История и обществознание
-
"Ты сам отвечаешь за все!". Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов 2008
Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов "Ты сам отвечаешь за всё".
-
"Уголовная ответственность несовершеннолетних". Урок по курсу "Основы правовых знаний" ( 9-й класс) 2009
Урок развивает ОУУН учащихся и является путём к личностному росту через умение применять правовые знания в жизни. На данном уроке дети учатся самостоятельно работать с текстом учебника и с документами, касающимися конкретного вопроса, в данном случае дети работали с Уголовным Кодексом РФ.
-
"Умники и умницы" – урок обобщения и систематизации знаний по истории в 7-м классе 2007
Представлен конспект урока истории для 7-го класса. Урок обобщает пройденный материал по истории России XVIII века.
-
Турнир эрудитов по теме: "Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945 гг." 2006
Данная разработка, "Турник эрудитов", представляет собой один из вариантов проведения повторительно-обощающего урока по теме "Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945 гг." в курсе истории в ссузах СПО. Форма урока – турнир эрудитов способствует углублению и систематизации знаний студентов, формированию у них умений анализировать и обобщать пройденный материал. Урок носит соревновательный характер, что способствует развитию у студентов первого курса СПО интереса к истории своей страны, развитию у них творческой и познавательной активности, мобильности знаний и критичности мышления.
-
Ты хочешь мира? Помни о войне! 2020
Представлен кроссворд о Великой Отечественной войне.
-
Тьюторское сопровождение развития исследовательской культуры учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности 2024
Отсутствие исследовательской и проектной деятельности порождает известные вопросы учащихся «Откуда это появилось?», «Для чего мы все это учим?» Эти вопросы, с одной стороны, указывают на дефицит смыслов, возникающий у школьников в ходе обучения, с другой – на желание преодолеть этот дефицит. Кроме того, введение элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Три “кита”, на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность. И все это как никогда важно при изучении предмета история.
-
У войны не женское лицо 2023
Глубокий патриотизм поколения, воспитанного на героических символах недавнего революционного прошлого, но имевшего в большинстве своём книжно-романтические представления о войне, отличал и тех 17–19-летних девочек, которые осаждали военкоматы с требованием немедленно отправить их на фронт. Гражданскому человеку всегда трудно перестроиться "на военный лад", женщине – особенно. Армейская дисциплина, солдатская форма на много размеров больше, мужское окружение, тяжёлые физические нагрузки – всё это явилось нелёгким испытанием. Но это была именно та "будничная вещественность войны, о которой они, когда просились на фронт, не подозревали". Потом был и сам фронт - со смертью и кровью, с ежеминутной опасностью и "вечно преследующим, но скрываемым страхом". Потом, спустя годы, те, кто выжил, будут удивляться тому, что смогли всё это выдержать. В Красной Армии в большом количестве служили женщины, как добровольно, так и по призыву. Так и моя героиня – Гафарова Зайнаб Ярулловна прошла тяжелые испытания войной.
-
Уватский район 2011
Уватский район – самый северный район юга Тюменской области. Общая площадь его территории составляет 48 320,9 км². Граничит на севере и северо-востоке с Ханты-Мансийским автономным округом, на юго-западе с Тобольским районом, на юге – с Вагайским районом и Омской областью, на небольшой части на востоке – с Томской областью. Предложенный видеоролик – небольшой рассказ о этой земле.
-
Уголовное право. Уголовный процесс 2019
Предлагаемый сценарий уголовного процесса может быть использован при повторении темы «Уголовное право. Уголовный процесс» или при проведении внеклассного мероприятия. Сценарий составлен по мотивам рассказа В.Распутина «Живи и помни».
-
Угроза с Запада. Урок истории в 6-м классе 2008
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков.
-
Украинские традиции в культуре Черноморского казачества 2007
Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трансформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв. Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края.
-
Уличные фамилии как источник изучения быта старожильческого села 2011
Цель исследования – изучение процесса возникновения и развития уличных фамилий. Объектом исследования являются деревенские фамилии русских крестьян. Предметом исследования - уличные фамилии села Верх-Катунского. Основные методы исследования: интервьюирование, наблюдение и фотофиксация. Новизна исследования заключается в попытке показать влияние особенностей быта сибиряков на возникновение и развитие уличных фамилий.
-
Умники и умницы 2009
Урок-игра для учащихся 7-го класса. Материал можно использовать на уроке обобщения и закрепления знаний по истории Отечества XVII–XVIII веков или в ходе декады истории.
-
Уникальная "Катюша" 2021
Цель исследования: изучить реактивную установку Катюшу в годы ВОВ и найти её связь в разных науках.
-
Уок обществознания. Тема: "Что такое дисциплина". 7-й класс 2014
Урок включает в себя эмоциональную и мотивационную подготовку, изучение нового материала и выполнение заданий в рабочей тетради. В конце занятия ученикам предлагается выполнить тест для закрепления полученных знаний.
-
Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс 2006
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины.
-
Урок – "круглый стол" по теме: "Социально-экономическое развитие России после либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в. в России" 2006
Представленный на фестиваль материал содержит методическую разработку обобщающего урока в форме "круглого стола". Учебная деятельность учащихся организуется в группах условных "аналитиков" и "экспертов". Выводы формулируются группой "экспертов", затем обсуждаются учащимися с помощью учителя.
-
Урок – встреча с депутатом Московской областной думы на тему: "Развитие парламентаризма в России" 2007
Урок осуществлен в рамках Всероссийского урока "Развитие демократии в России", посвященного 100-летию Государственной Думы. Он является составной частью изучения политико-правовой сферы. Задача урока – обобщить и закрепить основное понятие – "демократия", связав теоретические знания с практикой на примере Московской областной думы.
-
Урок – игровое занятие "Заседание редакции исторической газеты" на тему "Нацистский «новый» порядок. Борьба в тылу врага" 2009
Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника.
-
Урок – интеллектуальный турнир по истории Отечества на тему: "Основные вехи в истории России XI—XVI вв.". 6-й класс 2006
Урок истории проведен в нетрадиционной форме - интеллектуальный турнир "Куча-мала" по теме: "Основные вехи истории России XI–XVI вв." Полагаю, чтобы овладеть вниманием учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Поэтому использую различные игровые формы, где сочетаются устные, письменные, индивидуальные, групповые работы учащихся.
-
Урок – компьютерная презентация с элементами нетрадиционного приема "чистая доска" по теме "Персидская держава" 2008
В статье представлен конспект урока для учащихся 5-го класса по теме "Персидская держава". Это урок - урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предлагается просмотр компьютерной презентации. На уроке используется нетрадиционный прием "Чистая доска", в результате которого учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. Тема данного урока рассматривается в курсе всеобщей истории - истории Древнего мира.
-
Урок – лабораторное занятие на основе работы с текстовым и иллюстративным материалом: "Внешняя политика Советского Союза в 1964–1985 гг." 2011
Разработка урока предусматривает большой объем работы с иллюстративным, документальным и художественным материалом. Задача учителя на современном этапе образования состоит в том, чтобы научить школьников самостоятельно получать информацию из разнообразных источников, уметь ее анализировать, систематизировать, обобщать. Работа на уроке с различными источниками информации поможет ему наработать вышеперечисленные умения.
-
Урок – лабораторное занятие по истории на тему: "Три цвета Гражданской войны" 2010
Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы.
-
Урок – правовой всеобуч "Конвенция о правах ребенка" 2010
Цели мероприятия: познакомить учащихся с содержанием статей Конвенции о правах ребенка и Всеобщей декларации прав человека; формировать у учащихся понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции; развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию, умение выслушать и принять во внимание позицию других.
-
Урок – практическое занятие с элементами лабораторной работы на тему "Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями социально-экономического развития России в первой половине XIX века, совершенствуют умения работы с картой, историческими источниками, анализировать и делать выводы на основании таблиц и диаграмм.
-
Урок – ролевая игра по теме "Русь изначальная" 2010
Обобщающее занятие с введением нового знания можно провести в форме ролевой игры. Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разрабатываемым решениям, зрелищностью и потому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции.
-
Урок – ролевая игра по теме: "Выборы в I Государственную думу" 2007
Опыт преподавания свидетельствует, что материал по программам и деятельности различных политических партий всегда вызывает у учащихся трудности. Данный урок способствует углублению, коррекции и актуализации знаний старшеклассников по материалу темы "Революция 1905–1907 годов", а также получению навыка публичных выступлений и способности к диалогу.
-
Урок – смотр знаний в 5-м классе по истории Древнего Востока 2010
На данном уроке проводится контроль и систематизация знаний учащихся по теме «Древний Восток». В игровой форме ученики активизируют знания по изученной теме, развивают умения обобщать и анализировать факты, делать выводы.
-
Урок – сравнительный анализ "Русь и Золотая Орда. Иго или союз?" (10-й класс) 2012
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания.
-
Урок – турнир знатоков жизни и деятельности Александра Невского 2009
Уроки-конкурсы всегда интересны, носят соревновательный характер. В своей практике я использую урок-аукцион, урок — деловую игру, брейн-ринг, пресс-конференцию. Это наиболее эффективные и интересные формы работы, с помощью которых осуществляется индивидуальный подход в обучении, стимулируется познавательная деятельность учащегося и вырабатываются коллективные начала деятельности.