Цели:
- Совершенствовать умения систематизировать, обобщать и делать выводы.
- Развивать умение логически мыслить, чётко и кратко формулировать основную мысль.
- Воспитывать любовь к предмету, коллективизм в работе группами, прививать умение выслушивать мнения других и принимать верное решение.
Оборудование урока:
- иллюстрации учеников,
- клей, ножницы,
- заготовленные материалы из книг,
- фломастеры.
ХОД УРОКА
На дом ребята получали следующие задания:
- нарисовать иллюстрации к летописи “Сказание о Кожемяке”.
- написать свою летопись, используя особенности летописного языка (1 вариант); написать сочинение-миниатюру “Горе в земле Белгородской” (2 вариант)
Ребята разделены на три группы. Учитель сообщает цели сегодняшнего урока: обобщить знания о летописях, проверить умение быстро, чётко и правильно давать ответы, совершенствовать умение пересказывать и выполнять творческое задание.
От каждой группы выбирается по одному человек для работы в творческой группе по созданию коллажа (или иллюстраций) к летописи “Сказание о Кожемяке”. Используются иллюстрации, приготовленные детьми дома к этому уроку.
Остальная часть класса в группах работает по плану, записанному на доске.
ПЛАН РАБОТЫ
- Собери пословицу и приведи примеры из изученных летописей.
- Творческая мастерская. Проба пера. “Моя летопись” (проверка домашнего задания).
- Наш коллаж. Отчёт творческой группы.
- Сочинение-миниатюра “Горе в земле Белгородской” (проверка домашнего задания).
- Проверим свои знания. Кроссворд.
- Подведение итогов. Оценка работы группы в целом и каждого её члена в отдельности.
I ЭТАП. Каждая группа получает конверт с разрезанными на слоги тремя пословицами. Задача группы – собрать пословицы и привести примеры из изученных летописей, раскрывающих смысл пословицы.
КОНВЕРТ 1.
1. Разум силу победит. (“Сказание о белгородском киселе”)
2. Славу свою добывай в бою. (“Сказание о Кожемяке”)
Каждому свой край сладок (Обе летописи)
КОНВЕРТ 2.
1. Голова научит, руки сделают (“Сказание о белгородском киселе”)
2. Мал коротыш, да крепыш. (“Сказание о Кожемяке”)
3. Любовь к Родине сильнее смерти (“Сказание о Кожемяке”)
КОНВЕРТ 3.
1. Мудрость и города берёт (“Сказание о белгородском киселе”)
2. Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся (“Сказание о Кожемяке”)
3. Враг хотел пировать, а пришлось горевать (обе пословицы)
II ЭТАП. Чтение написанной дома летописи, её анализ с точки зрения содержания и языка. Выбирается экспертную комиссия из учеников, дающих заключительную оценку работе с учётом высказываний учеников.
III ЭТАП. Отчёт творческой группы. Объяснение композиции, цветового оформления коллажа. Оценка работы ребятами из других групп. Заключительная оценка комиссии.
IV ЭТАП. Чтение и обсуждение домашнего сочинения-миниатюры “Горе в земле Белгородской”. Учитывается авторское видение, стиль изложения, соответствие историческому времени. Коллективное обсуждение и окончательное заключение комиссии.
V ЭТАП. Заполни кроссворд. Работа считается выполненной, когда кроссворд заполнен всеми членами группы. (Кроссворд раздается на каждого ученика, но работа выполняется коллективно).
КРОССВОРД “ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ”.
1 П | 2 К | |||||||||||
1 К | О | Ж | Е | М | 6 Я | К | А | Е | ||||
Ч | Р | Л | 3 Н | |||||||||
2 Л | Е | Т | О | П | И | С | Ь | Е | ||||
Н | С | Я | С | |||||||||
3 В | Е | Ч | Е | Л | 4 Г | 5 Л | Т | |||||
Г | А | Л | А | О | ||||||||
И | 4 В | Л | А | Д | И | М | И | Р | ||||
Ш | П | |||||||||||
5 К | А | Д | К | А | ||||||||
Т | Д | |||||||||||
А | А | |||||||||||
Й |
По вертикали: 1. Враги, с которыми сражались воины Владимира. 2. Место, где писались летописи. 3. Первый летописец, создатель “повести временных лет”. 4. Человек, который доносит народу царский указ. 5. Источник света, при котором писали книги в монастырях. 6. Киевский князь, прозванный Мудрым.
По горизонтали: 1. Воин, одолевший печенегов. 2. Книга сказаний по годам. 3. Народное собрание для решения важных вопросов. 4. Киевский князь, который ввёл христианство на Руси. 5. Посуда, куда наливали кисель в “Сказании и белгородском киселе”.
ИТОГ УРОКА. Рефлексия. Ученики по желанию высказываются о сегодняшнем уроке, о своей работе в группе (что было хорошо, что не понравилось), высказывают пожелания. Затем заключительное слово учителя.