ВВЕДЕНИЕ
В нашей школе во II ступень переходят дети, которые закончили I ступень по программе РО Л.В.Занкова и продолжат обучение по той же программе.
Мы приобрели для этих классов в городе Самаре учебники под названием “Основы географии”, авторы М.А. Никонова, И.Б. Шилина, О.А. Бахчиева.
Авторы учебника рекомендуют обучать по системе Л.В. Занкова пятиклассников, или шестиклассников общеобразовательных школ и гимназий, которые обучались по этой программе в начальной школе.
Имея большой опыт работы, я запланировала в 5 классе изучить материал двух учебников (“Основы географии”, 5 класс и учебник географии за 6 класс автора Т.П. Герасимовой), так как в учебнике за 5 класс, нет многих понятий и терминов. Я с ними пройду программу 6 класса, а в 6 классе начну изучать учебник по программе 7 класса, то есть опережение на 1 год.
Через дополнительный материал учебника реализую принципы развивающего обучения Л.В. Занкова в основной школе:
- Принцип обучения на высоком уровне трудности.
- Изучение материала быстрым темпом.
- Осознание школьниками процесса обучения.
- Индивидуальный подход к учащимся на основе изучения индивидуально-психологических особенностей обучаемых.
“ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ХАРАКТЕРИСТИК СОСТОЯНИЯ ВОЗДУХА”
Цели и задачи урока
1) Сформировать представления о способе измерения температуры воздуха, ее суточных колебаниях, а также о факторах, влияющих на амплитуду температуры воздуха.
2) Сформировать умения учащихся выполнять практическое задание по вычерчиванию графика хода годовых температур в г. Нерюнгри.
3) Сформировать знания о своем крае.
Оборудование
Термометры, календари погоды, физическая карта полушарий, атласы Якутии, климатическая карта Якутии.
Термины и понятия
Температура воздуха, амплитуда, средняя температура – суточная, максимальная, минимальная, изотерма.
Формы проведения урока
1) Беседа.
2) Самостоятельная работа проблемного характера по вычислению средней суточной температуры и амплитуды колебания температур.
3) Практическая работа по вычерчиванию графика хода годовых температур в нашем городе (работа в парах).
Содержание урока
1. Самостоятельная работа по группировке понятий: температура, кислород, азот, облака, погода, ветер, углекислый газ, тропосфера, стратосфера, мезосфера (работа в группах).
Учащиеся отвечают, как сгруппировали понятия и объясняют, почему именно так. (Цель этой работы – развитие логического мышления).
I группа - погода: облака, ветер, температура.
II группа - строение атмосферы: тропосфера, стратосфера, мезосфера.
III группа - состав воздуха: кислород, азот, углекислый газ.
2. Беседа. Сегодня на уроке будем говорить о температуре воздуха – одной из самых главных характеристик состояния воздуха.
Мы послушаем отрывок из книги шведской писательницы “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями” и ответим на вопрос: “Почему замерз глупый Тролль?” В книге рассказывается о глупом Тролле, который решил: “Построю дом поближе к солнцу, - пусть оно меня греет”.
И Тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч.
- Вот теперь, пожалуй, хватит! – сказал Тролль. – Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого Солнца под боком. Уж рядом с Солнцем не замерзну! И Тролль полез на гору.
Только что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. “Ну, - думает, - отсюда до солнца рукой подать!”. А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Тролль этот был упрямый, - если уж ему в голову что западает – ничем не выбьешь. Решил на горе строить дом – и построил. Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает.
Так глупый Тролль и замерз.
Ребята высказывают свое мнение и отмечают, что воздух греется от земной поверхности и чем дальше (выше), тем холоднее.
Поэтому замерз Тролль.
3. Работа с рисунком 73 (учебник, 6 класс) – зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей.
Вывод учащихся. Чем выше солнце над горизонтом, тем сильнее греется земная поверхность и воздух над ней. (По атласу Якутии определяем высоту солнцестояния: летом – 56,6?, зимой – 9,8?над горизонтом).
4. Проблема – как измерять температуру воздуха.
Люди каких профессий следят за температурой воздуха?
Найдите ошибку в тексте.
Зачитывают.
Один человек приехал впервые в Африку и решил узнать, какова температура воздуха? Он в 6ч. 30мин. утра вынес термометр на балкон и положил на солнце. Когда вернулся с завтрака, термометр показывал + 48° С. Удалось ли ему в то утро узнать температуру воздуха?
Дети отвечают, что нет, так как температуру воздуха измеряют в тени, на высоте 2 метра от земной поверхности.
Рассказывают по рисунку (страница 111, учебник, 5 класс) о “Гноме, который взобрался по лестнице в метеобудку для снятия показаний температуры с термометра”.
Рассказ о метеорологических наблюдениях в поселке Чульман Нерюнгринского района.
5. Беседа о разной температуре воздуха в зависимости от времени суток, сезона, от высоты рельефа, от рельефа территории. Анализ рисунка со среднегодовыми температурами Земли и объяснения изменения температура от экватора к полюсам.
6. Знакомство детей с дополнительной информацией в учебнике 5 класса “Мудрой совы” (игровые персонажи), с самым жарким местом в мире (Африка, Ливийские пустыни +56?С ). Показ учителем на карте Ливийской пустыни.
А где у нас полюс холода? Учащиеся называют: север, Арктика, Антарктида.
Учитель уточняет Антарктида, станция Восток – 89,2?С.
7. Анализ годового хода температур в городе Нерюнгри и амплитуды колебания температуры. Определение среднесуточных температур. Что такое изотерма на климатической карте? (Учащиеся знакомятся с изотермами по карте Якутии).
8. Практическая работа – начертить график хода годовых температур в городе Нерюнгри (работа в парах, заготовки для построения графиков раздаю группам учащихся, контроль и взаимоконтроль выполненных графиков осуществляют сами учащиеся). (Рисунок1).
9. Итоги урока. Оценки. Домашнее задание.
Что нового открыли для себя?
Учащиеся отвечают:
- Воздух греется от земной поверхности.
- Температура воздуха понижается с высотой.
- Температура воздуха зависит от:
- угла падения солнечных лучей;
- от подстилающей поверхности (суша, вода);
- сезонов года;
- высоты рельефа.