Цели урока:
- осмыслить значение петровских реформ;
- обобщить знания учащихся о личности Петра I и его реформах.
План урока:
- Реформы Петра I и характеристика императора.
- Был ли Петр I «революционером на троне»?
- Цена петровских преобразований.
- Уроки петровской эпохи.
Ход урока
28 января 1725 года умер первый российский император – Петр Алексеевич Романов.
«…Кого хороним? Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли русской» - эти слова произнес Феофан Прокопович, ближайший сподвижник Петра I.
«Солнце земли русской» - высочайшая оценка; уже при жизни Петра высказывались, однако, и совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником многих бед России.
Итак, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра I и его деятельности, которые продолжаются и по сей день. Одни восхищаются Петром: «…то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А.С.Пушкин). А для других он – «злодей», «деспот», «тиран».
А сколько книг написано о Петре I (выставка у доски).
А что вы читали о Петре I?
У каждого автора свои представления о царе-реформаторе. Давайте, мы с вами попробуем поучаствовать в спорах и ответить на следующие вопросы:
- был ли ПетрI «революционером на троне»?
- почему народ не слагал песен, прославляющих победы Петра Великого, его деяниям?
А теперь «небывалое бывает», к нам пожаловали государь Петр I со своим другом, президентом Военной коллегии Александром Даниловичем Меншиковым.
Инсценировка
Петр I:
Ведомо нам стало, отроки и отроковицы, что Вы в спор о нас вступили, и зело любопытно стало нам, что о делах наших говорить станете. Много ли о нас ведаете? А вот 300-летний юбилей мой в России скромнехонько отметили: царь, дескать, что о нем говорить много.
Меншиков:
Не волнуйся, мин херц, тогда во всем мире твой день рождения отмечали и о делах твоих поминали. А особенно шведы. Благодарны они тебе за то, что ты разбил их в Северной войне. Быть может, благодаря этому-то они почти два столетия не воюют, жертв не несут.
Петр I:
Зело отрадно это нам, друг Алексашка, слышать. Однако как ты думаешь, что могли о нас сказать эти отроки?
Учащиеся рассказывают, каким был Петр I, его ближайшие сподвижники, в том числе и Александр Меншиков (краткие сообщения на основе сочинений-размышлений учащихся).
Можно ли однозначно оценить личность Петра I? Такие разные ваши суждения неслучайны. Петр был человеком неординарным, ярким, талантливым.
Инсценировка (продолжение).
Петр I:
Стыдно и больно мне за державу было. Промышленности никакой. Железо из Англии везли. Армии нет, войско стрелецкое ненадежно. Флота нет, да и плавать негде. Бояре, как затворники, дома сидят, рукава да бороды до полу свесив. Жены и дочери их вовсе на людях не показываются. Счет вели от сотворения мира. Ни газет, ни театра!!! Сонное царство. Ведают ли о том?
Вопросы к учащимся:
А как изменилась Россия? Какие были проведены реформы? (перечислить все реформы Петра I).
Схема на доске:
Экономические реформы ---- реформа управления ----- военная реформа ----- преобразования в области культуры.
Подумайте, соответствует ли хронология логике данной схемы? (Да, так как все реформы проводились в одно время, параллельно. Это было необыкновенно трудно).
Какое событие способствовало проведению этих реформ? (Северная война)
Какой Россия вышла из Северной войны?
Инсценировка (продолжение).
Меншиков:
А давай-ка, мин херц, устроим любознательным отрокам экзамен.
Петр I:
В начале XVII века был издан указ о том, чтобы дворяне и бояре иноземных обычаев не перенимали, волос не стригли, одежды иностранные не носили. Как должен был я, Петр I, отнестись к этому указу?
Меншиков:
О чем это говорил наш царь: «Правда, зело жесток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен!»
Петр I:
Нами был установлен порядок прохождения государственной службы дворянами. Что это за порядок? В каком документе он закреплен?
Меншиков:
Какой город земли Российской Петр I называл парадизом? Когда он был заложен?
Вопросы к учащимся:
- вспомните, что такое революция?
- произошло ли подобное обновление в России в петровское время?
Россия изменилась качественно, она стала другой страной.
В исторической литературе бытует мнение, будто реформы были задуманы до Петра I, а он лишь реализовал замыслы предшественников. Так ли это? (учащиеся отмечают, что иностранцы в России появляются при Михаиле Федоровиче, Алексее Михайловиче, рассказывают о планах князя Голицына).
Отметьте сходство и различие в замыслах Голицына и Петра I.
Почему Голицын не смог провести эти реформы?
А Петр I? У него огромная власть, ставшая к концу правления абсолютной, то есть неограниченной. У Петра было много сподвижников, которые были преданы ему, опираясь на них он и проводил реформы.
Вывод: Реформы Петра I – своеобразная революция сверху. Поэтому Петра I можно считать «революционером на троне».
Какова же цена петровских преобразований? Учащимся предлагается работа в парах с раздаточным материалом.
Раздаточный материал:
Вариант № 1.
Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, на принудительную отправку работников в Воронеж (на строительство флота), а затем в Петербург. Многие говорили, что Петр не русский царь – иначе бы он не опустошал страну.
Как вы оцениваете политику Петра I?
Были ли правы крестьяне, осуждавшие эту политику?
Вариант № 2.
Крестьяне говорили: «Похваляются, что император был мудрым, а что его мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение».
Что такое подушная подать? Кто ее платил?
Как народ оцениваел налоговую политику Петра I?
Вариант № 3.
«Всякий бунт, возмущение и упрямство без всякой милости имеют быть виселицей наказанными».
Против кого и против чего был направлен этот указ Петра I? Докажите, что для его проявления были основания.
После обсуждения ответов, делаем вывод о том, что перемены в России были достигнуты ценой невероятного напряжения сил народа. Поэтому очень часто происходили восстания (стрелецкий бунт, восстание в Астрахани, восстание Кондратия Булавина).
Цена заплачена немалая, при Петре I в России погиб каждый 10 человек (из 14-17 млн.).
Почему Петру I посвящено немало литературных произведений и научных трудов, а песен о Петре I народ не слагал?
Вывод: Петр I – яркая личность, его реформаторская деятельность привлекает внимание писателей, поэтов, художников.
А вот народу Петр и его дела были чужды; в этом монархе многие не без оснований видели виновника новых бедствий.
Личность Петра I и его реформы стали предметом острых споров, которые усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития.
Так было и в ХIХ веке, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, в начале ХХ столетия, когда правительство опоздало с обновлением общества, а Россия стала на путь кровопролитного революционного развития.
И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес.
Уроки петровской эпохи:
- правительство должно проводить преобразования, если назрела такая необходимость;
- для успеха преобразований привлекать народ на сторону реформаторов;
- начиная реформы, смело идти вперед, нужно думать об интересах всего общества, а не группы лиц.
«Прошло не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо».