Участники: 8-е классы общеобразовательных школ
Присутствующие: ведущий игры (учитель), ответственный за техническое обеспечение (учитель информатики), жюри (учителя различных предметов)
Функции ответственного за техническое обеспечение: работа с презентацией (Приложение 1 (презентация), Приложение 4 (пояснения по работе с презентацией))
Функции жюри: устанавливать правильность и точность ответа, выставлять полученные баллы (Приложение 2), оглашать промежуточные и итоговые результаты игры.
Состав команд: в игре принимают участие три команды по 3 человека в каждой. Состав команды определяется жеребьевкой, проводимой в начале игры председателем жюри. Каждый учащийся вытягивает карточку с номером, соответствующий номеру команды (Приложение 3)
Время проведения: 2 академических часа
План проведения мероприятия:
- проведение жеребьевки;
- I тур игры;
- объявление промежуточных результатов игры;
- II тур игры;
- объявление промежуточных результатов игры;
- финал игры;
- объявление результатов игры;
- награждение участников игры.
Ход игры
Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня у нас необычное мероприятие. Мы с вами сыграем в игру “Поймай звезду” по общеобразовательным предметам.
Перед нами стоят две цели: 1) продолжить учиться работать в группе; 2) закрепить знания по пройденному материалу по общеобразовательным предметам в игровой форме.
Итак, начинаем игру. Ни пуха, ни пера!
I тур
Ведущий: I тур содержит вопросы по четырем предметам – математика, литература, химия, история. Команды по очереди выбирают предмет и уровень сложности вопроса. Время на обдумывание каждого вопроса 15 секунд (после прочтения вопроса). При верном ответе команда получает количество баллов, соответствующее уровню сложности вопроса. При неверном или неполном ответе на вопрос с команды снимается количество очков, соответствующее уровню сложности вопроса, а на вопрос отвечает ведущий игры.
Начинаем I тур игры.
Математика
на “3”
Назовите координаты точки, определяющие её местоположение на плоскости.
Ответ: абсцисса и ордината. Термины были введены немецким ученым Лейбницем Готфридом: “абсцисса” в 1675 году; “ордината” в 1684 году. А термин “координата” появился позднее: в 1692 году.
на “4”
Чему равны: пять в квадрате; шесть в квадрате;
семь в квадрате; угол в квадрате?
Ответ: 52=25; 62=36; 72=49; угол в
квадрате равен 90?, т.к. в квадрате все углы прямые.
на “5”
Какой цифрой заканчивается число, равное 1998723?
Ответ: 8. Последняя цифра в записи этого
числа “ 2”. 2?=8.
Литература
на “3”
Назовите произведение, из которого приведены
следующие строки: “Да, были люди в наше время …”
Ответ: М.Ю. Лермонтов “Бородино”
на “4”
Прочитайте отрывок из воспоминаний Михаила
Владимировича Юзефовича: “как теперь вижу его,
живого, простого в обращении … очень подвижного
… с великолепными большими, чистыми и ясными
глазами, в которых, казалось, отражалось все
прекрасное в природе, с белыми, блестящими
зубами, о которых он очень заботился. Он вовсе не
был смугл, ни черноволос, как утверждают
некоторые, а был вполне белокож, с вьющимися
волосами каштанового цвета … Черты лица у него
были приятными, и общее выражение очень
симпатичное. Его портрет, работы Кипренского,
похож безукоризненно”. О ком он рассказывает?
Ответ: А.С. Пушкин
на “5”
В повести Н.В. Гоголя “Ночь перед рождеством”
есть герой, который ест вареники со сметаной,
управляясь с ними без помощи рук. Назовите имя
этого героя.
Ответ: Пузатый Пацюк.
“Тут заметил Вакула, что … на полу стояли две деревянные миски; одна была наполнена варениками, другая сметаною. Мысли его и глаза невольно устремились на эти кушанья. Посмотрим, - как будет есть Пацюк вареники. Наклоняться, верно, не захочет … да и нельзя: нужно сперва вареник обмакнуть в сметану.
Только что он успел это подумать, Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнулся в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать”.
История
на “3”
Назовите страну, которую в 18 веке называли
“владычицей морей”?
Ответ: Англия. Эта страна имела самые
передовые пароходы и владела морскими
пространствами и торговыми путями. Ее морское
первенство нашло отражение в строках
национального гимна: “ Правь, Британия, морями”.
на “4”
Как называется картина? Кто автор? (Рисунок 1)
Ответ: портрет Моны Лизы. Джоконда. Автор:
Леонардо да Винчи
на “5”
С каким событием связана эта картина? (Рисунок
2)
Ответ: Отечественная война 1812 года. Битва
под Бородино. Автор картины А. Д. Кившенко.
Химия
на “3”
Образуются ли при химических реакциях новые
вещества?
Ответ: да, образуются. Например, железо на
воздухе соединяется с кислородом, образуется
оксид железа (ржавчина).
на “4”
По каким признакам можно отличить химическое
явление от физического?
Ответ: При химических явлениях происходит
превращение одних веществ в другие. Это
сопровождается выделением газа, выпадением
осадка, изменением цвета и запаха,
сопровождается выделением или поглощением
тепла. При физических явлениях происходит
изменение агрегатного состояния, изменение
формы вещества.
на “5”
Вы идете по осеннему лесу, под ногами опавшая
желто-красная листва … Весной те же листья под
вашими ногами уже серо-коричневого цвета.
Физический или химический процесс шел всю зиму
под снегом?
Ответ: Химический. При гниении листьев
выделяется тепло и происходит изменение цвета
листьев, что является признаками химической
реакции.
Ведущий: подведем итоги I тура. Слово
предоставляется председателю жюри. Председатель
жюри объявляет предварительные итоги игры,
команду-победителя I тура.
Я предлагаю выигравшей команде разделиться на
три команды, то есть во втором туре каждый из
игроков будет играть сам за себя.
Итак, игроков прошу занять игровые места, а
выбывших – занять места в зале. Начинаем второй
тур.
II тур
Ведущий: II тур содержит вопросы по девяти предметам – математика, русский язык и литература, химия, история, биология, география, ОБЖ, физика, история С-Пб. Команды по очереди выбирают предмет и отвечают на вопрос. Время на обдумывание каждого вопроса 30 секунд (после прочтения вопроса). При верном ответе игрок получает 10 баллов. При неверном или неполном ответе на вопрос с игрока снимается 10 баллов, а на вопрос отвечает ведущий игры. Игрок, набравший наибольшее количество баллов, переходит в III тур.
История
5 апреля 1242 год. Чем знаменита эта дата в истории
России?
Ответ: Ледовое побоище. Сохранена
независимость Новгородской и Псковской земли.
Литература
Слыхали ль вы?
Когда-нибудь слыхали ль вы,
Чтоб львы бывали не правы?
Тому назад немало лет
Один слыхал. За то был съет.
(В. Бабичков)
Какое причастие образовано неправильно? С
какой целью?
Ответ: съет (съеден), цель – рифма: лет, съет.
Биология
Правда ли, что летучая мышь-вампир стала
прототипом Дракулы?
Ответ: нет. Летучие мыши – типичные
представители американского континента и
впервые были обнаружены именно там. Легенда о
людях, высасывающих кровь подобно летучим мышам,
появилась в Европе во времена, когда Америка еще
не была открыта и о “настоящих” вампирах
европейцы еще не знали.
Химия
Назовите металл, который используют служители
церкви для получения “святой воды”.
Ответ: Серебро, так как оно обладает
бактерицидными свойствами.
География
Всегда ли можно правильно определить по мхам и
лишайникам на стволах деревьев направление на
север и на юг?
Ответ: нет, не всегда. Мхи и лишайники растут
на северной стороне ствола у лиственных
деревьев. На стволах же хвойных деревьев они
произрастают почти в одинаковой мере со всех
сторон, особенно в нижней части дерева.
ОБЖ
Имеется один признак, последний сигнал
предупреждения природы, который она посылает в
большинстве случаев: за несколько минут до того,
как море кинется на берег, вода в море внезапно
отступает. В этих случаях нужно немедленно
покинуть побережье и удалиться от него как можно
дальше. Что это за явление? Каковы его причины?
Ответ: Это цунами. Причина – извержение
подводных вулканов или сильные землетрясения,
эпицентр которых находится в океане.
Математика
Половина – треть числа. Какое это число?
Ответ: 1,5. Половина – это 1/2. 1/2 – это 1/3
какого-то числа. Чтобы найти число по значению
его дроби, нужно значение разделить на дробь. 1/2 :
1/3 = 3/2 =1,5.
Физика
Закрытая бутылка наполовину заполнена ртутью.
Есть ли ртуть в верхней половине и почему?
Ответ: Да, есть. Ртуть, как и любое другое
вещество, может быть в трех состояниях: твердом,
жидком и газообразном. В нижней части бутылки
жидкая ртуть, а в верхней находятся пары ртути (то
есть ртуть в газообразном состоянии), так как
ртуть испаряется.
История Санкт-Петербурга
Петр I начал собирать свою знаменитую коллекцию
редкостей еще живя в Москве. Затем перевез ее в
новую столицу и разместил в собственном Летнем
дворце. Но коллекция разрасталась так
стремительно, что во дворце места ей уже не
хватало. Ее перевезли в бывший особняк Кикина,
опального сподвижника царя, в так называемые
Кикины палаты, что на Шпалерной улице.
Одновременно Петр подыскивал место для
строительства специального здания для музея
раритетов, как тогда выражались.
Где Петр приказал построить музей? Почему он
выбрал именно это место? Как называется этой
музей?
Ответ: Это знаменитая петровская
кунсткамера, что в переводе с немецкого означает
“кабинет редкостей”. Здание для нее начали
строить в 1718 году на Васильевском острове, близ
Стрелки, там, где Петр I случайно наткнулся на две
сосны с переплетенными ветвями, о которых
рассказывается в старинном предании. Восхищенно
воскликнув: “О какой раритет!”, царь тут же
приказал именно на этом месте выстроить здание
для музея редкостей и раритетов (нынче музей
антропологии и этнографии имени Петра Великого).
Ведущий: Подведем итоги II тура.
Слово предоставляется председателю жюри.
Председатель жюри объявляет предварительные
итоги игры, победителя II тура.
Прошу победителя второго тура занять место для
проведения финала игры, остальных участников –
занять места в зрительном зале. Мы начинаем III тур
игры – финал.
III тур
Ведущий: III тур содержит девять билетов, под каждым из которых скрыт вопрос по одному из предметов II тура. Выигравший ученик выбирает номер билета и отвечает на вопрос. Время на обдумывание каждого вопроса 60 секунд (после прочтения вопроса). При верном ответе ученик становится победителем супер-игры. При неверном или неполном ответе на вопрос ученик считается победителем игры, а на вопрос отвечает ведущий игры.
Билет 1 – физика
Даны три кирпича. Как их нужно расположить,
чтобы давление, оказываемое ими на землю, было
максимальным? Ответ: Так как , то есть зависимость давления от площади обратная (чем меньше площадь, тем больше давление), кирпичи нужно поставить на ребра (рисунок 3), площадь их соприкосновения с землей наименьшая. |
Билет 2 – литература
В греческом мифе об Эдипе, который спас город
Фивы от страшного чудовища Сфинкса,
прославляется человеческий ум и находчивость.
Дело в том, что Сфинкс всем, кто шел в город,
загадывал загадку, но никто из путников не мог
отгадать ее. За это Сфинкс пожирал несчастных.
Эдип – единственный, кто справился с испытанием.
А вы попробуете?
“Кто утром ходит на четырех, днем – на двух, а
вечером – на трех ногах?”
Ответ: Это человек. Когда он мал – это утро
его жизни, - он ползает на четвереньках. Взрослым,
то есть днем, он ходит на двух ногах. А в старости,
вечером, он ходит с палкой: на трех ногах.
Билет 3 – химия
Из этого металла легкого и серебристого
изготавливали пуговицы и ценили его на вес
золота в конце XIX – начале XX веков, ныне
самолетостроение немыслимо без этого металла.
Что это за металл?
Ответ: Алюминий
Билет 4 – история Санкт-Петербурга
В старом Петербурге рассказывали легенду.
Однажды императрица Екатерина I отправилась на
васильевский остров в дом губернатора
Петербурга Александра Даниловича Меньшикова. Ей
подали лодку. Екатерина попыталась в нее сойти,
но лодку качнуло волной и залило подол ее платья.
Попыталась еще раз. Но Нева вновь проявила
коварство и на этот раз замочила почти всю одежду
императрицы. Тогда она приказала поставить все
имеющиеся лодки борт к борту и таким образом
сумела перейти на другой берег.
Чему, если верить легенде, положила начало
Екатерина I?
Ответ: Первый плашкоутный наплавной мост, а
именно о них идет речь, появился в 1727 году, а
последний был окончательно разобран в 1916 году.
Таким образом, как мы видим, наплавные мосты
исправно служили еще целых 65 лет уже после
появления на Неве первого постоянного моста. А
возникли они, если верить легенде, случайно, по
прихоти капризной императрицы.
Билет 5 – математика
Древние римляне использовали для записи чисел
следующие обозначения: I V X L C D M. К. Ридольф ввел
обозначение и понятие арифметического
квадратного корня в MDXXV году. В каком году было
введено это понятие?
Ответ: в 1525 году, так как M – 1000; D – 500; XX – 20; V
– 5 .
Билет 6 – география
У многих деревьев за вегетационный период
образуется годичное кольцо, но у известного
растения среднеазиатских пустынь – саксаула – в
иной год образуется три кольца, а то и 10.
Объясните, почему?
Ответ: образование колец у саксаула связано
со сменой влажных и засушливых периодов. Когда
выпадают дожди, саксаул усиленно растет. С
наступлением засухи рост замедляется, а то и
совсем прекращается. Если таких смен в году было
несколько, значит столько же будет колец.
Билет 7 – ОБЖ
Считалось, что причиной наводнений на Неве
являются сильные западные и юго-западные ветры,
которые нагоняют в устье Невы воду из залива и
заставляют реку поворачивать вспять. Однако,
известны случаи, когда река и при спокойной
погоде вздувалась и выходила из берегов. В чем
секрет наводнений на Неве при спокойной погоде?
Ответ: циклоны, которые особенно часто
проходят над Балтийским морем осенью, нарушают
равновесие морских водных масс, в результате
чего возникают так называемые длинные волны.
Билет 8 – биология
Какие животные потребляют больше всего пищи?
Почему?
Ответ: Учитывая размеры и вес животных,
маленькие животные съедают больше пищи, чем
крупные. Потому, что затрачивают больше энергии
на передвижение и поддержание температуры тела.
Билет 9 – история
“…Благословил Сергий Радонежский на битву и
дал своих монахов-силачей Пересвета и
Осляблю…”. О каком событии говорится в истории
России? Когда это произошло?
Ответ: Куликовская битва 8 сентября 1380 года
Ведущий: Вот и подошел наш интегрированный урок-игра “Поймай звезду” к концу.
Председатель жюри объявляет победителя (или
финалиста, в случае неверного ответа на вопрос III
тура) игры.
Все члены жюри награждаю участников игры
грамотами и призами.
– Спасибо за игру!