Учебно-воспитательные задачи:
- Обобщить и закрепить знания учащихся по данной теме.
- Развивать: интерес к предмету, умение работать группой, речь, быстроту реакций, мышление.
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в группе, инициативу, умение слушать и слышать.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование: карта Океанов, атласы у учащихся, карточки с географическими терминами, различные иллюстрации, картинки, рисунки с изображением океана, высказывания об океанах Ж. Верна, аудиозапись “Голоса океана”, подборка стихов об океане, портреты Ф. Магеллана, Васко да Гама, Ж-Ф. Лаперуза, В. Баренца.
Структура урока.
Погружение в урок (дети заранее разделились на 4 команды).
- Ребята! В течение нескольких уроков мы знакомились с океанами. Вы знаете, что океаны - это голубое зеркало нашей планеты, колыбель жизни на Земле. Не зря, стоя на берегу океана, не устаёшь им восхищаться. Он завораживает, он манит к себе своей неповторимостью, своей загадочностью. Вот как об океане говорят Ж. Верн и Н. Уэмура. Давайте прочитаем:
“Вы совершите путешествие в страну чудес! Смена впечатлений взволнует ваше воображение. Вы не устанете изумляться виденному… Я хочу ещё раз окинуть взглядом всё, что мной изучено в морских глубинах, не однажды мною исследованных!..” Ж. Верн.
“Атлантический океан! Необозримая огромная водная равнина, раскинувшаяся на двадцать пять миллионов квадратных миль! Величественная водная гладь! Из конца в конец бороздят эти воды корабли всех стран, под флагами всех наций мира, и охраняют их два огромных стража, внушавшие страх мореплавателям, - мыс Горн и мыс Бурь!” Ж. Верн.
“Я и раньше представлял себе, что Северный Ледовитый океан – страшное место, но увиденное превосходит всё, что мне довелось слышать о нём.” Н. Уэмура.
- Это впечатления Ж. Верна и Н. Уэмура. А теперь послушаем, как выглядит подводный мир в стихотворении К. Бальмонта “Меж подводных стеблей” (стихотворение читает заранее подготовленный ученик в сопровождении мелодии).
Хорошо меж подводных стеблей,
Бледный свет. Тишина. Глубина.
Мы заметим лишь тень кораблей,
И до нас не доходит волна.
Неподвижные стебли глядят,
Неподвижные стебли растут.
Как спокоен зелёный их взгляд,
Как они бестревожно цветут.
Безглагольно глубокое дно,
Без шуршанья морская трава.
Мы любили, когда – то, давно,
Мы забыли земные слова.
Самоцветные камни. Песок.
Молчаливые призраки рыб.
Мир страстей и страданий далёк.
Хорошо, что я в море погиб.
Конкурсная программа.
Сегодня и вы поделитесь знаниями об океанах. Для работы вы разделились на команды. Та команда, которая наберёт большее количество очков, получит звание “Знатоки океанов”. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Итак, начинаем с блиц – опроса:
I команда | II команда | III команда | IVкоманда |
Какова площадь океана? |
|||
Тихого океана (178,6 млн. кв.км) |
Индийского океана (76,17 млн.кв.км) |
Атлантического океана (91,62 млн. кв. км) | Северного Ледовитого океана (13 млн кв. км). |
Кто первый? |
|||
Составил описание маршрутов плаваний по Индийскому океану ?(арабы) | Экспедиция, какого государства одна из первых начала комплексные исследования природы Атлантики? (Англия) | Кто первым из европейцев увидел Тихий океан? (Ф.Магеллан) | Кто первым собрал сведения о природе приполярных областей океана? (Нансен) |
О каком океане идёт речь? |
|||
Самый “вытянутый” океан?
(Атлантический)
Занимает 1/3 планеты? (Тихий) |
Самый глубокий океан? (Тихий) Особенность этого океана – большой шельф, который составляет более трети площади дна океана? (Северный Ледовитый) |
Самый “солёный”? (Индийский)
В этом океане особенно выражены срединно – океанические хребты. (Атлантический) |
Самый тёплый? (Индийский)
Этот океан занимает четвёртое место по площади. (Северный Ледовитый) |
Подводится итог
Следующее задание содержит в себе такие вопросы: Кто такой? Что такое?
Каждой команде даются карточки с географическими терминами. В течение одной минуты команды готовятся, а затем дают ответы.
Шельф (материковая отмель) | Тайфун (тропический циклон) | Пассат (постоянный ветер) | Персидский (залив) |
Цунами (гигантская волна) | Гольфстрим (тёплое течение) | Промилле (величина измерения солёности воды) | Индостан (полуостров) |
Муссон (сезонный ветер) | Погофоры (организмы) | Куросио (тёплое течение) | Бриз (ветер, меняющий своё направление 2 раза в сутки) |
Камчатка (полуостров) | Бенгальский (залив) | Сомали (полуостров) | Антарктида (материк) |
Мари??анский (желоб) | Пиренейский (полуостров) | Мексиканский (залив) | ….. Западных ветров (течение) |
“Найди меня”. По географическим координатам, определить какой географический объект здесь находится:
15°с.ш. и 65°в.д. (Аравийское море. Индийский океан) | 2°с.ш и 2°в.д. (Гвинейский залив. Атлантический океан) | 51° ю.ш. и 75°з.д. (Магелланов пролив. Тихий океан) | 75°с.ш. и 30°в.д. (Баренцево море. Северный Ледовитый океан) |
- Почему эти географические объекты получили такие названия?
“Третий лишний”. Перед вами три названия морей. Нужно исключить одно и объяснить по какому признаку вы исключили то или другое море.
Карибское (Атлан.ок.) | Берингово (Тих.ок.) | Саргассово (Атлан.ок) | Японское (Тих.ок.) |
Красное (Инд.ок.) | Фиджи (Тих.ок) | Тасманово (Тих.ок.) | Бофорта (Сев.Лед.ок.) |
Аравийское (Инд. ок.) | Арафурское (Инд.ок) | Средиземное (Атлан.ок.) | Коралловое (Тих.ок.) |
“Исправь ошибку”. На магнитной контурной карте перепутаны названия
географических объектов принадлежащих океанам. Нужно восстановить справедливость в течение 1 минуты.
Заключительная часть.
Подведение итогов.
Присвоение звания “Знатоки океанов”.