Цель урока: познакомиться с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества.
Методическая цель: воздействие с целью освоение обучающимися системного характера изучаемого материала.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок теоретического исследования.
Метод обучения: репродуктивный, проблемный (рассказ-рассуждение).
Дидактический инструментарий: интерактивный комплекс, мультимедийная презентация, видеоматериал.
Задачи:
обучающие: познакомиться с творческой биографией писателя;
развивающие: развитие умений делать выводы;
воспитательные: повысить уровень культуры.
Ход урока
I. Оформление тетрадей (тема, эпиграфы, план).
Толстой и Достоевский - два величайших гения,
силою своих талантов они потрясли весь мир, они
обратили на Россию изумленное внимание всей
Европы, и оба встали как равные в великие ряды
людей, чьи имена - Шекспир, Данте, Сервантес,
Руссо, Гете. (М. Горький)
II. Вступительное слово учителя.
Ф.М. Достоевский — писатель чрезвычайно индивидуальный. У него свое, очень отличное от других классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретация, композиционное и словесное выражение.
Творчество Достоевского - новый этап в развитии критического реализма. Его собственная судьба изобиловала драмами. Участник революционного кружка Петрашевского, он был осужден на “смертную казнь расстрелянием”. Холодным декабрьским днем его и других осужденных привезли в закрытой карете на Семеновский плац. “Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, преломили над головой шпаги... жить мне оставалось не более минуты”, - так писал Достоевский позже брату. Он получил возможность написать это, потому что царские сановники позволили себе разыграть фарс.
Казнь была всего лишь представлением: в последний момент заменили ее ссылкой и каторгой с лишением “всех прав состояния ”
Четыре года каторги, разжалование в солдаты, запрещении “въезда в губернии Санкт-Петербургскую и Московскую и жительство в обеих столицах”, а затем вдруг ласки великих князей, вечная нехватка денег, тяжелая болезнь и, наконец, горловые кровотечения, завершившиеся в 1881т. смертью.
Как отражалось все на внутренней натуре художника? Мировоззрение Достоевского, весь его идейно-образный мир полон подчас трагических контрастов.
III. Творческие искания Достоевского (биография писателя).
Материал дается в форме устного журнала, подготовленного учащимися, с привлечением материалов фотовыставки. Учащиеся при прослушивании составляют конспект, хронологическую таблицу, которую дома дополняют по учебнику.
Материал
Достоевские происходили от старинного литовского рода, представители которого с 16 века упоминаются в различных документах юго-западной Руси. Многие из них достигли видных степеней и стали известны как члены главного трибунала, судьи, хорунжие, епископы. В 1506 году им была пожалована грамота на село Достоево в Пинском повете (административно-территориальная единица в древней Руси), после чего эти служилые люди стали именоваться Достоевскими.
К 18 веку род Достоевских, не принявший католичества, был вытеснен из рядов западного дворянства, обеднел и захудал. Только младший сын броцлавского пастыря (священника) Михаил (отец писателя) бежит из отчего дома и поступает в Московскую медико-хирургическую академию. Характер Михаила Андреевича мало соответствовал этой гуманной профессии. Он был, по свидетельству близких, раздражителен и неуживчив. Сохранившийся портрет Михаила Андреевича изображает довольно правильное холодное лицо с тонкими сжатыми губами и строгим взглядом. Этот угрюмый врач военных лазаретов (госпиталей) выбрал в 1819 г. себе в жены девушку светлой мечты и жизнерадостной натуры — Марью Федоровну. Происходила она из среды старинных кустарей. Лицо у нее было одухотворенное, умное, чуть грустное. Сын Федор, родившийся 30 октября I921 г., напоминал мать очертаниями лба, пристальным взглядом, исполненным пытливого и скорбного раздумья.
Увлечение романами началось со знакомства с произведениями забытой ныне писательницы 18 века Анны Радклиф. Она утвердила в европейской литературе новый тип романа, названный “готическим” из-за влечения его авторов к рыцарским преданиям средневековья. Техникой захватывающего повествования писательница владела в совершенстве. Маленький Федор слушал с замиранием, как родители его читали на сон грядущий многотомные эпопеи английской романистки.
С годами углубляется личная драма кроткой жизни Марии Федоровны, подвергавшейся постоянным подозрениям мужа. В ее горячих уверениях слышится отчаяние загубленной жизни: “Любви моей не видят, не понимаю чувств моих, смотрят на меня с тихим презрением, тогда как я дышу моей любовью. Между тем время и годы проходят. Морщины и желчь разливаются по лицу, веселость природного характера обращается в грустную меланхолию, и вот удел мой, вот награда непорочной страстной любви моей; ежели бы не подкрепляла меня чистая моя совесть и надежда на провидение, то конец судьбы моей был бы плачевный. Прости мне, что пишу резкую истину чувств моих”. Эти интимнейшие письма и сегодня не перестают волновать. Печальная участь матери навсегда запала в душу Ф.М. Достоевскому, образ ее стал для сына воплощением нравственной красоты. Кончина матери в 1836 г. привела к полному распаду семьи.
“Меня с братом свезли в Петербург в Инженерное училище и испортили нашу будущность, - вспоминал Достоевский, - по-моему, это была ошибка”. Никакого призвания к военному строительству он не чувствовал. В 1843 г. Достоевский окончил полный курс в верхнем офицерском классе и был зачислен на скромный пост при петербургской команде с “употреблением при чертежной инженерного департамента”. Достоевский любил вечерние зрелища, рестораны, кофейни, офицерские пирушки. Весь этот веселящийся Петербург увлек молодого литератора, но стоил ему “страшных денег”. Не удивительно, что уже в первые годы самостоятельной жизни он знакомится с миром закладов, денежных ссуд, процентов, векселей.
В 40-е гг. Достоевский пишет повесть “Бедные люди” (1845), так поразившую Белинского и всех участников “натуральной школы” Гоголя. Связь “Бедных людей” с “Шинелью” была очевидной. Повесть Достоевского означала движение русской литературы вперед.
Макар Алексеевич Девушкин беспредельно унижен. Он, как сказал Белинский, даже несчастным не осмеливается себя признать. Всем своим поведением, позицией в жизни он, кажется, точь-в-точь Акакий Акакиевич. Но пафос “Бедных людей” заключается в том, что худшие, с точки зрения общества, “последние люди оказываются духовно лучшими людьми этого общества”. Впервые в литературе духовная жизнь обездоленных людей была показана изнутри, раскрыта так правдиво и подробно. Убедительно показаны внутренние богатство “маленького человека”, красота, высокая культура чувств. Достоевский сам подчеркивал в своем романе преемственную связь со “Станционным смотрителем” А.С. Пушкина и “Шинелью” Н.В. Гоголя. Раскрытие души “маленького человека”, не только сочувствие, но слияние с ним, - в этом заключается замечательная новизна бедных людей”.
Достоевский чувствовал себя одним из “бедных, людей”, да и вся его жизнь с юных лет наполняется каторжным, как он говорит, срочным, лихорадочным трудом. Всегда он был на грани нищеты, в тревоге и безвылазных долгах, в вечных терзаниях самолюбия.
Достоевский умеет дать пронзительные подробности унижения человека, например, в рассказе Девушкина о том, что, дескать, он хотел “себя некого пообчистить от уличной грязи в департаментской прихожей, да… сторож сказал, что нельзя, что щетку испортишь, а щетка, говорит, барин, казенная. Вот они как теперь, маточка, так что я у этих господ чуть ли не хуже ветошки, об которую ноги обтирают. Об ветошку ноги можно обтереть, а тут щетку можно испортить об человека!”. И вот в этой “ветошке” возникает сознание своей человеческой ценности. Макар Алексеевич впервые оказался кому-то нужен. Любовь к Вареньке Доброселовой выпрямляет его. В нем происходит настоящий переворот: “...и я обрел душевный покой и узнал, что и я не хуже других, что только так, не блещу ничем, лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек”.
Предшествующий Девушкину “маленький- человек” еще не дорос до такой высоты самосознания. Белинский имел все основания охарактеризовать отношение между автором “Шинели” и автором “Бедных людей” как отношения между отцом и сыном, объясняя, что это сравнение означает не только преемственность, но и самостоятельность нового писателя: “Многие могут подумать, что в лице Девушкина автор хотел изобразить человека, у которого ум неспособности придавлены, приплюснуты жизнью. Была бы большая ошибка думать так. Мысль автора гораздо глубже и гуманнее; он в лице Макара Алексеевича, показал нам, как много прекрасного, благородного и святого лежит в самой ограниченной человеческой натуре...Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: “Ведь это тоже люди, наши братья!”
В статье “Забитые люди” Добролюбов писал: “В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту: это боль о человеке...” Заслугу Достоевского критик видел в том, что в “забитом, потерянном, обезличенном человеке он открывает и показывает нам живые, никогда не заглушаемые стремления и потребности человеческой природы, вынимает запрятанный в самой глубине души протест личности против внешнего, насильственного давления и представляет его на наш суд и сочувствие”.
В 1845—1848 гг. в Петербурге собирался кружок петрашевцев. В его пестром составе преобладала демократическая интеллигенция. На “пятницах” М.В. Буташевича-Петрошевского, организатора кружка, шли горячие споры на запрещенные общественно-политические и литературные темы. Свою задачу они видели в пропаганде идей социалиста-утописта Фурье. Среди этих мирных вольнодумцев-мечтателей были скептики, готовые считать социализм фантазией, умеренные, просто слушатели и очень немногие сторонники решительных действий — призыва крестьян к восстанию.
Арестованные и судимые по полевым военным законам, петрашевцы были отданы под надзор полиции, высланы их столицы, отправлены на каторгу. Главных обвиняемых (21 человек) приговорили к смертной казни расстрелянием. 23 декабря 1849 г. на Семеновском плацу они стояли на эшафоте. В последнюю минуту им сообщили об отмене казни; все они вынесли те “ужасные, безмерно страшные минуты ожидания смерти”, о котором впоследствии вспоминал Достоевский. В числе других он стоял на эшафоте за то лишь, что читал у Петрашевского и распространял “преступное письмо Белинского (к Гоголю), наполненное дерзкими выражениями против верховной власти и православной церкви” (из протокола обвинительного акта).
В 1850 г. Достоевский попал в Омский острог. Не владевший каким-либо ремеслом, он был зачислен в разряд чернорабочих: вертел в мастерской неповоротливое точильное колесо, обжигал на заводе, кирпичи и подивил к стойке эту грузную кладь, разбирал на Иртыше старые казенные бараки, стоя по колено в ледяной воде. Начальство острога получило предписание содержать Достоевского в полном смысле арестантом, без всякого снисхождения. Каторга не сломила писателя, она даже усилила его стремление к дальнейшей литературной деятельности.
В 1854 г., когда окончился срок заключения, его отдали в солдаты, в полк, стоявший в далеком сибирском городке. В 1855 г. умер Николай I, и на престол взошел его сын, Александр II. Это был лучший русский царь за всю историю прошлого века. (По иронии судьбы он погиб от рук революционеров, буквально разорванный пополам брошенной в него бомбой.) В начале его правления многие заключенные получили амнистию. Достоевского восстановили в правах. Через четыре года он получил разрешение вернуться в Петербург. Еще в последние годы, проведенные в
Сибири, он снова взялся за перо и написал “Село Степанчиково” (1859) и “Записки из мертвого дома”. А в Петербурге с головой ушел в литературную деятельность. Вместе с братом Михаилом он начал издавать журнал “Время”. “Записки из подполья” и “Униженные и оскорбленные” (1861) впервые появились в этом журнале. Его отношение к властям претерпело значительные изменения по сравнению с юношескими крайними взглядами. Теперь его политическое кредо звучало как “православие, самодержавие и народность” — три кита, на которых держалось реакционное славянофильство. Социализм и западный либерализм стали для него воплощением западной заразы и дьявольским наваждением, призванным разрушить славянский и христианский мир.
Его личная жизнь складывалась неудачно. В Сибири он женился, но брак этот не принес ему счастья. В 1862—1863 гг. у него была связь с одной писательницей, они вместе посетили Англию, Францию и Германию. Эта женщина, которую он позднее называл “инфернальной”, по всей видимости, была его злым гением. Эта женщина, вероятно, оказала не очень благотворное влияние на Достоевского, еще более расстроив его неустойчивую психику. В Германии впервые проявилась его страсть к карточной игре — бич семьи и непреодолимое препятствие к хоть какому-нибудь достатку в доме. “Записки из Мертвого дома” (1861), написанные после каторги, с большой ясностью показали, как силен Достоевский. Материалом послужило непосредственное общение с людьми из народа. Пафос “Записок...” заключен не в ужасе перед врожденной греховностью человеческой души, а и следующих словах писателя: “Трудно представить, до чего можно исказить природу человеческую”. Достоевский показывает образцы полного извращения человеческой природы. “Этот Газин был ужасное существо... Мне всегда казалось, что ничего не может быть свирепее его.
После смерти брата журнал, который он издавал, закрылся. Достоевский обанкротился, и на него легло бремя забот о семье брата — обязанность, которую он сразу же добровольно взял на себя. Чтобы справиться с этой непосильной ношей, Достоевский рьяно принялся за работу. Все самые известные сочинения: “Преступление и наказание” (1866), “Игрок” (1867), “Идиот” (1868), В романе “Идиот” (1868) писатель концентрирует наше внимание на мире хищников и карьеристов. В центре романа — образ Настасьи Филипповны, женщины необыкновенной красоты. В торгах из-за этой женщины разгораются страсти барина Тоцкого, генерала Епанчина, купца Рогожина и мелкого чиновника Гани Иволгина. Борьба с неизбежностью ведет “к кровавой развязке, к зверскому убийству”. Роман подтверждает морально-философский тезис Достоевского: если нет обязательного морального закона, человек превращается в зверя. Такова его природа. А моральный закон может быть дан, по Достоевскому, только божественным началом в человеке, верой в бога и тяготением к добру и смирению. Поэтому в сложных конфликтах романа участвует кроткий, верующий, всепрощающий христианин, князь Мышкин. Он излучает моральное обаяние. В романе поставлен вопрос о спасении мира верой и любовью, но ответ на него звучит утопично, неубедительно.
Современная Достоевскому критика высоко оценила роман, назвав его одним из лучших его произведений. Так, М.Е. Салтыков-Щедрин писал: “По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых им, этот писатель у нас стоит совершенно особняком. Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но вступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленнейших исканий человечества”.
Князь Мышкин погиб до того, как пришел к Рогожину, совершившему преступление, до того, как сознание окончательно покинуло его. После сцены у Настасьи Филипповны ясно: что бы ни произошло, ни гармонии, ни счастья быть не может. Задумав роман как произведение о торжестве “гармоничного” человека, Достоевский пришел к мысли о его разрушении, “растворении” в действительности.
Мысль о жестокости жизни, губящей лучшие человеческие качества, о распаде связей между людьми и недостижимости идеала, разрушении нравственности в обществе проходит через весь роман. Вот почему такое большое значение в нем имеет тема преступления и безумия.
“Бесы” (1872), “Братья Карамазовы” (1880) и др. — создавались в условиях вечной спешки: он не всегда имел возможность даже перечитать написанное, вернее — продиктованное стенографисткам.
Последний роман Достоевского — “Братья Карамазовы” (1878 - 1880). Писатель считал его вершиной своего творчества. Действительно, философские вопросы о смысле жизни, о добре и зле, об атеизме и религии, о двойственности, будто бы замороженной в самой природе человека поставлены в этом романе с наибольшей выразительностью.
Действие разворачивается на фоне разложения крепостнического уклада жизни, изображенного на примере семьи Карамазовых, глава которой, Федор Павлович, рядовой дворянин, с получением в приданое небольшого капитала занимается ростовщичеством. Это — мерзкий человек, скандалист. Роман начинается его ссорой с Дмитрием, вызовом на дуэль, оскорблением монахов и т.д. Иван Карамазов говорит об отце и брате Дмитрии: “...сцепились в борьбе два гада” и “пусть бы погибли они оба”. В Иване есть черты, роднящие его с Раскольниковым. Он соблазнил лакея Смердякова анархическим лозунгом “Все дозволено!” Но Смердяков ответственность за свое преступление перекладывает на Ивана: “Главный убивец во всем здесь единый вы-с, а я только самый не главный, хоть это я и убил”.
Вопрос о человеческих страданиях оказался вопросом, прежде всего, социальным, а не нравственным, и его решение возможно только в этом, а не в ином мире.
Через год, в 1881 г., незадолго до смерти Александра II, Достоевский умер, заслужив всеобщее признание и почитание.
Домашнее задание
1. Дополнить конспект (хронологическую таблицу по учебнику с. 194-203).
2. Подготовиться к беседе по роману “Преступление и наказание”:
ч. 1, гл. 1, 2 (первый день с Раскольниковым в Петербурге);
ч. 1, гл. 3 (письмо матери Раскольникова);
гл. 5 (сон Раскольникова);
гл. 7 (сцена смерти Мармеладова);
4.4, гл. 4 (Описание комнаты, в которой жила Соня);
ч. 5, гл. 2,3 (поминки у Мармеладовых, сцена с Лужиным);
4.5, гл. 5 (Катерина Ивановна с детьми на улицах Петербурга).
3. Ответить устно на вопросы.
- Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?
- Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на улицах. Какое впечатление они произвели на вас и почему?
- Каково ваше самое сильное ощущение, когда вы, покидая улицы, “входите” в трактир, в комнату Мармеладовых?
- Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?