Тема урока: "Австралия — удивительный материк"

Разделы: География


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: урок игра – путешествие.

Цели:

Образовательные: повторение пройденной темы, обобщение и создание целостного представления о материке.

Развивающие: развитие пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения; развитие умений работы с картой и другими источниками информации; развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение).

Воспитательные: повышение интереса к изучаемому предмету, побуждение поиска новых, дополнительных знаний об изученном материке; внимательное отношение к природе, формирование мировоззрения, оценочного суждения.

Методы: репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский.

Средства обучения: физическая карта материка, карта “путешествия”, атласы, учебники, раздаточный материал (жетоны, контурные карты, текст стихотворения), таблицы.

Структура урока.

Девиз: География – наука путешествий и открытий. (написано на доске)

1. Организация класса.

2. Применение полученных знаний и обобщение.

Выявление цели урока через домашнее задание (в качестве домашнего задания каждому дана распечатка стихотворения Г. Усовой “Австралия”).

Австралия – страна наоборот,
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето.
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи.
Рождаются зверята из яиц.
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводнение.
Спасает юг от северной жары.
Столица не имеет населенья.
Австралия – страна наоборот.
Ее исток на лондонском причале
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия – страна наоборот.

Нужно было доказать на конкретных примерах все, о чем говорится в стихотворении. Для этого ребята поработали самостоятельно с разными источниками информации, в том числе с дополнительной литературой. Результаты работы записали в форме кратких ответов в тетради. Ответили устно, таким образом вывели цель урока: обобщение знаний о материке, выявление интересной информации об удивительной природе Австралии.

На доске карта путешествия. На карте изображены все препятствия, которые предстоит преодолеть: долина “Сомнений”, река, гора “Эрудит”, хребет “ Географии”, пропасть, пик “Успеха”.

Начало путешествия:

Перед вами высокие горы стоят
Зовут они в гости пытливых ребят
В дорогу собраться не трудно для нас
И вот вы к походу готовы сейчас.

На столах у вас жетоны
Кто сегодня отвечает, тот жетончик получает
В конце урока посчитаем – победителей узнаем.

(багаж знаний – рюкзак).

1) “Долина сомнений” первое препятствие.

У меня в руках матроса Ивана записка
Он себя считает знатоком
Австралийский мир ему знаком
Постарайтесь вы при чтении
Выбрать то, что вызовет сомнения.

Ребята работают индивидуально и в парах, используют атлас, на черновике отмечают ошибки.

“ … прежде чем посетить саму Австралию, мы решили осмотреть ее берега. Для этого мы сели в корабль севернее острова Мадагаскар (Тасмания), который находится на юге материка и поплыли на запад по Большому Индийскому (Австралийскому) заливу. Затем, доплыв до крайней западной точки Австралии м. Байрон (м. Стип-Пойнт), мы проплывали мимо больших пустынных пространств по водам Атлантического (Индийского) океана. Далее, прежде чем попасть к крайней северной точке материка м.Йорк, мы плыли по водам Арафурского моря. Обогнув м.Йорк, мы чуть было не натолкнулись на Малый (Большой) Барьерный риф, но наш капитан обогнув его по Коралловому заливу (морю), успешно довез нас до столицы Австралии города Сидней (Канберра), проплыв мимо крайней восточной точки материка м. Стип – Пойнт (м.Байрон). Итак, обогнув Австралию, осмотрев ее берега мы принялись изучать все самое интересное на самом материке..”

Что напутал матрос?

2) “Река”.

Продолжаем трудный путь
Нельзя присесть и отдохнуть,
Чтобы реку переплыть
Надо нам определить
Посмотрите на картины
Здесь пустыни и долины
Подарил мне их художник
Про названия забыл.
Вы внимательно смотрите
И названья подпишите.

По картинам, расположенным в классе необходимо определить Природные зоны Австралии (пустыни, саванны, экваториальные леса).

3) “Гора Эрудит”.

А теперь наш путь лежит
Через гору “Эрудит”
Если много вы читаете,
Значит все вы отгадаете.

А) Об этом материке еще до его открытия имелось твердое убеждение, что он существует, и его назвали “Terra Australis incognita”. Что это значит, о каком материке идет речь? (Неведомая южная земля Австралия)

Б) Роман Жюля Верна “Дети капитана Гранта”

географ Паганель:

“Говорю вам, повторяю вам, клянусь вам, что это самый любопытный край на всем земном шаре. Его возникновение, природа, растения, животные, климат… – удивляло, удивляет и удивит всех ученых мира… Материк, который зарождаясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как своеобразное гигантское кольцо; материк где реки пересыхают с каждым днем; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья не дают тени, деревья часто несгораемы, а леса низкорослы и травы гигантской высоты; где животные необычны: у четвероногих имеются клювы, у кенгуру лапы разной длины, а лисицы порхают с дерева на дерево… О! Самая причудливая, самая нелогичная страна! Земля парадоксальная, отвергающая все законы природы! Вот она, эта Австралия, некая пародия на мировые законы или, вернее, вызов, брошенный всему остальному миру!” В чем причина такой уникальности этого удивительного материка? ( Австралия – материк реликтов животных и растений, сохранившихся от прошлых геологических эпох, так как Австралия после своего отделения существовала отдельно, не имея сухопутных границ с другими материками)

В) В Австралии насчитывается более 500 видов таких деревьев, они являются символом Австралии. Что это за деревья? Что вам еще известно о них? ( Эвкалипт. Самые высокие в мире деревья – 155м и толщиной ствола до 10 м. У эвкалиптов твердая древесина, а кора и листья богаты эфирными маслами. Мощные корни доходят до грунтовых вод – осушение. Листья обращены к солнцу ребром и не дают тени. Выращивают во всех странах субтропических и тропических поясов)

Г) Когда ученые впервые прочитали описание этого животного, они отказались верить в его существование. Посудите сами: “У него тело жирного щенка со шкурой, которая ему заметно велика, между пальцами лап – перепонки, на голове утиный клюв, хвост как у бобра, а передние лапы – барсучьи. В довершении ко всему у самца на задних лапах петушинные шпоры, которые выделяют яд. Самка откладывает яйца, но вылупившихся детенышей кормит молоком”. Вы узнали это животное? Каких еще необычных представителей животного мира можно встретить в Австралии? ( Утконос. Древние яйцекладущие млекопитающие, сумчатые и другие животные, которые вымерли на других материках).

Д) Какие насекомые строят глиняные постройки конической формы высотой до 5 метров? (Термиты).

Е) Самая большая постройка, созданная на Земле живыми существами, представляет собой огромную полосу, протянувшуюся на 2000 км у побережья Австралии. Что вы знаете об этом сооружении? ( Большой Барьерный риф, достигающий в длину 2000 км, в ширину 150 км, сложен из органических остатков самих строителей – коралловых полипов).

4) “Хребет Географии”.

Наш путь лежит через хребет
Одна гора трудней другой!
Как все узнать про материк?
Путешественник без карты не привык
Выйдем мы из положенья
Карту создадим в одно мгновенье.

Задание: Нанести номенклатуру без использования атласа.

4а) “Хребет Географии”

А теперь словарь по теме
Береги урока время
В каждом наборе есть лишнее слово
Назвать вы сейчас его будьте готовы!

– Дарлинг, Конго, Муррей.
Атлантический, Индийский, Тихий.
– Тропический, Субтропический, Умеренный.
– Центральноавстралийская низменность, Килиманджаро, Косцюшко.
Баобаб, Эвкалипт, Акация.
Марабу, Лирохвост, Попугай.
– Пустыни, Тайга, Саванны.
– Йорк, Байрон, Игольный.
– Кенгуру, Обезьяны, Утконос.
– Бассов, Мозамбикский, Торресов.

5) “Пропасть”.

Перед нами пропасть братцы
Постарайтесь не сорваться
Для того, чтобы построить мост
Вы ответьте на вопрос:

а) Чем объяснить, что Австралия самый сухой материк Земли? ( Ее большая часть лежит в тропическом поясе, где преобладают сухие тропические воздушные массы с высокими температурами ).

б) Почему в рельефе Австралии преобладают равнины? Могут ли в Австралии быть землетрясения и процессы вулканизма? ( В основании материка – древняя платформа, нет границ литосферных плит).

в) Как бы изменилась природа Австралии, если бы горы были не на востоке, а на западе материка? ( Влажные воздушные массы с Тихого океана проникали бы далеко вглубь материка и не было бы пустынь).

6) Блиц – турнир “Я знаю” - “Пик успеха”

И осталось нам ребята
На “Пик успеха” взойти,
А для этого нам надо
“Блиц – турнир” провести.

– Самый маленький материк Земли? (Австралия)

– Самое распространенное дерево? (Эвкалипт)

– Самое большое озеро? (Эйр)

– Высочайшая точка материка? ( гора Косцюшко)

– Именем какого путешественника назван остров на юге материка? (Абель Тасман)

– Мореплаватель, доказавший существование самостоятельного материка Австралия? ( Дж. Кук)

– Горы в Австралии? (Большой Водораздельный хребет)

– Чем занята наибольшая часть материка? (Пустыни)

– Есть ли в Австралии вулканы? ( Нет)

– Климатический пояс, в котором лежит большая часть Австралии? ( Тропический)

– Как называются русла временных пересыхающих рек на материке? ( Крики )

– Крупнейшая речная система материка? ( Муррей и Дарлинг )

– Заросли сухих кустарников из акаций и эвкалиптов? (Скрэб)

– Полоса коралловых рифов у берегов Австралии? (Большой Барьерный риф)

– Какие постоянные ветры оказывают наибольшее влияние на климат материка? (Пассаты)

– Какое государство занимает целый материк? (Австралийский Союз)

– Назовите природную зону на севере Австралии? (Саванны)

– Какое животное питается термитами? ( Ехидна)

– Какие животные изображены на государственном гербе Австралии? (Страус Эму, кенгуру)

3. Рефлексия.

С “Долины Сомнений мы начали путь,
Прошли весь “хребет География”,
Достигли вершины “Успех” с рюкзаком
Рюкзак для проверки сейчас мы сдаем!

Подсчитать количество жетонов и сказать учителю.

1 – 3 – “3”

3 – 5 – “4”

5 – 10 – “5”

Ребята, что понравилось на уроке? На каком этапе было легко, а на каком испытывали затруднения?

4. Домашнее задание.

Обобщив знания по теме, начиная с истории открытий и до населения материка, я думаю, что вы еще лучше узнали об Австралии и вам захотелось узнать, прочитать еще и еще о ней и даже совершить путешествие на этот удивительный материк. Предлагаю творческое задание по желанию “Памятка, отправляющемуся в Австралию”. ( Что надеть, что с собой взять, на чем лучше путешествовать, какие достопримечательности посетить, что обязательно посмотреть и т.д.).