Цель: проверить степень усвоения первоначальных знаний о поэзии серебряного века.
Оборудование: портреты поэтов, книги, фото. Эпиграфы (на доске):
Для нас дороже всего свобода исканий.
В. Брюсов
Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда.
О. Мандельштам
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл…
А. Ахматова
Ход урока
Звучит Музыкальная фантазия на стихи Блока «По городу бегал черный человек…»
Слово учителя:
«Человек всё-таки должен чем-нибудь заниматься. Иначе его существование становится бессмысленным и вредным.
Молодость даётся нам для эксперимента, а не для прозябания.
Человек должен ходить по земле гордо и легко…
Веселье, радость и тоска. Кому это обязательно? Нам? Только нам. А ведь веселья ровно столько, что и тоски, и то, что весело, в равной степени и грустно. И, может быть, правы те, кто живёт, не разбирая ни радости, ни тоски, – просто, прямо, глупо. Может быть, они мудрецы?
Нет ничего страшнее духовного банкротства. Человек может быть гол, нищ, но если у него есть хоть какая-нибудь идея, мираж – он ещё человек, и его существование имеет смысл.»
Так рассуждал поэт, бродя по темным улицам города. В лицо дул ночной холодный ветер. Мысли путались в голове, когда он остановился у входа в кафе «Бродячая собака».
– Что ж, зайду, как обычно, – сказал он сам себе. – Как знать, быть может, сегодняшний вечер обещает быть особенно интересным? Литературные споры, обсуждения, представления – как всё это было бы кстати именно сейчас.
И прежде, чем войти, прочёл «восьмистишие»:
Ни шороха полночных далей,
Ни песен, что певала мать,
Мы никогда не понимали
Того, что стоило понять.
И, символ горнего величья,
Как некий благостный завет,
Высокое косноязычье
Тебе даруется, поэт.
Итак, здравствуйте, господа поэты, позвольте мне именно так называть вас сегодня. Наш урок в литературном кафе – это урок-обобщение знаний по теме «Серебряный век русской литературы. А цель нашей встречи – проверить, как вы усвоили первоначальные знания о поэзии серебряного века. Обратите внимание на эпиграфы. Мы к ним вернёмся, но чуть позже.
Как говорится, в добрый путь! А я предлагаю вам на несколько минут оказаться в обстановке того кафе и с удовольствием представлю завсегдатаев этого заведения:
Содружество «Снежная маска» (символисты).
Содружество «Цех поэтов», из которого возник впоследствии… акмеизм
Содружество с громким названием ХЛАМ (Художники. Литераторы. Артисты. Музыканты) (футуристы)
Творческое представление групп. Какими же они себя видят? (по 3 минуты для каждой группы).
Итак, определяем очень кратко:
- символизм – это …(«поэзия намёков»).
- Акмеизм – … (поэзия точности (ясности)).
- Футуризм – … (поэзия вызова (эпатажа, опровержения традиций)).
А теперь попробуем знания, отражённые в ваших манифестах, систематизировать. Каждой группе предложена таблица, заполните её.
Критерии для сопоставления | Символизм 1890 - 1910 |
Акмеизм 1910-1912 |
Футуризм 1912-1914 |
1. Отношение к миру | Мир не познаваем | Мир познаваем | Мир надо переделать |
2. Роль поэта | Поэт-пророк разгадывает тайны бытия, слова | Поэт возвращает слову ясность, простоту | Поэт разрушает старое |
3. Отношение к слову | Слово многозначно И символично | Четкая определенность слова | Свобода в обращении со словом |
4. Особенности формы | Намеки, иносказания | Конкретная образность | Обилие неологизмов, искажений слов |
5. Близкий род искусства | Музыка | Живопись, архитектура, скульптура | Живопись |
– С чем не согласны или, может быть, есть какие-либо дополнения?
– На основании работы с таблицей, давайте от теории перейдём к практике. Вашему вниманию предлагаю 3 поэтических текста. Попробуйте определить, какое из произведений относится к вашему литературному течению. Докажите это. (Работа, связанная с анализом лирических произведений. Могут быть использованы любые произведения авторов серебряного века).
Царскосельская статуя
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,
И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной...
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
Кузнечик
Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!
Первый снег
Серебро, огни и блестки, –
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это – область чьей-то грезы,
Это – призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
А может быть, кто-то прочтёт стихотворение поэта Серебряного века, которое его чем-то зацепило, тронуло , пусть даже это стихотворение будет автора, не принадлежащего к тому поэтическому течению, которое вы представляете.
Звучат стихи.
Спасибо. Замечательные стихи, из которых составлялись поэтические сборники. А кто готов поработать с заданием по книгам поэтов Серебряного века?
Напротив названия каждого поэтического сборника напишите имя его автора.
- «Urbi et orbi» – В. Брюсов
- «Cor ardens» – Вяч. Иванов;
- «Колчан» – Н. Гумилев;
- «Четки» – А. Ахматова;
- «Чужое небо» – Н. Гумилев;
- «Tristia» – О. Мандельштам;
Русский Серебряный век оказался коротким: история отпустила ему… около трёх десятилетий. Но за это время появилось так много новых имён, было создано столько значительных произведений, опробовано и изобретено такое множество поэтических приёмов, что их вполне хватило бы на столетие. Я считаю, что Серебряный век был Началом, Продолжением и Концом, а чего - помогите, пожалуйста, сформулировать. Продолжите мои высказывания:
Серебряный век был началом:
(модернистской эпохи, Настоящего Двадцатого века, творчества многих русских писателей, которые составили его славу).
- Серебряный век был продолжением: (он не смог бы состояться без наследия русского “золотого века”).
- Серебряный век был концом: (в 1920-е годы литература начала существовать совершенно в ином историческом и культурном контексте).
Подтверждением наших слов могут быть эпиграфы. (Работа с эпиграфами).
Хочу ещё раз обратить ваше внимание на преемственность. Вы вспомнили Золотой век русской литературы, а он немыслим без такого имени, как … А.С. Пушкин. Помните его стихотворение «Пророк»?
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".
Поэт отождествлён с Пророком. Давайте вернёмся к таблице. Вы все отметили особую роль поэта А как вы понимаете само слово «ПОЭТ»? КТО ТАКОЙ ПОЭТ?
Толковый словарь Ушакова дает 3 определения:
- Писатель-художник, создающий поэтические произведения. Писатель, пишущий стихами, стихотворец.
- Человек, наделенный высоким творческим дарованием, сильным творческим воображением.
- Человек, склонный к мечтательности и фантазированию, далекий от действительности мечтатель, фантазер.
На ваш взгляд, какое из определений более приемлемо для поэтов серебряного века?
Мы можем говорить долго, одно бесспорно: поэт – это человек с огромным сердцем, которое может вмещать в себя и пушкинские «умение слушать», и «умение видеть», и «умение глаголом жечь сердца людей», а помимо этого – талант, благородство, патриотизм, принципиальность.. А разве это не касается поэтов Серебряного века? А что, по-вашему, можно сказать о поэтах серебряного века, что нового может появиться в этом сердце?
(Огромное желание преобразовать мир, по-своему, но преобразовать, изменить, которое и объединило все течения Серебряного века русской литературы).
Исходя из всего нами сказанного и прочитанного, не кажется ли вам, что эпоха нашего времени очень созвучна с эпохой Серебряного века. Многие годы в нашей стране уничтожали духовные и культурные ценности, которые создавались ранее. И только после 90-х годов ХХ века произошла переоценка многих “вещей”, отмирание одних ценностей и возрождение других. Наше время – это время возрождения культурной и духовной жизни России. Ведь смогли же петербуржцы отстоять, уберечь от разрушения подвал Бродячей собаки. Там и поныне действует арт-кафе.
Поэзия серебряного века – поэзия, проверенная временем. Она вдохновила на творчество многих известных людей. Мы начали наш урок с музыкальной фантазии на стихи А. Блока нашего саратовского театра «Балаганчик». И мои коллеги не остались в стороне. Хочу прочитать вам стихотворение Н.В. Пучковой «Поэзия Серебряного века…», передающее, на мой взгляд, суть нашей сегодняшней встречи и отношение к тем потрясающим трём десятилетиям:
Поэзия «серебряного века».
Ахматова, Блок, Брюсов,
Грусть, тоска.
Поэзия «серебряного века».
Она не на день, а на все века.
Цветаева, Бальмонт и Мережковский,
Каменский, Сологуб и Гумилёв –
Какой поток имён громокипящий,
Судьбы, надежды, совести поток.
И в памяти перебирая строки,
Что невозможно оценить в деньгах,
Я думаю: бессмысленны упрёки
Из уст всех тех, кто попирал их прах,
Кто их травил, уничтожал, калечил
В людском сознаньи дерзкую строку,
Кто очень сильно им давил на плечи,
Кого мы прокляли в другом веку.
Но сколько б дальше не промчалось лет,
Теперь мы знаем: время не помеха.
И с упоеньем будем мы читать
Поэзию «серебряного века».
Мы говорили о поэзии Серебряного века, о её влиянии на творческих людей. Людей моего поколения. А как вы, молодое поколение, считаете, нужно ли изучать поэзию Серебряного века сегодня?
Домашнее задание: «Бродячая собака» – творческое содружество поэтов, у которых, как вам известно, был свой гимн. Предлагаю каждому сообществу написать гимн «Бродячей собаки».