Тема урока: "Древняя Русь". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цель урока:

  1. повторить и закрепить полученные знания по изученной теме;
  2. иметь представления о жизни славян, их экономическом и политическом развитии, дать оценку принятия христианства на Руси, деятельности первых киевских князей;
  3. учить правильно оценивать исторические источники, находить знания из различных источников;
  4. формировать патриотические чувства на основе исторических фактов.

Оборудование: карта «Восточные славяне», «Киевская Русь», атласы, карточки с заданием.

Ход урока

Оргмомент – 2мин (организация начала урока)

Вводное слово учителя – постановка основных задач урока.

Эпиграф «Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого» (Д.С. Лихачёв)

1. Расселение и занятия восточных славян.

Беседа 1 Какую территорию занимали восточные славяне?

2. Какими коллективами жили восточные славяне в VI-VIIIвв.?

(работа с учебником стр. 8)

3. Задание «4-ый лишний» - (определить название племён восточных славян)

1. Радимичи 1. Сербы 1. Вятичи
2. Поляки 2. Болгары 2. Уличи
3. Кривичи 3. Хорваты 3. Чехи
4. Северяне 4. Древляне 4. Поляне

4. Что такое колонизация? Чем она отличается от переселения германских племён?

5. Чем занимались восточные славяне?

6. Объясните понятие «из варяг в греки». С кем и чем торговали восточные славяне?

Вывод: высокий уровень развития хозяйства.

II. Образование государства у восточных славян

1. Какие изменения происходят в общественной жизни славян в IXв.?

862 г., 882 г. – значение дат.

2. Что такое норманнская теория? Можем ли мы с ней согласиться?. Доказать

Вывод: значение образования государства у славян.

III. Первые киевские князья

1. Задание: назвать исторического деятеля и годы его правления : о княгине Ольге, о Владимире Красное Солнышко, о Ярославе Мудром и т.д.

(учитель зачитывает характеристики киевских князей по книге

«Интеллектуальные игры»)

2. Как вы считаете, кто из киевских князей принёс больше пользы государству?

IV. Феодальные отношения в IX-XII вв.

Задание:исходя из данных понятий, определите общественно-политический строй Киевской Руси - вотчина, вервь, закуп, рядович, смерд, дань, холоп, княжеский домен. (запись на доске)

Вывод: Киевская Русь была раннефеодальным государством.

V. Развитие культуры Киевской Руси.

  1. Какое событие датируется 988 годом?
  2. В чём значение принятия христианства?
  3. Доказать. Что культура Киевской Руси была высоко развита?

(на доске иллюстрации по теме «Культура Киевской Руси»)

Вывод:

Закрепление: тест по теме по вариантам

(образец теста)

  1. Предками украинского, белорусского и русского народов были:
    а/ германцы б/ восточные славяне в/ римляне г/ западные славяне
  2. Главным занятием восточных славян было:
    а/ земледелие б/ скотоводство в/ охота г/ рыболовство.
  3. Первым киевским князем из династии Рюриковичей был:
    а/ Олег б/ Игорь в/ Святослав г/ Ольга.
  4. Чем занимались славяне-мужчины?:
    а/ земледелием б/ ткачеством в/ лепкой посуды из клины.
  5. О каком городе написаны эти слова: «Город слава и честь, и мать, и глава всей Русской земли»?:
    а/ Москва б/ Новгород в/ Киев г/ Чернигов.
  6. Советниками и помощниками князя в делах государства были:
    а/ старшие дружинники б/ воины-ополченцы г/ младшие дружинники.
  7. Что означает обряд крещения?
    а/ очищение от грехов б/ благославление в/ осенение крестом.
  8. Найти соответствие между датой и событием.
    а/ начало княжения Святослав - 1037г.
    б/ крещение Руси - 988г.
    в/ постройка Софийского собора в Киеве – 964г.

Дом. задание повт § 17,18