Это урок комплексного получения знаний, поэтому поставленные цели направлена на развитие творческих способностей учащихся, умение применять уже полученные знания по географии и химии при изучении нового материала..
Цели урока:
Показать многообразие углерода и его
соединений в природе.
Оборудование:
- Физическая карта, значки полезных ископаемых
- Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
- Коллекции “Нефть и продукты ее перегонки”, ”Каменный уголь и продукты его переработки”
- Компьютерные диск, в который включены таблицы, схемы, материалы по драгоценным камням, перегонка нефти, кристаллические решетки и другие материалы урока.
- Приборы и реактивы, необходимые для получения углекислого газа и его качественного определения.
- Образцы полезных ископаемых.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово.
Елена Ивановна – учитель географии сообщает о необходимости проведения интегрированного урока.
Положение углерода в ПСХЭ Д.И. Менделеева обсуждается вместе с учащимися. Называются основные характеристики, рассматриваются структурные формулы простейших углеводородов.
Елена Дмитриевна – учитель химии продолжает:
Среди жизненно важных элементов углерод – один из важнейших: жизнь на нашей планете построена на улеродной основе. Почему? Ответ на этот вопрос дал еще Д.И. Менделеев в “Основах химии”. Углерод встречается в природе как в свободном виде, так и в виде соединений. Способность атомов углерода соединяться между собой, и давать сложные соединения проявляется во всех углеродистых соединениях, кроме того ни одна пара элементов не дает столько соединений как углерод с водородом.
Е.И.: Если нефть, газ и уголь в своем составе кроме углерода и его соединений содержат примеси, то алмаз и графит – это чистые формы углерода. Они как братья близнецы, которые имеют разный характер.
(Проецируется схема, отражающая нахождение углерода в природе)
Е.Д.: А теперь посмотрите, что можно получить из этих полезных ископаемых
(На экран проецируется Древо химии)
2. Сообщения информационного характера о нефти, подготовленные учащимися.
...В раннее Средневековье нефть сначала добывали из колодцев, а потом начали бурить первые скважины глубиной до 200–300 м
(Файлы – нефтяные скважины, продукты получаемые из нефти, перегонка, проекция на экран)
3. Месторождения нефти – Е.И. прикрепляет значки на карте.
4. Сообщения информационного характера о природном газе.
(По ходу выступлений – Древо химии)
Е.И. – работа с картой, Е.Д. – запись уравнений реакций горения СН4, С2H6, C3H6, С2H2
(На экран проецируются уравнения реакций, проверяется расстановка коэффициентов)
5. Сообщения информационного характера об угле.
Е.Д.: Уголь, составная часть пороха который был так необходим в годы Великой Отечественной войны. Одним из компонентов является еще и нитрат натрия.
Опыт “Горение угля в селитре”
Е.Д.: На коксохимических заводах уголь нагревают без доступа воздуха и получают на основе продуктов разложения более 400 различных продуктов, стоимость которых в десятки раз выше стоимости самого угля. (Проекция фотографий коксохимического завода)
Е.И.: Исключительно крупными бассейнами в России являются Ленский, Кузнецкий, Тунгусский, Таймырский, а также большие месторождения есть в США, Китае, Казахстане.
6. Сообщения информационного характера о графите.
Е.Д.: Проекция кристаллических решеток алмаза и графита – это аллотропные видоизменения углерода, изменяется строение, изменяются свойства. Что вам известно об алмазах?
7. Сообщения информационного характера об алмазах.
Е.И.: В витринах Алмазного фонда в Москве размещено более 500 крупных ювелирных алмазов.
(Проекция украшений)
8.
Е.Д.: Все рассмотренные нами вещества органического происхождения, но как известно углерод образует и неорганические соединения:
НЕМЕТАЛЛ—КИСЛОТНЫЙ ОКСИД—ГИДРОКСИД—СОЛЬ
Работаем со схемой № 2 (карбонаты)
Сказка о братьях карбонатах.
9. Лабораторный опыт “Подтверждение качественного состава карбонатов”
На столах учащихся образцы известковых пород, ракушки. Предлагается собрать прибор для получения углекислого газа, подтвердить качественный состав действием соляной кислоты на породу, пропустить выделяющийся газ через раствор известковой воды. Результаты обсуждаются.
10. Проведение тестирования по изученному на уроке.