Эпиграф: История предков всегда любопытна тому, кто достоин Отечества. (М.Н.Карамзин)
Цели урока (для учителя):
- Овладение учащимися углубленными знаниями о характере взаимоотношений русского и татаро-монгольского народов.
- Развитие у учащихся интереса и стремления к глубокому изучению исторического материала; умения выступать, доказывать, формировать выводы, вести дискуссию, спорить, отстаивать мнение.
- Воспитание уважения к истории своего и других народов; навыков доведения результатов образовательного процесса до логического конца, такта по отношению к чужому мнению.
Цели урока (для учащихся):
- На основе анализа текстов определить авторскую позицию (взгляд на взаимоотношения Руси и Золотой Орды).
- Сформулировать сущность каждой точки зрения и определить свое отношение к этим позициям.
Доминирующий метод обучения:
- по характеру познавательной деятельности учащихся частично-поисковый, исследовательский;
- по принципу расчленения и соединения знаний – сравнительно-аналитический.
Форма проведения урока: нетрадиционное историческое исследование.
Оборудование урока:
- Карта «Русское государство в 17-18 в.в.»
- Тексты для исследования.
- Карамзин Н. «История государства Российского».
- Соловьев С.М. «История государства Российского с древнейших времен…»
- Гумилев Л.Н. «Апокрифический диалог».
- Учебная литература.
- Рисунки учащихся.
Этапы урока:
1. Целеполагание (на доске записаны тема и цель урока для учащихся).
2. Актуализация знаний
Слова учителя. С появлением работ многих историков, ранее запрещенных, не печатавшихся, но написанных в 18, 19, 20 веках, начинают складываться иные точки зрения на многие исторические события. Одним из таких фактов в истории нашего Отечества являются годы ордынского ига. И сегодня на уроке мы с вами постараемся определить точки зрения историков разных столетий на взаимоотношения Руси и Орды и дать свою оценку этому событию. Урок будет проходить в нетрадиционной форме – историческое исследование. На предыдущем занятии мы подробно говорили с вами об истории Руси в период монголо-татарского завоевания и остановились на проблемном вопросе «Какие все-таки сложились отношения между Русью и Золотой Ордой?» Вы получили опережающее задание: разбившись на группы, ознакомиться с фрагментами работ Карамзина, Соловьева, Льва Гумилева, посмотреть учебную литературу на заданную тему, чтобы на уроке сегодня решить, «что это было: иго или союз?» Вы готовы начать нашу исследовательскую работу? У каждой группы есть исследовательское задание (Приложение 1), которое состоит из 4 этапов:
1 этап: определение авторской позиции,
выбор ключевых фраз, формулировка сущности этой
позиции и представление в рисунке сущности с
использованием емкого образа;
2 этап: анализ позиций и определение
исторического пространства;
3 этап: определение своего отношения к
позициям авторов;
4 этап: прогноз и анализ доводов иных
позиций.
Группы работают в течение 10 минут.
Затем выполнение заданий 1 этапа.
- Краткая характеристика Руси и Орды (по 2 минуты).
- Краткая биографическая справка на историка.
- Позиция автора.
- Ключевые фразы.
- Емкий образ (рисунок).
Слово учителя. Итак, мы с вами определили позиции авторов, сущность и емкий образ этих позиций, а сейчас я попрошу вас проанализировать точки зрения авторов, определить историческое пространство.
Группы выполняют задания 2 этапа.
Учитель. Спасибо! Прошу вас определить свое отношение к позициям авторов: мне кажется, многие не согласны с ними.
Группы выполняют задания на 3 этапе.
Свои точки зрения высказывают несколько учеников (Приложение 2)
Учитель. Прошу вас привести доводы и определить, к какому историческому времени может относиться автор вот этой позиции: «Иго – упущенная возможность стать частью западной цивилизации». Выскажите доводы, подкрепляющие или опровергающие такой взгляд на события 13-15 в.в.»
Ответы учащихся. Учитель делает выводы.
– В результате нашей работы мы пришли к выводу,
что взгляд основан на реалиях современности, а не
на фактах, характеризующих события и
умонастроение той эпохи, которую мы пытаемся
оценивать.
Попробуйте спрогнозировать иные позиции в
вопросе взаимоотношений Руси и Орды.
Ответы учащихся.
Учитель. Мы с вами убедились, что точки зрения на события различны и зависят от конкретных исторических условий и мировоззрений, поэтому дома необходимо попытаться спрогнозировать и проанализировать доводы предлагаемых позиций, которые записаны у нас на исследовательских листах-заданиях. Спасибо за работу, думаю, сегодня вы определили позицию по этому вопросу. Оценки за участие в исследовании (объявление оценок)