Цель урока: Содействовать пониманию учащимися причин и неотвратимости последствий вовлечения несовершеннолетних в совершение преступных действий.
Задачи урока:
- Выявить особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
- Способствовать осознанию учащимися необходимости повышения правовой культуры.
- Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание.
Ключевые понятия урока:
- несовершеннолетние
- принудительные воспитательные меры
- уголовная ответственность несовершеннолетних
- провокационно – криминальный фон
- исправительные работы.
Знания, умения и навыки, отрабатываемые на уроке:
- Учащиеся должны знать, с какого возраста наступает уголовная ответственность
- Умение работать с текстом учебника и документами (Уголовный кодекс РФ).
- Умение выбрать главное и правильно формировать выводы.
- Умение применять полученные знания в конкретных ситуациях.
- Формирование грамотной речи в процессе устных ответов.
Оборудование:
- Основы правовых знаний: учебник для 8-9 кл. (С.И.Володина, А.М.Полиектова и др.) М., Вита-Пресс, 2004
- Уголовный кодекс РФ и выдержки из него.
- Наглядные плакаты и схемы.
- Карточки для рефлексии
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: урок-лекция – дискуссия с элементами самостоятельной работы учащихся с учебником и документами.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся. Экспресс-контроль понятий.
3. Предъявление темы урока и проблемного вопроса к ней (главного вопроса к уроку).
4. Изучение нового материала.
5. Работа с текстом статей Уголовного Кодекса РФ
6. “Мозговой штурм”.
7. Обсуждение ответов к главному вопросу урока.
8. Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание.
10. Рефлексия.
Ход урока
- Организационный момент.
- Учащиеся и учитель приветствуют друг друга.
- Проверка явки учащихся на урок.
2.Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся. Экспресс-контроль понятий.
1.Раскройте содержание понятий: уголовное право, преступление, уголовное наказание, вина
(Содержание одного понятия презентуется в нескольких вариантах разными учащимися)
3. Предъявление темы урока и проблемного вопроса к ней (главного вопроса к уроку
– Как вы считаете, почему ответственность за некоторые виды уголовных преступлений наступает с 14 лет?
( предложения детей записываются на доске)
– Российское общество оказалось не готовым к резкой смене ценностей и идеалов, связанных с политическими и социально-экономическими преобразованиями. Наиболее ярким проявлением этого является рост преступности среди взрослых и опережающие темпы роста преступности среди несовершеннолетних и малолетних подростков.
– Приступая к изучению первого пункта параграфа учебника, я предлагаю вам ответить на вопрос: “В чём причина нарушений закона гражданами?”
А) (дети предлагают свои ответы, ещё не читая параграф)
Б) ответы детей записываются на доске.
4. Изучение нового материала
А) Групповая работа с текстом учебника.
– Предлагаю вам сидя в группах по два человека изучить текст первого пункта параграфа и составить свой список причин вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений (по мере готовности представители групп выходят к доске и записывают на доске причины ( в столбик).
– Давайте обсудим теперь результаты нашей работы (выяснение того, какие причины совпали во всех группах и сопоставление с предварительными предложениями детей).
Б) Беседа по вопросу учителя
– Объясните, кто играет наибольшую роль в формировании моральных ценностей (что такое хорошо и что такое плохо), идеалов у малолетних несовершеннолетних подростков: родственники, ближайшее окружение, местная власть или государственные чиновники? Свой ответ необходимо аргументировать.
– Правильно, в первую очередь наибольшую роль играют родственники, а именно мама и папа, которые должны помочь своему ребёнку увидеть и разобраться во многих негативных явлениях нашей жизни, чтобы не пришлось сталкиваться с правоохранительными органами.
В) Обсуждение вопроса в ходе дебатов (основное содержание данной техники – конфликт мнений и фактов)
– я предлагаю вам сейчас поучаствовать в дебатах. Вам задана проблема, даны три минуты на обдумывание, на формулировку тезисов и на аргументацию собственного мнения. В процессе дебатов участникам следует продемонстрировать убедительную, аргументированную речь и с помощью веских доводов опровергнуть своего оппонента, убедить соперников в верности своей позиции.
“Нередко россияне становятся свидетелями преступлений несовершеннолетних в быту, на улице, в системе торговли и услуг и т.п. Однако очень мало случаев обращения этих граждан в правоохранительные органы с целью пресечь, наказать виновных. Можно ли квалифицировать подобные действия как несоблюдение закона и какой это пример для подрастающего поколения?”
( каждая группа высказывает своё мнение, приводя определённые аргументы).
– Итак, подведём итог сказанного и сделаем вывод:
“бездействие человека, его равнодушие – это тоже преступление”.
Ну а теперь опять обратимся к главному вопросу нашего урока: как вы считаете, почему ответственность за некоторые виды уголовных преступлений наступает с 14 лет?
5. Работа с текстом статей Уголовного Кодекса РФ
-остановимся на некоторых статьях Уголовного Кодекса РФ. Тексты данного документа перед вами, поэтому вы можете в него смотреть и работать с ним.
Статья 20 Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.
1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-ти летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (ст.105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112), похищение человека (ст.126), изнасилование (ст.131), насильственные действия сексуального характера (ст.132), кражу (ст.158), грабёж (ст.161), разбой (ст.162), вымогательство (ст.163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.167), терроризм (ст. 205), захват заложника (ст.206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207), хулиганство при отягчающих ( ч. 2, ч.3 ст. 213), вандализм (ст.214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст.229, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267).
3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
Более подробно ознакомимся со статьями 105;131;158;214.
Давайте ознакомимся с полным текстом данных статей.
Вопросы к содержанию статей:
- Согласны ли вы с тем, что некоторые виды уголовной ответственности предусмотрены с 14 лет?
- В настоящее время идёт жёсткая дискуссия о введении уголовной ответственности с 12 лет за некоторые виды преступлений. Как вы считаете, предотвратит ли эта мера увеличение числа преступлений среди малолетних и несовершеннолетних?
- Подумайте и объясните, а как должны общество, государство поступать с теми родителями, которые не выполняют своих родительских обязанностей, и их дети попадают в “плохую” компанию?
Знакомимся со следующей статьёй УК-
Статья 88. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним
1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: штраф лишение права заниматься определённой деятельностью обязательные работы исправительные работы арест лишение свободы на определённый срок.
2. Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осуждённого самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф назначается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осуждённого за период от двух недель до шести месяцев.
3. Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учёбы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицам в возрасте от 15 до 16 лет – трёх часов в день.
4. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осуждённым на срок до одного года.
5. Арест назначается несовершеннолетним осуждённым, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырёх месяцев.
6. Лишение свободы назначается несовершеннолетним осуждённым на срок свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях.
7.Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учёте при обращении с несовершеннолетним осуждённым определённых особенностей его личности.
Вопрос учителя: – Почему в отношении несовершеннолетних нельзя применять все виды наказания? (ответы детей)
-А сейчас я вам предлагаю подумать и сформулировать содержание понятия “принудительные меры воспитательного воздействия” (предложения детей).
Учитель подводит итог высказываниям детей: “Принудительные меры воспитательного воздействия являются особой мерой государственного принуждения, назначаемой прежде всего на основе данных о личности виновного, об условиях его жизни в целях исправления несовершеннолетнего”.
Принудительными мерами являются:
– предупреждение;
– возложение обязанности загладить причинённый вред;
– ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;
– передача под надзор родителей (лиц, их заменяющих) или специализированного государственного органа.
Учитель: следующая, не менее важная статья – это
Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия. Найдите самостоятельно в документе те меры воспитательного воздействия, которые применяются к несовершеннолетним:
(учащиеся находят и читают)
1. Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести. Может быть освобождён от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путём применения принудительных мер воспитательного воздействия.
2. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Продолжительность срока применения принудительных мер воспитательного воздействия устанавливаются органом, назначающим эти меры.
3. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
Вопрос ученикам: Укажите отличия между принудительными мерами воспитательного воздействия и системой наказания за преступления (выслушиваются мнения учащихся).
6.“Мозговой штурм”.
– В режиме “мозгового штурма” в группах составьте чёткий ответ в виде перечня на следующий вопрос: “Какие профилактические меры и как следует проводить среди малолетних и несовершеннолетних подростков для предупреждения и против разрастания масштабов преступности? (обсуждение ответов)
- Обсуждение ответов к главному вопросу урока:
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
– И снова обращаемся к вопросу, поставленному в начале урока: Почему ответственность за некоторые виды уголовных преступлений наступает с 14 лет?
(выслушиваются мнения учащихся)
– итак, вывод по уроку мы найдём на стр.236 учебника: “По общему правилу, к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие ко времени совершения преступления 16 лет. В отдельных случаях, когда совершается достаточно серьёзное преступление, общественная опасность которого должна осознаваться в более раннем возрасте, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 14 лет. К таким преступлениям относятся, например, убийство, похищение человека, изнасилование, кража, грабёж, разбой, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и т.д. Уголовной ответственности подлежат только виновные лица, т.е. лица, которые совершили деяние умышленно или по неосторожности”.
– Что вы узнали сегодня нового на уроке? Что осталось неясным? Какие выводы можно сделать из содержания урока?
– Сегодня очень активно работали на уроке (Ф.И.)…. Молодцы! Оценки за урок:
– параграф № 32; Творческое задание: разработать советы для родителей по профилактике вовлечения малолетних и несовершеннолетних в совершение преступлений.
10. Рефлексия.
Ребята, кому понравился урок, поднимите красные карточки, кто был равнодушен к изучаемой теме – поднимите жёлтые карточки, кому было неинтересно – синие карточки.