Изучению творчества Николая Степановича Гумилева в 11 классе мы отвели 2
часа. На первом уроке речь шла о биографии, личности, особенностях
мировосприятия поэта.
Второй урок по теме “Особенности поэтики Николая Гумилева” был запланирован как
урок изучения нового материала.
Цели урока:
- обучающая: познакомить учащихся со своеобразием поэтической манеры Н.С.Гумилева, показать связь его творчества с традициями романтизма;
- развивающая: развитие навыков анализа поэтического текста, сопоставительных умений учащихся при работе с произведениями разных видов искусства;
- воспитательная: способствовать воспитанию литературного вкуса и любви к поэзии, нравственных качеств старшеклассников (ответственности за свои поступки, уважения к человеческой личности и чувствам другого человека).
Основные виды учебной деятельности на уроке:
– рецептивная (чтение и полноценное восприятие стихотворений);
– продуктивная творческая (выразительное чтение стихотворений);
– поисковая (самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы);
– исследовательская (сопоставление произведений поэзии и живописи);
– репродуктивная (составление опорной схемы по теме урока).
При организации учебной деятельности учащихся следует учитывать уровень и темп работы класса: в слабом классе с низким темпом работы имеет смысл предложить сильным детям индивидуальные задания, связанные с анализом поэтического текста.
Оборудование:
- Портрет Н.Гумилева. Фотография. 1907 г.
- Н.С.Гумилев и А.А.Ахматова с сыном Львом. Фотография. Декабрь. 1914 г.
- Распечатки с текстами стихотворений Н.С.Гумилева.
- Выставка репродукций картин французского художника П.Гогена.
- Репродукция картины А.Текле “Портрет эфиопской женщины. 1974.”
- Иллюстрации учащейся Савинской ДШИ Бычковой А. к стихотворениям Н.Гумилева.
Ход урока
1. Вступление учителя:
– Каждый из поэтов “Серебряного века” имел своеобразный “нерв” творчества. Таким нервом” поэзии Николая Гумилева стал поиск красоты в пространстве и во времени. Не случайно издатель журнала “Аполлон” С.Маковский назвал Николая Гумилева “бредящим красотой”.
И вот вся жизнь!
Круженье, пенье,
Моря, пустыни, города.
Мелькающее отраженье
Потерянного навсегда.
Бушует пламя, трубят трубы,
И кони рыжие летят,
Потом волнующие губы
О счастье, кажется, твердят.
И вот опять восторг и горе.
Опять, как прежде, как всегда.
Седою гривой машет море,
Встают пустыни, города.
– К какому литературному течению принадлежал поэт?
– Что вы можете сказать о мироощущении поэта? (Романтическое.)
Учитель: – Друг юности Э. Голлербах вспоминал о Н. Гумилеве:
“Неисправимый романтик, бродяга-авантюрист, “конквистадор”, неутомимый искатель опасностей и сильных ощущений, – таков был он. Многие зачитываются в детстве Майн Ридом, Жюлем Верном, Гюставом Эмаром, но почти никто не осуществляет впоследствии, в своей “взрослой” жизни героического авантюризма, толкающего на опасные затеи, далекие экспедиции. Он осуществил. Упрекали его в позерстве, в чудачестве. А ему просто всю жизнь было шестнадцать лет”.
Уже в первых сборниках стихов Н.Гумилева были намечены чисто “гумилевские” черты, которые в конечном итоге составят неповторимый облик его поэтики. И.Анненский так напишет о стихах своего ученика в рецензии на сборник “Романтические цветы”: “ Не только искания красоты, но и красота исканий”.
– В чем же особенности поэтической манеры Н.Гумилева? Какие черты русского романтизма присущи его произведениям? (Цель урока.)
2. Анализ поэтического текста
– Характерная особенность многих стихотворений Н.Гумилева – пристрастие к экзотике, интерес к африканскому континенту.
– Каковы истоки экзотики в поэзии Н.Гумилева?
(Н.Гумилев несколько раз путешествовал в Африку. Цель путешествий носила творческий характер: “…в новой обстановке найти новые слова” (из письма В.Брюсову).
Своеобразной лирической дилогией, где выражен авторский идеал и найдены “новые слова”, стали стихотворения “Жираф” и “Озеро Чад”.
(Выразительное чтение стихотворения “Жираф” учащимся).
– К кому обращено стихотворение?
– Как-то С.Есенин, поэт иных устремлений, восхищался первыми строками этого стихотворения. Чем, по-вашему, они необычны?
(1-я строка – инверсия, 2-я строка – нарушение грамматической нормы).
– Что это? Ошибка поэта?
(Это сделано намеренно: от этого выигрывают смысл и картинность, так поэт передает настроение тончайшего очарования).
– Как это настроение передано лексически?
(“Особенно тонки”, “особенно грустен”).
– Как поэт пытается передать грусть любимой?
(Уводит в экзотический мир Африки, где чувствует себя комфортно, этот мир хорошо знаком ему).
– Где это подчеркнуто?
(Повторяется дважды “я знаю”, “я тебе расскажу”).
– Какой яркий зрительный образ рисует поэт?
(Жираф, иллюстрация А. Бычковой).
– Какие художественные средства использует Н.Гумилев для его создания?
(“Пышные” эпитеты: изысканный (жираф), грациозная (стройность), волшебный
(узор шкуры), плавный (бег);
“зрительные” сравнения: шкура, как Луна; жираф, как цветные паруса корабля; бег,
как радостный птичий полет;
олицетворение: Луна осмелится равняться).
– Еще какие образы использует поэт?
(Озера, закат, мраморный грот, Луна : перед нами мир не тронутой цивилизацией природы, мир естественной красоты. Он достоин восхищения и описания).
– Почему поэт сомневается, что будет понят любимой?
(Она отравлена городом, между ними нет духовной близости).
– Как это подтверждают последние строки?
(Героиня плачет, “сады души” поэта остались для нее недоступны, восторг героя перед земной красотой не тронул ее сердце, рассказ об Африке не вызвал интереса).
Вывод: в выборе художественных средств Н.Гумилев ориентируется на романтизм (яркая образная система, “пышные эпитеты”, “зрительные” сравнения).
(Выразительное чтение учащимся стихотворения “Озеро Чад”).
– Какой романтический жанр напоминает это стихотворение?
(Баллада, так как есть сюжет).
– Какой художественный прием в основе стихотворения?
(Антитеза).
– Кто же противопоставлен?
(“Дочь властительного Чада” и европеец).
– Какие качества олицетворяет героиня?
(Красота, искренность, глубина чувств, страстность, доверчивость).
(Репродукция картины А.Текле “Портрет эфиопской женщины”).
– Каким показан европеец? (Безнравственный, лживый).
– Чем стала для француза девушка? (Минутной прихотью, экзотической игрушкой).
– На что обречена героиня в цивилизованном мире? (На унижения и страдания).
– Где она была по-настоящему счастлива?
– Какова поэтическая идея стихотворения? Как она связана с философией романтизма?
(В цивилизованном мире, где царит культ наслаждений, участь человека, живущего сердцем, трагична).
– На чьей стороне симпатия автора? А ваша? С каким произведением русской прозы можно провести параллель?
(А.И.Куприн “Олеся”).
Вывод: “местный колорит”, повествовательный элемент роднят произведения Н.Гумилева с произведениями поэтов-романтиков.
3. Совершенство поэтической формы.
– “Начиная с “Пути конквистадоров” и заканчивая “Огненным столпом”, – писал критик В.Жирмунский в статье “Преодолевшие символизм” (1916), – Гумилев …неизменно шел одной и той же дорогой: к совершенству формы, к магии слова…”.
Как поэт достигал художественной красоты? Попробуем проникнуть в тайну его поэтического мастерства.
(Выразительное чтение учащимся стихотворения “Мореплаватель Павзаний”).
Мореплаватель Павзаний
С берегов далеких Нила
В Рим привез и шкуры ланей,
И египетские ткани,
И большого крокодила.
Это было в дни безумных
Извращений Каракаллы.
Бог веселых и безумных
Изукрасил цепью шумных
Толп причудливые скалы.
В золотом невинном горе
Суетились у галеры
Бородатые скитальцы,
И изящные гетеры
Поднимали в честь Венеры
Точно мраморные пальцы.
Комментарий учителя: Павзаний – древнегреческий путешественник, живший во ІІ веке нашей эры. Сюжетная канва стихотворения такова: после опасного плавания в Африку Павзаний возвращается к берегам Римской империи. Римский император в час заката осматривает заморские подарки.
Стихотворение интересно с точки зрения фонетики и лексики.
– В чем особенности фонетики? (Индивидуальное задание учащегося).
(Звуковой повтор гласного [у] : 2-3 строфы (картина моря) – 9 раз, 5 строфа (описание крокодила) – 7 раз.)
Звуковой повтор гласного (ассонанс) наполняет стихотворение зеленым цветом.
(Н.Гумилев. Перевод стихотворения А.Рембо “Рождение гласных”.
А – черно, бело – Е, У – зелено, О – сине, И – красно…
Я хочу открыть рожденье гласных…)
Звуковой повтор согласного [л] (аллитерация) : 1–2 строфы – 13 раз. Так поэт воспроизводит звук ударяющихся о борт корабля волн. Во 2-3 строфах – 14 раз встречается [р]. Этот звук передает скрип мачт и корабельных снастей.
Учитель: По жемчужине собирает Н.Гумилев свое поэтическое ожерелье, превращая его в сокровище удивительной красоты!
– В чем особенность лексики? (Индивидуальное задание учащегося).
(В стихотворении много прилагательных, обозначающих цвет: “золотой”, “пурпурный”, “мраморный”, “изумрудный”, “серебряный”: чтобы описать красоту, создать картину земного рая, который спасает от серой скуки городов, поэт не жалеет красок.
Существительные тоже вызывают цветовые ассоциации: море – синий, зеленый; крокодил – зеленый. Существительные повторяются несколько раз, что способствует созданию сильного эффекта).
Вывод: гармония звуковых повторов, ясность и точность в передаче красоты земного рая, ритмическая четкость стиха свойственны поэтике Н.Гумилева.
4. Сравнение палитры стихотворений Н.Гумилева и полотен французского художника П.Гогена (совпадают).
Учитель:
– Большинство полотен Поль Гоген написал на острове Таити. Что заставило внешне благополучного парижанина покинуть родину и отправиться на далекий остров, а потом переселиться туда навсегда? Возможно, та же причина, которая побудила студента Сорбонны Николая Гумилева отправиться в Абиссинию (современную Эфиопию): попытка найти в красоте первобытной природы духовное обновление (или спасение?) от тяжелого тумана города? А может быть, стремление отыскать “Землю, где можно было просто жить”, черпать вдохновение, быть свободным, жить в согласии с самим собой и окружающим миром? Кто знает? (Рекомендация книги А.Перрюшо).
5 . Литературная загадка
– В русской поэзии “Серебряного века” многие авторы увлекались созданием акростихов (начальные буквы каждой строки составляют имя).
– Отгадайте литературную загадку: кому посвящены следующие строки?
Аддис-Абеба, город роз,
На берегу ручьев прозрачных,
Небесный див тебя принес,
Алмазный, средь ущелий мрачных.
Армидин сад… Там пилигрим
Хранит обет любви неясной.
Мы все склоняемся пред ним,
А розы душны, розы красны.
Там смотрит в душу чей-то взор,
Отравы полный и обманов,
В садах высоких сикомор,
Аллеях сумрачных платанов.
7. Итог урока. Выводы. Составление опорной схемы.
Д/з: письменная работа, стихотворение “Я и вы” (восприятие, истолкование, оценка).
Список использованной литературы
- Николай Гумилев в воспоминаниях современников. – Вся Москва, 1990.
- Перрюшо А. Жизнь Гогена. – М., Радуга,1989.
- Гумилев Николай Степанович. Золотое сердце России. – Кишинев, Литература артистикэ, 1990.