Цель урока:
- повторить и закрепить полученные знания по изученной теме;
- иметь представления о жизни славян, их экономическом и политическом развитии, дать оценку принятия христианства на Руси, деятельности первых киевских князей;
- учить правильно оценивать исторические источники, находить знания из различных источников;
- формировать патриотические чувства на основе исторических фактов.
Оборудование: карта «Восточные славяне», «Киевская Русь», атласы, карточки с заданием.
Ход урока
Оргмомент – 2мин (организация начала урока)
Вводное слово учителя – постановка основных задач урока.
Эпиграф «Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого» (Д.С. Лихачёв)
1. Расселение и занятия восточных славян.
Беседа 1 Какую территорию занимали восточные славяне?
2. Какими коллективами жили восточные славяне в VI-VIIIвв.?
(работа с учебником стр. 8)
3. Задание «4-ый лишний» - (определить название племён восточных славян)
1. Радимичи | 1. Сербы | 1. Вятичи |
2. Поляки | 2. Болгары | 2. Уличи |
3. Кривичи | 3. Хорваты | 3. Чехи |
4. Северяне | 4. Древляне | 4. Поляне |
4. Что такое колонизация? Чем она отличается от переселения германских племён?
5. Чем занимались восточные славяне?
6. Объясните понятие «из варяг в греки». С кем и чем торговали восточные славяне?
Вывод: высокий уровень развития хозяйства.
II. Образование государства у восточных славян
1. Какие изменения происходят в общественной жизни славян в IXв.?
862 г., 882 г. – значение дат.
2. Что такое норманнская теория? Можем ли мы с ней согласиться?. Доказать
Вывод: значение образования государства у славян.
III. Первые киевские князья
1. Задание: назвать исторического деятеля и годы его правления : о княгине Ольге, о Владимире Красное Солнышко, о Ярославе Мудром и т.д.
(учитель зачитывает характеристики киевских князей по книге
«Интеллектуальные игры»)
2. Как вы считаете, кто из киевских князей принёс больше пользы государству?
IV. Феодальные отношения в IX-XII вв.
Задание:исходя из данных понятий, определите общественно-политический строй Киевской Руси - вотчина, вервь, закуп, рядович, смерд, дань, холоп, княжеский домен. (запись на доске)
Вывод: Киевская Русь была раннефеодальным государством.
V. Развитие культуры Киевской Руси.
- Какое событие датируется 988 годом?
- В чём значение принятия христианства?
- Доказать. Что культура Киевской Руси была высоко развита?
(на доске иллюстрации по теме «Культура Киевской Руси»)
Вывод:
Закрепление: тест по теме по вариантам
(образец теста)
- Предками украинского, белорусского и русского
народов были:
а/ германцы б/ восточные славяне в/ римляне г/ западные славяне - Главным занятием восточных славян было:
а/ земледелие б/ скотоводство в/ охота г/ рыболовство. - Первым киевским князем из династии Рюриковичей
был:
а/ Олег б/ Игорь в/ Святослав г/ Ольга. - Чем занимались славяне-мужчины?:
а/ земледелием б/ ткачеством в/ лепкой посуды из клины. - О каком городе написаны эти слова: «Город слава
и честь, и мать, и глава всей Русской земли»?:
а/ Москва б/ Новгород в/ Киев г/ Чернигов. - Советниками и помощниками князя в делах
государства были:
а/ старшие дружинники б/ воины-ополченцы г/ младшие дружинники. - Что означает обряд крещения?
а/ очищение от грехов б/ благославление в/ осенение крестом. - Найти соответствие между датой и событием.
а/ начало княжения Святослав - 1037г.
б/ крещение Руси - 988г.
в/ постройка Софийского собора в Киеве – 964г.
Дом. задание повт § 17,18