Цель урока: научить основным признакам землетрясения, их географии размещения и оказанию первой помощи пострадавшим при землетрясении.
План урока:
1. Просмотр видеосюжета о землетрясении.
2. Выявление на карте РФ сейсмических территорий
страны.
3. Оценка землетрясений по 12-балльной шкале.
4. Оказание первой медицинской помощи при
землетрясении.
Оформление класса: на классной доске записана тема, цель и план урока; определение: “Землетрясение – это толчки и колебания с образованием смещений и трещин земной поверхности вследствие тектонических движений”.
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте, уважаемые
гости.
Я веду урок в 9-м классе и продемонстрирую вам
фрагмент урока по теме “Природные катаклизмы
Земли – землетрясения. Оказание первой
медицинской помощи”.
В программе школьного курса географии есть
смежные с предметным курсом ОБЖ темы, такие, как
стихийные природные явления и правила
безопасного поведения при стихийных природных
явлениях.
Далее учитель предлагает учащимся посмотреть видеосюжет о землетрясении (5–7 мин.).
Учитель: А теперь, после просмотра видеофильма, давайте мы с вами попытаемся выявить по карте РФ сейсмические территории нашей страны.
1-й ученик выходит к классной доске и показывает на карте России наиболее опасные в сейсмическом отношении территории России.
Ученик: На территории России наиболее
опасными в сейсмическом отношении являются
Кавказские горы, горы Южной Сибири, центральная и
южная части Дальнего Востока, а особенно район
полуострова Камчатка, Курильские острова и остров
Сахалин.
На территории Татарстана сильных землетрясений
не происходит (бывают только небольшие толчки,
эпицентр которых находится в сейсмически
опасных зонах России), т.к. республика находится
на древней геологически устойчивой структуре –
Русской платформе.
Учитель: Таким образом, все мы прекрасно знаем, что землетрясение является одним из опаснейших видов стихийных природных явлений, которые приносят с собой очень большие бедствия и разрушения для человека. Любое землетрясение на поверхности Земли определяется по “шкале землетрясений” (которая показана на классной доске). Ребята, кто нам сможет объяснить данную шкалу?
2-й ученик выходит к классной доске и объясняет всем гостям и учащимся шкалу землетрясений.
Измерение силы землетрясения
Ученик: Сила землетрясения измеряется в баллах.
- 1–2 балла: слабые толчки, не ощущаются человеком. Их отмечают только приборы.
- 3–4 балла: толчки ощущаются человеком, разрушений не происходит.
- 5–6 баллов: происходят легкие повреждения зданий, появляются трещины в грунте.
- 7–8 баллов: частичное повреждение зданий.
- 9–10 баллов: образование трещин до нескольких десятков сантиметров, обвалы в горах.
- 11–12 баллов: разрушается все на земной поверхности.
Учитель: Таким образом, изучив данную
шкалу, мы с вами можем сделать вывод о том, что
наиболее опасными для человека являются
землетрясения начиная с 5–6 баллов (т.к. при такой
силе происходит нарушение целостности здания).
Начиная с 8–9 баллов, землетрясение наносит
отрицательное воздействие на человека и из-за
своей внезапности способствует не только
нарушению целостности зданий, но и причинению
человеку различного вида травм, ушибов,
переломов, а в некоторых случаях даже
возникновение и летальных исходов (виды травм,
ушибов и переломов записаны на классной доске).
Итак, пожалуйста, ответьте, ребята, какая же
первая помощь необходима пострадавшим в
результате землетрясения?
3-й ученик объясняет правила оказания первой помощи пострадавшим при ушибах и сдавливании тяжелыми предметами.
Ученик: Наиболее распространенным
повреждением мягких тканей и органов является
УШИБ. При разрыве крупных сосудов под кожей могут
образоваться скопления крови – гематомы.
Очень серьезной травмой является сдавливание,
при котором происходит размозжение мышц, сосудов
и нервов. Такие повреждения возникают от
давления больших тяжестей (стена, балка, земля) во
время землетрясений. Сдавливание сопровождается
развитием шока и в последующем отравлением
организма продуктами распада мягких тканей.
В случае сдавливания нельзя:
- устранять препятствие кровотоку (освобождать сдавленные конечности) до наложения защитных жгутов и приема пострадавшим большого количества жидкости;
- согревать сдавленные конечности.
Первая помощь при сдавливании (ушибе)
- Обложить сдавленные конечности пакетами со льдом, снегом или холодной водой.
- Дать 2–3 таблетки анальгина, предложить обильное теплое питье.
- Наложить защитные жгуты на сдавленные конечности до их освобождения.
- Извлечь пострадавшего из-под обрушившихся на него тяжестей.
- Сразу же после освобождения туго забинтовать поврежденные конечности.
- Поврежденные конечности иммобилизуют при помощи шин.
- Повторно приложить холод к поврежденным конечностям.
- Продолжать давать обильное питье до прибытия врача.
- Больной подлежит немедленной транспортировке в лечебное учреждение в положении лежа.
4-й ученик рассказывает об оказании первой помощи при переломах.
Ученик: Перелом –
повреждение кости с нарушением ее целостности.
Большинство переломов сопровождаются смещением
отломков.
Быстрое создание неподвижности в области
перелома – иммобилизация –
уменьшает боль и является главным моментом в
предупреждении шока.
В случае перелома нельзя:
- оставлять пострадавшего одного;
- двигать сломанные части тела;
- пытаться вернуть кости в правильное положение;
- использовать шины, если пострадавший лежит в позе “лягушки”.
Первая помощь при переломах
- При открытых переломах сначала наложить повязку, при необходимости наложить жгут.
- Зафиксировать шинами сломанную конечность с обязательной фиксацией двух соседних суставов и обеспечить абсолютный покой сломанной конечности.
- Если пострадавший лежит в позе “лягушки”, подложить валик из одежды под колени.
- Вызвать “Скорую помощь” или отвезти пострадавшего в больницу.
5-й ученик объясняет оказание первой помощи пострадавшим при получении различных видов травм.
Ученик: Травмы – чаще
всего присутствуют в результате ушиба или удара
при падении. Повреждения могут быть как
поверхностными, так и внутренними. При
землетрясениях обычно наблюдаются травмы
головы, позвоночника, живота и грудной клетки.
Существенное значение имеет наблюдение за
пострадавшим в течение последующих 24 часов.
Опасное для жизни осложнение иногда в первый
момент не проявляется, а возникает по прошествии
какого-то времени.
Первая помощь должна быть направлена на
остановку кровотечения.
В случае получения травмы нельзя:
- оставлять пострадавшего в состоянии комы лежать на спине;
- подкладывать под голову подушку, сумку или свернутую одежду;
- переносить или перетаскивать пострадавшего без крайней необходимости (угроза взрыва, пожар и т.п.).
Первая помощь при травмах
- Оценить состояние пострадавшего и выяснить, чем была нанесена травма.
- При тяжелых травмах не двигайте пострадавшего без крайней необходимости.
- Убедиться в наличии пульса на сонной артерии (при отсутствии пульса немедленно начинайте непрямой массаж сердца).
- Если пострадавший потерял сознание, но у него сохранились пульс и дыхание, быстро уложить пострадавшего на живот и очистить с помощью платка или салфетки ротовую полость.
- При кровотечении наложить кровоостанавливающие жгуты, на раны наложить повязки.
- При подозрении на переломы костей конечностей - наложить шины.
- Вызвать “Скорую помощь”.
Учитель: Молодцы, ребята! Цель,
поставленную сегодня на уроке, мы с вами
достигли. Я очень вами довольна.
Для того, чтобы материал сегодняшнего урока вы
лучше запомнили, я раздам вам памятки по оказанию
первой помощи при землетрясении (учитель
раздает памятку каждому ученику). На этом наш
урок закончен. До свидания!