Уличные фамилии как источник изучения быта старожильческого села

Разделы: История и обществознание


Цели урока :

  • Предметные : Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся по данной теме.
  • Развивающие : Вырабатывать умения школьников работать со справочной, научной литературой, записывать и анализировать воспоминания сельчан, систематизировать большие объёмы информации, работать с компьютером, с Интенет-связью.
  • Социализирующие : Тренировать коммуникативные и организационные навыки коллективной работы на единую цель.

Оборудование :

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационно-мотивационный этап.

Индукция

 

Как-то иду недавно по школе и слышу, как одна пятиклассница говорит другой : “Бабчёнкова позови.”. Я думаю, посмотрю, кого же позовут . И к удивлению увидела , что речь шла о Неверове Диме, учащимся 7-го класса. И я вспомнила об особенности нашего села: у многих старожилов есть две фамилии – одна официальная, а другая – уличная. Часто приходится наблюдать, как приезжие в нашем селе никак не могут понять, почему у некоторых сельчан две фамилии, непохожие друг на друга. Вот я и подумала

Подготовить материал для статьи в районную газету “Моя земля” и рассказать о уличных фамилиях, которые дошли до сегодняшнего дня.

Посмотрите ещё раз на тему урока.

Учащиеся формируют учебные цели:

Предполагаемые варианты ответов :

  1. Подготовленный нами материал может стать наглядным пособием, которое поможет школьникам изучать историю родного края.
  2. Выпуск школьной газеты поможет удовлетворить интерес взрослых и школьников историей нашего региона

 

 

 

II. Этап закрепления и обобщения материала.

Деконструкция

 

 

 

 

 

Реконструкция

 

 

 

Подскажите, какие нам нужно подготовить материалы, чтобы удовлетворить интерес окружающих.

Каждая группа получает задание, руководитель группы распределяет работу и контролирует её выполнение.

Учитывается правильность и быстрота выполнения работы, а также умение коллективной работы. Как только задание будет выполнено. Мы заслушаем отчёт о работе группы.

Итогом нашей работы должен стать пакет материалов для газетной статьи.

Каждой группе предоставляется набор материалов:

Интервью односельчан, которые школьники записали накануне урока, статьи по истории села из книги Бийский район: История и современность./Под ред. Щеглова Т.К. в 2-х т.-т.2-Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. Весь материал помогает школьникам выполнить поставленные ими задания.

Школьники создают группы, обсуждают вопросы, которые нужно осветить в газете.

Предполагаемые вопросы:

  1. Как возникло наше село?
  2. Каковы традиционные занятия старожилов?
  3. Что такое уличные фамилии?
  4. Как и почему возникали уличные фамилии?
  5. Как в уличных фамилиях отразился быт старожилов?

 

 

  1. Школьники распределяют задания.
  2. Составляют свои варианты объяснения происхождения уличной фамилии
  3. Отчитываются о проделанной работе
 

 

 

Социализация

III. Этап подведения итогов.

Афиширование

 

IV. Рефлексия.

 

 

 

 

 

V. Домашнее задание.

Учитель выступает в роли координатора деятельности учащихся.

По мере выполнения заданий, заслушиваются отчёты.

Спасибо вам за помощь. Мы справились с поставленной задачей – подготовили интересный материал об истории нашего села и уличных фамилиях. Думаю, что школьников он заинтересует и вскоре наши сельчане в газете прочитают интересную статью.

В истории нашей страны было время, когда о старине старались забыть, ведь мы строим новое общество. Прошлое нам не должно мешать. Так зачем, на ваш взгляд, современному человеку знания о проiлом нашего села, об уличных фамилиях?

Попробуйте сформулировать ответ на этот вопрос и передайте свои ощущения от работы на уроке.

На основании изученного материала написать сочинение – наставление своим потомкам о необходимости беречь, передавать из поколения в поколение знания о прошлом нашего села.

 

 

 

Ребята оценивают работу каждой группы, если есть неточности или дополнения, вопросы, обговаривают их, выставляют оценки.

 

 

Ребята высказывают свои суждения, оценивают урок и своё участие в нём.

 

 

Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.

Литература

  1. Суперанская А.В., Суслова А.В. “Современные русские фамилии”. – М., “Наука”, 1961.
  2. Никонов В.А. словарь русских фамилий. Сост. Крушельницкий Е.Л.-М., Школа-Пресс, 1993.
  3. Полякова Е.Н. “Из истории русских имён и фамилий”, – М., “Наука”, 1995.
  4. Бийский район: История и современность./Под ред. Щеглова Т.К. в 2-х т.-т.2-Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005.
  5. Воспоминания жителей села Верх-Катунского.
  6. Материалы музея Верх-Катунской СОШ.