легко ли бывает договориться? Не всегда, не слушаем, не понимаем друг друга. (Слайды №10, 11).

Зная эти нравственные понятия, вы постараетесь не огорчать маму, любить свою новую семью и иногда слушать хорошую музыку.

А дома вы поработаете с карточкой-алгоритмом. Я прошу вас выбрать тот уровень, который вам больше нравится. (Слайд №12).

Оценки за урок.

Узнали вы что-то новое для себя? Вам понравилось на уроке?

Захотелось ли вам измениться или изменить свою жизнь?