Цель: обобщить и систематизировать материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5 классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”).
Дидактические задачи:
- Проанализировать текст сказки-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”.
- Научить учащихся работать над исследованием (исследование, его оформление и презентация).
- Воспитать бережное и внимательное отношение к северной природе, к северным народным традициям; научить работать в микро-группах.
Методы (приёмы) и формы работы на уроке:
- Работа в группах (в сотрудничестве).
- Индивидуальная работа учащихся (личностно-ориентированный подход) + каждый в группе отвечает за свою часть.
- Проектная деятельность учащихся.
- Исследовательская деятельность учащихся.
- ИКТ (интерактивная доска, презентации, Microsoft Office, поисковая система Yandex).
- Аналитический пересказ; пересказ, близкий к тексту (элементы).
- Элементы фронтальной работы.
- Языковой анализ текста (элементы).
Подготовка к уроку:
№ этапа | Длительность этапа | Содержание материала |
I | 2 часа (литература) 2 часа (биология) |
Литература – изучение
сказки-были М. Пришвина “Кладовая солнца”. Биология – повторение пройденного по природоведению в 5 классе. |
II | 1 час | Экскурсия на природу, в Малые Карелы, краеведческий музей (по группам) для выполнения практической части исследования (фотографии, гербарий, образцы дерева и т.д.) |
III | 1 час | Подготовка к оформлению и оформление исследования. |
IV | 1 час | Урок-конференция (презентация исследований учащихся). |
Учитель | Учащиеся |
|
|
Работа на уроке
Учитель | Учащиеся |
|
|
*
РефлексияУчитель | Учащиеся |
|
|
Ход урока
Цель: обобщить и систематизировать материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5 классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”).
Учебные задачи:
- Проанализировать текст сказки-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”.
- Изучить жанровое своеобразие произведения М.М. Пришвина.
- Исследовать лесную флору и фауну.
- Изучить народные традиции, представленные в сказке-были.
- Показать взаимоотношения человека и природы.
- Исследовать топонимику сказки-были М.М. Пришвина.
- Изучить северные ремёсла (резьба по дереву).
- Изучить северный крестьянский быт середины XX века.
- Развить навыки устной и письменной речи.
I. Организационный момент.
Электронная презентация цели и задач урока.
II. Актуализация опорных ЗУН.
Учитель. Сегодня мы с Вами пробуем новую форму проведения урока – урок-конференцию. При подготовке к нему Вам было предложено 11 тем для исследования.
Готовясь к уроку, Вы проделали колоссальную работу. Многое было затруднительно для Вас, но Вы хорошо справились со всем. Давайте теперь посмотрим на результат Вашей работы, поделимся полученными знаниями с одноклассниками, оценим работу друг друга…
Конференция как форма урока разрешает Вам после внимательного прослушивания выступления задать интересующие Вас вопросы по данной теме, соблюдая 5-ти минутный регламент. (*Рефлексия, индивидуальные карты)
III. Презентация проектов исследований:
Исследование | Результат |
|
|
Исследование № 1. Жанровое своеобразие произведения М.М. Пришвина.
Исследование | Результат |
Теоретическая часть. Определение понятий “сказка”, “быль”, “легенда”; жанровые особенности; их отражение в произведении М. Пришвина. |
1. Устное выступление. |
Исследование № 2. Топонимия.
Исследование | Результат |
Теоретическая часть. Определение понятий “топоним”, “топонимика”, “топонимия”. Анализ топонимов сказки-были: Слепая елань, Палестинка, борина Высокая грива, Звонкая борина, Блудово болото, Сухая речка, г. Переславль-Залесский и др. имена собственные. |
1. Рисунок карты или схемы на листах ватмана. |
Исследование № 3. Северный крестьянский быт середины XX века.
Исследование | Результат |
Теоретическая часть. Анализ понятий текста: предрассветный час, труба пастуха, хворостина, растоплять печь, чугунок, загнетка, заправлять обед, хлопотать по хозяйству, полоть (огурцы, картошку), мотыжить (свеклу), задать корм животным. Практическая часть. Лоскутное шитьё или роспись по дереву |
1. Устное выступление. 2. Показ изделий. |
Исследование № 4. Северные ремёсла (резьба по дереву).
Исследование | Результат |
Теоретическая часть. Определение понятий “бондарство”, “бондарь”. История ремесла. Анализ понятий текста: фуганок, ладило, обруч, бочонок, шайка, кадушка. Практическая часть. Описание работы; фотоматериалы, рисунки, схемы; изделие (выполненное своими руками); образцы пород деревьев (сосна, берёза, осина). |
1. Устное выступление. 2. Показ изделий. 3. Демонстрация схем, чертежей, рисунков. |
Исследование № 5. Ягодная аптека (северные рецепты).
Исследование | Результат |
Теоретическая часть. Анализ понятий текста: клюква (растёт на болоте летом, собирают поздней осенью или весной – она сладкая), черника, брусника, голубика, костяника. Описание ягод в тексте – научное определение (сравнительная характеристика). Практическая часть. Фотоматериалы, гербарий, лекарственная польза. |
1. Электронная презентация. |
Исследование № 6. Лесная флора (болото).
Исследование | Результат |
Теоретическая часть. Определение понятия “флора”. Анализ понятий текста: болото начинается с ивы, ольхи и других кустарников; на нём бывают холмы (песчаные, покрытые высоким бором – борины); сосновый лес, берёза, ель, осины, трава иван-чай, можжевельник, трава белоус (вдоль человеческой тропы на болоте), болотный трилистник. Практическая часть. Фотоматериалы, гербарий. |
1. Электронная презентация. |
Исследование № 7. Лесная фауна (птицы).
Исследование | Результат |
Теоретическая часть. Определение понятия “фауна”. Анализ понятий текста: глухарь, селезень, дикая утка Кряква, снегирь, бекас, кулик Кроншнеп, тетерев Косач, белая куропатка, чибис, ворона, сорока, косач-токовик, рябчики, дрозд-белобровик – вечерняя птица (автор передаёт звуки птиц!) Практическая часть. Фотоматериалы. |
1. Демонстрация иллюстраций. 2. Воспроизведение звукозаписей. 3. Викторина. |
Исследование № 8. Лесная фауна (животные).
Исследование | Результат |
Теоретическая часть. Определение понятия “фауна”. Анализ понятий текста: лиса (питается мышами), заяц-русак, волк (питается овцами, собаками), мыши, лось (питается корой осин), ящерицы, бабочки-лимонницы, чёрные мухи, змея-гадюка. В тексте представлены все виды: птицы, млекопитающие (хищники, травоядные), земноводные, насекомые. |
1. Электронная презентация. |
Исследование № 9. Человек и природа (экология).
Исследование | Результат |
Теоретическая часть. Определение понятия “экология”. Анализ понятий текста: волчья команда по вызову крестьян приехала уничтожить волчий выводок (мешал людям), группа по разработке месторождения торфа (кладовая солнца), волки боятся красного цвета. |
1. Устное выступление. |
Исследование № 10. Человек и природа (уроки выживания).
Исследование | Результат |
Теоретическая часть. Анализ понятий текста: с собой в лес дети берут двуствольное ружьё “тулка”, манки на рябчиков, компас (стрелка), топор, хлеб, молоко, чугунок картошки (не помешает), полотенце, корзину (за ягодами), по-особому оделись. Практическая часть. Добывание еды и огня без спичек. Экстренная ситуация – попал в болото. Как себя вести? Соорудить компас. |
1. Устное выступление. 2. Инсценирование. |
Исследование № 11. Народная мудрость.
Исследование | Результат |
Теоретическая часть. Определение понятий “пословица”, “поговорка”. Анализ понятий текста: стрелка добрей матери, стрелка эта верней друга (друг изменит, а она нет), собака – вернейший друг человека (Травка), поиск правды (Антипыч); волк воет о себе – собака о том, кому ей служить; ворон – птица вещая; Митраша запел в трудную минуту, чтобы взбодриться; не знавши броду – не лезьте в воду (Антипыч); подальше от греха. |
1. Устное выступление. |
IV. Закрепление (рефлексия)
- Заполнение учащимися рефлексивных карт.
- Ваше впечатление от урока?
- Ваши пожелания?
V. Подведение итогов урока
Учитель. Мы (учителя) полагаем, что сегодня вы приобрели одно очень ценное умение – исследование. Ведь недаром известные психологи и педагоги утверждают, что только добытые своими руками знания могут быть истинными и крепкими. В этом убедились герои сказки-были М.М. Пришвина, в этом, мы надеемся, убедились сегодня и Вы…
VI. Формулировка домашнего задания.
По биологии.
Подготовиться к самостоятельной работе по пройденному материалу.
По литературе.
Написать сочинение на тему: “О чём заставила меня задуматься сказка-быль М.М. Пришвина “Кладовая солнца”.
Рефлексивная карта учащегося
Класс _________ Ф.И.__________ Самооценка __________.
Исследование | Оценка | Примечание |
1. Жанровое своеобразие произведения М. Пришвина “Кладовая солнца” | ||
2. Топонимия | ||
3. Северный крестьянский быт середины XX века | ||
4. Северные ремёсла (резьба по дереву) | ||
5. Ягодная аптека (северные рецепты) | ||
6. Лесная флора (болото) | ||
7. Лесная фауна (птицы) | ||
8. Лесная фауна (животные) | ||
9. Человек и природа (экология) | ||
10. Человек и природа (уроки выживания) | ||
11. Народная мудрость |