Урок литературы в 6-м классе. Урок-игра по теме "Древнерусская литература. Летописи"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Совершенствовать умения систематизировать, обобщать и делать выводы.
  2. Развивать умение логически мыслить, чётко и кратко формулировать основную мысль.
  3. Воспитывать любовь к предмету, коллективизм в работе группами, прививать умение выслушивать мнения других и принимать верное решение.

Оборудование урока:

  • иллюстрации учеников,
  • клей, ножницы,
  • заготовленные материалы из книг,
  • фломастеры.

ХОД УРОКА

На дом ребята получали следующие задания:

  • нарисовать иллюстрации к летописи “Сказание о Кожемяке”.
  • написать свою летопись, используя особенности летописного языка (1 вариант); написать сочинение-миниатюру “Горе в земле Белгородской” (2 вариант)

Ребята разделены на три группы. Учитель сообщает цели сегодняшнего урока: обобщить знания о летописях, проверить умение быстро, чётко и правильно давать ответы, совершенствовать умение пересказывать и выполнять творческое задание.

От каждой группы выбирается по одному человек для работы в творческой группе по созданию коллажа (или иллюстраций) к летописи “Сказание о Кожемяке”. Используются иллюстрации, приготовленные детьми дома к этому уроку.

Остальная часть класса в группах работает по плану, записанному на доске.

ПЛАН РАБОТЫ

  1. Собери пословицу и приведи примеры из изученных летописей.
  2. Творческая мастерская. Проба пера. “Моя летопись” (проверка домашнего задания).
  3. Наш коллаж. Отчёт творческой группы.
  4. Сочинение-миниатюра “Горе в земле Белгородской” (проверка домашнего задания).
  5. Проверим свои знания. Кроссворд.
  6. Подведение итогов. Оценка работы группы в целом и каждого её члена в отдельности.

I ЭТАП. Каждая группа получает конверт с разрезанными на слоги тремя пословицами. Задача группы – собрать пословицы и привести примеры из изученных летописей, раскрывающих смысл пословицы.

КОНВЕРТ 1.

1. Разум силу победит. (“Сказание о белгородском киселе”)

2. Славу свою добывай в бою. (“Сказание о Кожемяке”)

Каждому свой край сладок (Обе летописи)

КОНВЕРТ 2.

1. Голова научит, руки сделают (“Сказание о белгородском киселе”)

2. Мал коротыш, да крепыш. (“Сказание о Кожемяке”)

3. Любовь к Родине сильнее смерти (“Сказание о Кожемяке”)

КОНВЕРТ 3.

1. Мудрость и города берёт (“Сказание о белгородском киселе”)

2. Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся (“Сказание о Кожемяке”)

3. Враг хотел пировать, а пришлось горевать (обе пословицы)

II ЭТАП. Чтение написанной дома летописи, её анализ с точки зрения содержания и языка. Выбирается экспертную комиссия из учеников, дающих заключительную оценку работе с учётом высказываний учеников.

III ЭТАП. Отчёт творческой группы. Объяснение композиции, цветового оформления коллажа. Оценка работы ребятами из других групп. Заключительная оценка комиссии.

IV ЭТАП. Чтение и обсуждение домашнего сочинения-миниатюры “Горе в земле Белгородской”. Учитывается авторское видение, стиль изложения, соответствие историческому времени. Коллективное обсуждение и окончательное заключение комиссии.

V ЭТАП. Заполни кроссворд. Работа считается выполненной, когда кроссворд заполнен всеми членами группы. (Кроссворд раздается на каждого ученика, но работа выполняется коллективно).

КРОССВОРД “ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ”.

      1 П           2 К      
1 К О Ж Е М 6 Я К А   Е      
      Ч   Р       Л     3 Н
    2 Л Е Т О П И С Ь     Е
      Н   С       Я     С
3 В Е Ч Е   Л   4 Г     5 Л   Т
      Г   А   Л     А   О
      И   4 В Л А Д И М И Р
              Ш     П    
            5 К А Д К А    
              Т     Д    
              А     А    
              Й          

По вертикали: 1. Враги, с которыми сражались воины Владимира. 2. Место, где писались летописи. 3. Первый летописец, создатель “повести временных лет”. 4. Человек, который доносит народу царский указ. 5. Источник света, при котором писали книги в монастырях. 6. Киевский князь, прозванный Мудрым.

По горизонтали: 1. Воин, одолевший печенегов. 2. Книга сказаний по годам. 3. Народное собрание для решения важных вопросов. 4. Киевский князь, который ввёл христианство на Руси. 5. Посуда, куда наливали кисель в “Сказании и белгородском киселе”.

ИТОГ УРОКА. Рефлексия. Ученики по желанию высказываются о сегодняшнем уроке, о своей работе в группе (что было хорошо, что не понравилось), высказывают пожелания. Затем заключительное слово учителя.