Предлагаемый урок – это попытка активизировать интерес шестиклассников к своему краю, ближе и лучше узнать и полюбить его.
Цели:
- сформировать понятие “масштаб”, его виды:
- научить учащихся пользоваться масштабом;
- развивать логическое мышление, культуру речи, внимание:
- воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: план местности, карта Кемеровской области, карта маршрута П.А.Чихачева по Кузбассу, линейка, атласы, квадраты с текстом, условия задач, схема решения задач по теме “Масштаб”.
Ход урока
1. Целеполагание
Учитель географии: Ребята, мы начали изучать интересную тему “План и карта”, познакомились с понятием “план местности”, условными знаками, с помощью которых чертится план местности, но мы не знаем, во сколько раз уменьшают чертежи. Сегодняшний наш урок будет посвящен “Масштабу” и его видам.
Но прежде мне хотелось бы повторить условные знаки.
На доске карта Кемеровской области закрыта квадратами с текстом рассказа. Квадраты открываются поочередно, текст читается учителем, а учащиеся должны заменить слова условными знаками, используя атлас.
Текст. От пристани на реке мы пошли по лугу до деревянного моста. Перешли его и пошли по шоссе вдоль железной дороги. Скоро начался смешанный лес. Выйдя к линии электропередачи, мы свернули на просеку. Идти пришлось долго. Наконец, лес расступился и мы вышли к озеру, берега которого местами оказались заболоченными. Вскоре мы подошли к домику лесника – цели нашего пути.
(Письменные работы учащиеся сдают на листочках учителю).
Убрав все квадраты, раскрыли карту области, на которой записаны следующие стихи Геннадия Юрова:
“Если в карту Сибири всмотреться,
на ней обозначены контуры сердца.
И бьется оно,
И Отчизна внимает
Рабочему ритму
Кузнецкого края.
И в буднях эпохи,
И в каждом из нас
Пульсирует гордое имя – Кузбасс!”
(Знакомство с картой Кузбасса).
Практическая работа
По контуру ребята обводят в тетрадь границу Кемеровской области и наносят города – Кемерово, Мариинск.
Географ: “Язык карты должен был быть точным. Карты необходимо чертить так, чтобы длине каждой линии на карте соответствовало вполне определенное расстояние на земле”.
Сравнение карт: физической, полушарий, Российской Федерации, Кемеровской области, плана местности.
Ребята подмечают, что на одних картах изображение местности более подробное, а на других – менее.
Вводится понятие – масштаб. Число 1/100000 называют масштабом карты, и говорят, что карта сделана в масштабе одна стотысячная.
Далее, в ходе беседы, учащиеся отвечают на вопросы: Что показывает масштаб? Во сколько раз уменьшено расстояние? И снова обращаемся к физической карте полушарий, Российской Федерации, Кемеровской области, плану местности.
В тетрадях учащиеся записывают:
Карты делятся на |
|
мелкомасштабные |
крупномасштабные |
Далее учитель обращает внимание ребят на то, что на картах, как правило, применяют масштабы трех видов: числовой, именованный, линейный.
Запись в тетрадях:
Масштаб |
||
Числовой | Именованный | Линейный |
1 : 500000 | 1 см – 5 км | 5 км – 10 км |
Далее учащиеся выполняют задание: по карте Кемеровской области определить расстояние от Мариинска до Кемерово, Новокузнецка.
На доске – карта с маршрутом путешествия П.А. Чихачева по Кузбассу, а у детей эта карта в атласе.
Учитель математики: “Исследование территории уезда геологом П.А.Чихачевым началась 23 августа 1842 года из села Итат, откуда он свернул на Тисуль. Записи в его дневнике дают природную характеристику этих мест: “Местность, расположенная между Итатом и Тисулем, служит водоразделом Енисея и Оби. Поверхность здесь чрезвычайно неровная. Она все время повышается по мере приближения к Тисулю. Состав почвы и густые леса способствуют тому, что местность становится болотистой, особенно после дождей. По мере приближения к деревне Тисуль и притокам Кии хвойные деревья сменяются белой березой, осокорем, осиной, терном и рябиной. Тисуль стоит на границе большой золотоносной области Западной Сибири”. Дальнейшее знакомство с приисками “Воскресенский” и “Берикульский” позволило ему описать методы, применяемые при добыче золота, условия жизни, быта приисковых работников. Отсюда его маршрут прошел по золотым приискам Кузнецкого Алатау, от его восточных до западных склонов. Геологическое описание территории уезда, сбор коллекции занимали все время геолога.
В математике масштабом называется отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности.
Детям предлагаю решить следующие задачи, используя план-схему: “Решение задач по теме “Масштаб”.
Задача 1. Определите масштаб карты, если расстояние между Итатом и Тисулем 575 км.
Задача 2. Найдите расстояние от с. Кийского до Берикульского прииска, если масштаб карты 1 : 2500000.
Дети по карте в атласе измеряют расстояние и решают задачи, делая записи в тетради.
Учитель математики: “Село Кийское стало отправным пунктом в сторону золотых приисков. В результате золотодобычи и извоза, экономическое положение села Кийское окрепло, поэтому 6 декабря 1856 года село Кийское получило статус окружного города и название Кийск. 11 июня 1857 года город Кийск был переименован в город Мариинск.
Царское правительство для освоения этих территорий направляло переселенцев и беспокойных крестьян, которые должны были нести повинности в пользу казны, обрабатывая определенное количество земли (государственную пашню). Нелегко жилось сибирским крестьянам: они выполняли много натуральных повинностей – постройка каменных зданий, мостов, выставление подвод, ремонт и постройка дорог, содержание сельских и волостных правлений. Посевная площадь в Мариинском округе в 1865 году составляла 67000 десятин, где собирали по 35 пудов с десятины. Сеяли исключительно зерновые: рожь, пшеницу, овес и немного ячменя.
За горами, за лесами
За широкими долами,
Не на небе – на земле
Жили крестьяне в селе.
Сеяли они рожь, пшеницу,
Да возили в град-столицу.
Знать, столица та была
Недалече от села.”
Задача 3. Узнайте расстояние на карте от села Верх-Чебула до град-столицы (города Мариинска), если известно, что расстояние между нами на местности 30 км, а масштаб карты – 1 : 2500000.
Дети решают задачу и дают ответ.
Учитель математики:
“Там пшеницу продавали,
Деньги счетом принимали.
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
Со станции Мариинск ежегодно отправлялось до 3 млн. пудов хлеба по железной дороге, построенной в 1897 году.”
Задача 4. Определите, куда было выгоднее отправлять хлеб по железной дороге: на восток – в Красноярск, или на северо-запад – в Томский острог, основанный в 1604 году, если масштаб карты 1 : 2500000, изображение железной дороги до Томского острога 9 см, а расстояние до Красноярска – 360 км?
Дети решают задачу и дают ответ.
Итог урока:
Вопросы:
1) Что называется масштабом карты?
2) Какие виды масштаба вы знаете?
3) Для чего нужен масштаб?
4) Где применяется масштаб?
Домашнее задание: параграф 5, задание 4 – 5.
Литература
- Виленин Н.Я. Математика. Учебник для 6 классов, - М., издательство “Русское слово”, 2001 год.
- Зеленин Ф.В. Земля Мариинская: краеведческое пособие, - Кемерово, издательство Обл.ИУУ, 1999 год.
- Региональные образовательные программы. Атлас для школьников, Кемеровская область “Просвещение - регион”, 2002 год.
- Исследователи Кузбасса. Кемерово, 1983 год.
- Ильес Е., Кларчихин В., Мы живем на Кие. Студия “Панорама”, Кемерово, 2000 год.
- Терентьев Н, Сказание о Мариинске. Сборник статей, очерков, легенд, стихов о городе на Кии. Кемерово, 2000 год.
- Соловьев Л.И. Краеведческие игры. Учебное пособие. Издательство “Кузбассвузиздат”, 1998 год.