Тьюторское сопровождение развития исследовательской культуры учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство, Краеведение, Патриотическое воспитание


Нам бьют в лицо холодные дожди,
И ветер обжигает нас слепящий.
Скажи же нам, что ждёт нас впереди,
Вперёдсмотрящий, вперёдсмотрящий

Александр Городницкий

Величайший корабль в истории «Титаник» погиб из-за того, что впередсмотрящий (есть такая должность на корабле) не имел простого бинокля и не увидел приближающийся айсберг. Наше современное образование очень похоже на Титаник: огромный багаж знаний, идей, конструктов, которые нужно вместить в головы нашим ученикам. И старые, казалось бы, испробованные методы стали буксовать. Спасительным биноклем может стать проектная, исследовательская деятельность. А учитель, вооруженный ей - поведет этот корабль правильным и безопасным курсом. Итак, «Впередсмотрящий» - это учитель XXI века - новатор, идейный менеджер, тьютор, наставник.

Действительно, отсутствие исследовательской и проектной деятельности порождает известные вопросы учащихся «Откуда это появилось?», «Для чего мы все это учим?» Эти вопросы, с одной стороны, указывают на дефицит смыслов, возникающий у школьников в ходе обучения, с другой - на желание преодолеть этот дефицит.

Кроме того, введение элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Три "кита", на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность. И все это как никогда важно при изучении предмета история.

Специфичность данного предмета в том, что он опирается на источники. Выбрать источник из огромного количества предложенных, его проанализировать, привести причинно-следственные связи и сделать логический вывод - вот это и есть современный подход к изучению истории. И именно этот подход достаточно сложно реализовать, если ученик не умеет работать хоть по одному из указанных направлений самостоятельно. Рекомендованные учебно-методические комплексы по истории уже включают источниковый материал для работы на уроках, в проектной и во внеурочной деятельности. Однако, учитывая интерес учащихся к изучению отдельных тем, приходится обращаться к иным базам, содержащим источники. И здесь сопровождение учителя при отборе материала просто необходимо, особенно если это интернет-ресурсы.

Сегодня расскажу о трех направлениях, в рамках которых учащиеся проводили исследования и выделю отдельные элементы работы с источниками.

Первое направление - «Личность - эпоха». В прошлом году учащиеся 9-х классов изучали тему «Крымская война». Достаточно обширная тема, но в учебнике она представлена в основном событиями на территории Крыма. Дефицит информации порождает дефицит смыслов. Вопрос ученика, почему ее называли «Нулевой мировой войной», привел к появлению ряда исследований. При этом направления выстроились следующим образом: география событий; публикации в СМИ о войне; произведения искусства о войне, война карикатур и роль личность в Крымской войне.

На первом этапе учащимся предлагается проанализировать карту войны - один из важнейших источников по истории. Класс делится на «географические группы» - исходя из интересов учащихся, и им предлагается по мере изучения темы, представлять материал, в соответствии со своим направлением. К сожалению, реализовать в полной мере данный проект сразу не удалось, т.к. я столкнулась с тем, что учащиеся не всегда понимают, какой материал использовать и как его представить в рамках темы. В связи с чем и возникла необходимость тьютерского сопровождения индивидуального проекта в рамках всего образовательного процесса - урок, элективное и внеурочное занятия, экскурсии, консультации и т.д. Например, в рамках данного проекта появилась работа Афанасьевой Елизаветы «Николай Николаевич Муравьев-Карский- путь героя». Елизавета выбрала Кавказский фронт ведения войны. Сам выбор был обусловлен ее интересом к личности Муравьева еще со времен его участия в Отечественной войне 1812 года, а на Кавказском фронте он уже был командующим. Так, на протяжении всего периода изучения истории XIX века, она по крупицам собирала материал о нем. Вместе с героем своего исследования, она изучала целый век. Работа с источниками - письмами, мемуарами самого Муравьева, статьями К.Маркса о Крымской войне, воспоминания о нем современников, работы историков, анализ интернет-источников и как итог - успешное представление работы на нескольких конференциях и конкурсах. Сейчас она работает над темой «Муравьев-Карский в культуре России». Западная группа предложила темы «Война карикатур» и «Крымская война глазами К.Маркса». При изучении источников ребятам помогли знания немецкого и английского языков. А вывод, что это первая война, где применяли плакаты и карикатуры для формирования общественного мнения, вовлекая почти все страны мира, подтвердил гипотезу что да, нулевая мировая война.

Другое направление - изучение регионального компонента в истории Великой Отечественной войны. Эту тему я считаю не только всегда актуальной, но и основной при формировании патриотизма, гражданственности, государственной самоидентификации учащихся. И естественно ключевой является - Блокада Ленинграда. Отправной точкой стал вопрос учащегося, - представители каких народов из бывшего СССР защищали Ленинград. Так и появился проект «Единством и верой в Победу защищали они Ленинград». И здесь работа велась с военными архивами, которые сегодня представлены на сайтах «Подвиг народа» и «Память народа». Задача была поставлена следующая - представить в работе представителей всех 15 республик в составе СССР, участвовавших в защите Ленинграда и Ленобласти. Умение работать с данными источниками помогает отрабатывать навыки картографического исследования (на сайте можно проследить путь героя, битвы, сражения, в которых он участвовал, из какого региона был призван, его боевые награды, окончание его боевого пути), основы работы с архивным материалом. И опять получился проект- путешествие во времени. Данный подход рождает ощущение сопричастности к истории, исследователь и тьютор становятся участниками изучаемых событий. Работа была представлена на конкурсах и конференциях, где оценена достаточно высоко.

Третьем направлением тьютерской работы можно назвать уроки-экскурсии, которые проводят сами учащиеся. При этом, у нас в школе это получило межпредметный характер. Видео-экскурсии «По следам декабристов» и работа о блокаде Ленинграда «Город, победивший смерть». Последняя работа захватила и предыдущее направление - изучение регионального компонента в истории Великой Отечественной войны. С данными исследованиями работали в рамках внеурочного курса «Проектирование виртуальных экскурсий». С ребятами определяли форму представления материала, медиасредства, с помощью которых будут проводиться съемки, изучали как монтировать готовый материал. Изучался опыт видео экскурсий центральных телевизионных каналов, дикторские навыки. А идеей проекта стал вопрос - «Есть ли место красоте на войне»? Ребята исследовали работу парикмахерских в Ленинграде во время войны. В экскурсии «По следам декабристов» попробовали поэкспериментировать - часть работы представлена в виде видео, часть слайдами.

Исследовательская культура учащихся формируется различными способами. И огромную роль играет педагогическое взаимодействие, преемственность не только программная, но и относительно ученического сообщества и наставничества. В проектной и исследовательской деятельности важно опираться на интересы ученика, расширять их и трансформировать в образовательное пространство.

В современном школьном образовании наметилось немало положительных тенденций: признана вариативность педагогических систем и подходов, у учителей появилась свобода для творческого поиска. Поскольку подготовить грамотного, социализированного выпускника можно только в результате постоянной, поэтапной работы, основанной на преемственности и непрерывности образования, мы решились на своеобразный эксперимент: на совместную работу старшеклассников (тьюторов) и учащихся среднего звена. Тьюторская работа в школе - важная составляющая воспитательного процесса. Тьюторство старшеклассников над младшими школьниками позволяет укрепить институт наставничества и сформировать дружескую среду во всем школьном коллективе.

Идея ученического тьюторства в корне отличается от шефской работы в школах. Шефская работа в школе - одно из составляющих единого воспитательного пространства, основанная на разовых тематических мероприятиях в рамках общешкольного плана воспитательной работы. Идея же «ученик-тьютор» направлена на решение в первую очередь образовательных задач в рамках учебных.

«За собою поведём - делом нужным увлечём», - эти слова стали своеобразным девизом проекта: «Организация тьюторской работы старшеклассников с учащимися среднего звена». Включенными в проект оказались учителя истории, учащиеся 10-х и 7-х классов

Так и появилась идея проекта «Путешествуя по Ленинграду, Санкт-Петербургу, Петрограду», переросшая в программу взаимодействия, когда ученики старших классов помогают ученикам средней школы изучать город с помощью авторских экскурсий. Эти экскурсии логично продолжили изучение истории на уроках. Например, долгосрочный смешанный ученический проект - «Мой город - храм», где Санкт-Петербург представлен как храм многих религий, искусства, культуры. Свои наработки ученики 10 класса представляют ученикам 5-7 классов и одноклассникам, проводя тематические экскурсии. В итоге и другие ученики 10 класса изъявили желание провести экскурсии у учеников 5-7 классов по историко-культурным объектам нашего района. В ходе реализации проекта учащиеся 10 класса, совместно с учителями истории, подготовили и провели для учащихся 7-х классов серию краеведческих экскурсий по Адмиралтейскому району Петербурга. Ребята посетили Троицкий собор, Сфинксов на Египетском мосту, памятник Циолковскому и другие достопримечательности района.

Данный вид деятельности увлек как старшеклассников, так и семиклассников! Ребята с нетерпением ждут продолжения проекта.